«Черная метка». Не знаю, как вы, мой читатель, но я узнал о ней в своём далёком детстве из романа «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. С тех пор я был уверен, что «черная метка» – это непременный атрибут сообщества пиратов и разбойников. Но, как выяснилось позже, в пиратских реалиях «чёрной метки», как таковой, не существовало, по большей части это всего лишь удачная выдумка писателя Стивенсона.
А, вот в реальной действительности эквиваленты этого реквизита нашли-таки себе применение во властных структурах и выполняют своё изначальное предназначение.
В своей январской публикации на Facebook, которая на арго интернет-сообщества зовётся «постом», Андрей Сергеевич Кончаловский высказал очень важное суждение, цитирую: «Материальное можно отнять, это называется отчуждаемая собственность», – конец цитаты. В контексте этого высказывания слово «отнять» – означает «взять у кого-нибудь силой, лишить кого-то чего-нибудь» – вполне в духе обычаев «джентльменов удачи».
К сожалению, именно с формой «отнятия» собственности с использованием современного эквивалента «чёрной метки» столкнулись жители посёлка Битца Ленинского городского округа Московской области – собственники недвижимости. Дело в том, что все и каждый из них получил «чёрную метку» в форме Уведомления об издании распоряжения от 09.12.2020 № 42519 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества», содержащего прямую директиву: «изъять для государственных нужд <…> у правообладателей объекты недвижимого имущества».
Коллизия ситуации заключается в том, что изъятие недвижимости у её собственников предполагается именно в форме «отнятия», то есть, «по беспределу» (простите за употребление воровского арготизма). Этот вывод следует из того факта, что означенное выше распоряжение от 09.12.2020 № 42519 является актом законодательства, имеющим более низкую юридическую силу, чем закон, подзаконным правовым актом города Москвы, который должен издаваться в пределах компетенции соответствующих исполнительных органов госвласти, не должен противоречить Конституции и действующим федеральным законам. Как следует из уведомления Департамента городского имущества города Москвы от 14.12.2020 № ДГИ-И-90132/20, указанный нормативный правовой акт направлен на реализацию федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как это прямо следует из названия и из правил статьи 1 Закона № 43-ФЗ, положения данного федерального закона применяются в отношении присоединенных к Москве территорий. То есть, как видим, подзаконный акт (от 09.12.2020 № 42519) одного субъекта РФ – города федерального значения Москва – находится вне правового поля другого субъекта РФ – Московской области (посёлок Битца не является присоединённой территорией к Москве, а имеет юридическую территориальную принадлежность к Подмосковью). Кроме того, мы сомневаемся, что заявленное изъятие у собственников их земельных участков действительно производится для государственных (региональных), а не для коммерческих или общественных нужд, что не допускается.
К сожалению, сегодня граждане оказались в условиях существования легального беззакония. Дело в том, что власти буквально перекроили положения Гражданского кодекса на свой лад и исключительно на свою потребу, тем самым, лишив физических лиц установленных в редакции ГК РФ от 30.11.1994г. (во избежание возможных злоупотреблений) своеобразных процессуальных гарантий прав собственников земельных участков и недвижимости и их законных интересов, так:
- в статье 239 были исключёны абзац 2 пункта 1 и пункт 2 (они утратили силу с 1 апреля 2015г.);
- изменены названия и содержание статей 279, 280 (о правах собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд), 281 (о выкупной цене земельного участка), 282 (о выкупе земельного участка);
- статья 283 утратила силу с 1 апреля 2015 г.).
Действительно, иногда земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, необходимо изъять, например, для государственных нужд (означенные правоотношения регулируются статьями 279-282 ГК РФ). В этих случаях неизбежно встаёт вопрос о юридической судьбе недвижимости, находящейся на земельном участке. При этом следует обратить внимание на то, что:
- изъятие недвижимости, находящейся на изымаемом земельном участке допускается лишь в случаях, когда невозможно не прекратить право собственности лица на здания, сооружения и т.п. Например, если здание расположено прямо на пути будущей автомагистрали федерального значения и изменить маршрут прокладываемой магистрали невозможно, то здание также подлежит изъятию. При этом, если земля изымается именно для государственных нужд, то решение об этом на федеральном уровне принимает специальный орган федеральной исполнительной власти, и бремя доказывания невозможности сохранения права собственности на здание ложится именно на этот орган власти. Обратите внимание: статьи 239, 239.1, 239.2 ГК РФ допускает изъятие недвижимости, находящейся на изымаемом земельном участке, ТОЛЬКО в судебном порядке(!). Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3 статьи 35 Конституции РФ). При этом суд вправе удовлетворить требования госоргана об изъятии недвижимости, если последний докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, исключает сохранение права собственности на недвижимость. Если же суд сочтёт представленные доказательства не достаточными для прекращения права собственности лица на недвижимость, то он вправе и отклонить требование;
- изъятие недвижимости производится государством только на возмездной основе.
«Черная метка!... - сказал Сильвер, едва взглянув на то, что ему вручили… - А я-то думал, ты действительно знаешь наши обычаи… Прежде чем сместить меня, вы обязаны изложить мне свои претензии и обвинения, а я должен на них ответить. А пока этого не случилось, я остаюсь вашим капитаном, и чёрная метка ваша стоит столько же, сколько заплесневелый сухарь» (Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ»).
Вот точно так и нам следует оставаться полноценными собственниками своего имущества и аналогично отнестись к «чёрной метке» в форме полученного уведомления от 14.12.2020 № ДГИ-И-90132/20 об издании распоряжения от 09.12.2020 № 42519 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества». Нам остаётся ждать осуществления инициатором изъятия всех предусмотренных законодательством процессуальных действий, а чинимому «беспределу» властей, попирающему права, свободы и законные интересы граждан, – оказывать правомерное сопротивление, действуя сообразно предлагаемым обстоятельствам.