Близится 13 сентября - единый день голосования. В одних территориях Московской области будут проходить очередные выборы депутатов местных Советов депутатов, в других довыборы вместо выбывших из депутатского корпуса. Порядок проведения этих выборы регулируется законом Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
Давно стало правилом, что накануне очередного выборного цикла единороссовское большинство в Государственной Думе вносит изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав», целью которых является создание правовых оснований, способствующих удержанию «Единой Россией» своих позиций на всех уровнях власти: местной, региональной, федеральной.
Эти поправки размывают основы проведения свободных демократических выборов, создают условия, затрудняющие осуществление общественного контроля за соблюдением даже этих урезанных законодательных установлений.
Для выдвижения кандидатов на те или иные должности в органах власти изобретаются новации, усложняющие или делающие невозможными осуществления гражданами своего пассивного избирательно права на выдвижение кандидатами в депутаты, в главы органов местного самоуправления, в губернаторы. Для последних внедрено прохождение, так называемого, муниципального фильтра, когда кандидат на должность руководителя субъекта РФ должен заручиться поддержкой некоторого числа депутатов местных советов.
В Московской области в результате протащенной губернатором А.Воробьёвым административной реформы с преобразованием районов в городские округа, число депутатов местных советов сократилось в несколько раз, а, следовательно, они стали более управляемыми. Возникла парадоксальная ситуация, когда выдвинуться в президенты проще, чем в губернаторы.
Сплошь и рядом непосредственное мнение народа (избирателей), как единственного носителя власти, закреплённое в Конституции РФ, даже по вопросам, затрагивающим интересы всего населения, подменяется мнением его «представителей» в законодательных органах власти. Так, в Московской области прямые выборы глав городских округов подменены выборами или назначением их советами депутатов. Не проводился референдум даже по вопросу изменения границ Московской области в пользу Москвы.
Чего уж говорить о процедуре принятии поправок в Конституцию РФ, не имеющей ничего общего с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав» и положениями самой Конституции.
По этому поводу было сказано много всего, но прошло как-то незамеченным то обстоятельство, что Конституция РФ в обновлённой редакции стала уникальным правовым документом. Таких конституций не было и не будет ни в одной стране мира. Общеизвестно, что конституцией устанавливаются основные права и свободы граждан, система полномочий государственных органов власти.
Уникальность первоиюльской конституции состоит в том, что она содержит одноразовую норму, которая касается всего одного гражданина -действующего президента, об обнулении его срока занятия должности главы государства. Это обстоятельство красноречиво свидетельствует о полной профессиональной несостоятельности специалистов - конституционалистов, вроде Клишаса, и всего состава Конституционного Суда РФ.
Так вот, результатом очередного перекраивания избирательного законодательства, наряду с установлением многодневного голосования, вызвавшего широкие протесты общественности, были внесены поправки в порядок сбора подписей кандидатов самовыдвиженцев, на которые внимание никто не обратил, а они, по вине Московской областной Думы, оказались ловушкой для самовыдвиженцев.
Дело в том, что в прежней редакции Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. при сборе подписей в поддержку кандидата самовыдвиженца сборщик подписей имел право, по просьбе подписанта, внести в подписной лист его фамилию, имя, отчество, год рождения, паспортные данные и адрес места проживания. Внесённые же поправки обязали подписанта вписывать в подписной лист свою фамилию, имя, отчество самому.
Поправки эти обрели силу закона 23 мая 2020 г. Так как выборы депутатов местных советов проводятся по закону Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», то естественно, что кандидаты в депутаты руководствовались именно этим законом. Им было не вдомёк, что закон, которым они руководствовались, вступил в противоречие с Федеральным законом (в редакции от 23.05 2020 г.) потому, что областные законодатели не удосужились внести изменения, приводящие его в соответствие с Федеральным законом № 67-ФЗ, что привело к коллизии.
Подписанты, руководствуясь законом Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», вносили по просьбе подписантов, почерк которых не отличался каллиграфией, в подписные листы все сведения о нём, а надо было, на основании законодательных новаций, что бы подписанты сами вписывали свою фамилию, имя, отчество.
Это послужило основанием для территориальных избирательными комиссий Воскресенска, Егорьевска и других городов для отказа в регистрации, кандидатов самовыдвиженцев, представившим подписные листы, оформленные таким образом.
Нет-нет, в регистрации отказали не всем самовыдвиженцам. Преодолевшие эти юридические казусы самовыдвиженцы, вряд ли, были более осведомлены в тонкостях законодательных хитросплетений. Выскажу предположение, что нужным самовыдвиженцам просто подсказали, как не попасть впросак, а прочим по нерасторопности региональных законодателей была уготована ловушка.
Роль Московской областной Думы, которой не хватило двух месяцев для приведения областного законодательства в соответствие с федеральным законом, в этой истории выглядит крайне неприглядной. Так, господа законодатели, работать нельзя!