Конституция Российской Федерации декларирует право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на достойную жизнь и на охрану здоровья. К сожалению, на сегодня это остается во многом всего лишь декларацией. В реальности этот круг проблем с каждым годом только усугубляется.
Состояние здоровья человека, как известно, в решающей степени зависит от того, что он употребляет в пищу и какого качества, какую воду пьет и какими средствами лечится. Демографическая ситуация в стране показывает, что в этом отношении у нас далеко не все благополучно. Страна продолжает вымирать. За годы так называемых "реформ" численность населения России сократилась почти на 10 млн. человек. Физическая убыль населения компенсируется в основном за счет эмигрантов из соседних бывших союзных республик.
Во многих городах как канализационные, так и очистные сооружения работают неудовлетворительно и продолжают сбрасывать в водные объекты загрязненные сточные воды, создавая угрозу для здоровья населения. Только на 20% коммунальных очистных сооружений решены вопросы обезвреживания и утилизации осадка сточных вод.
Централизованные системы водоснабжения имеют 1078 городов (99%), 1686 поселков городского типа (83%) и около 34 тысяч населенных пунктов (22%). Под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором находится 23 тысяч 650 коммунальных и 41 тысяча 702 ведомственных водопровода. Из них не имеют необходимого комплекса очистных сооружений 29% и обеззараживающих установок – 18%.
В питьевой воде централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения регистрируется концентрации, превышающие ПДК, по 7 веществам 1 класса опасности, 44 веществам 2—3 классов опасности и 9 веществам 4 класса опасности. На нескольких территориях, например, г.г. Владивостока, Вологды, Челябинска, Ухты (Республика Коми), Вологодского района (Вологодская область), отмечается почти 10-ти кратное превышение гигиенических нормативов по веществам 1 класса опасности (трихлорметан, тетрахлорметан, мышьяк). На 17 территориях Российской Федерации отмечается загрязнение питьевой воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения веществами 1-2 классов опасности от 2 до 5 раз.
Ежегодно употребляет питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую гигиеническим нормативам содержания химических веществ, более 10 млн. человек, с патогенными и условно-патогенными микроорганизмами в ряде административных территорий 77 субъектов Российской Федерации около 14 млн человек. По данным санэпидемслужбы около 50 млн. человек, т.е. более трети населения пьют воду с повышенным содержанием железа. В сравнении, например, с 2004 г. количество населения, употребляющего питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую санитарным правилам и нормам по содержанию условно-патогенных и патогенных бактерий, увеличилось более чем в 5 раз.
Особое внимание необходимо обратить на водоснабжение сельского населения. В сельских поселениях источников нецентрализованного водоснабжения 85,6%. Кроме того, на селе эксплуатируется 54 тысячи 570 водопроводов в составе 81 тысячи 110 источников централизованного водоснабжения. Из них не имеет зоны санитарной охраны 17%, 20% не соответствует санитарным правилам и нормам.
В водопроводах в сельских поселениях удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, – 33,4%, по микробиологическим – 51,5%, в т. ч. проб с выделением патогенной и условно-патогенной флоры – 68,3%.
Низкое качество питьевой воды регулярно приводит к возникновению среди населения Российской Федерации вспышек острых кишечных инфекций водного характера, которые регистрируются во всех федеральных округах. В год регистрируется от 50 до 100 вспышек с числом пострадавших от 2000 до 5000 человек. Наибольшее число вспышек острых кишечных инфекций происходит в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. В основном «водным путем» распространяется вирусный гепатит А, дизентерия Флекснера, а также мочекаменная болезнь, онкологические заболевания, спонтанные аборты, мутации клеток у детей.
Ряд территорий Российской Федерации вообще испытывает острый дефицит воды питьевого качества (Республика Калмыкия, Адыгея, Воронежская, Тверская, Тульская, Ленинградская, Оренбургская, Ростовская области, Ставропольский край, Чукотский, Ямало-Ненецкий АО). Привозной водой пользуются около 1% населения Астраханской области, в Республике Бурятия 4,7% населения пользуются привозной водой и водой из открытых водоемов, в Иркутской области привозной водой пользуются 118 тыс. человек или 24% от числа сельских жителей. В Корякском автономном округе 2100 человек (10%) используют воду без очистки и обеззараживания из шахтных и трубчатых колодцев, рек. В Красноярском крае доля жителей, пользующихся речной водой без водоподготовки, составляет около 6 тысяч человек. В Эвенкийском автономном округе отсутствуют системы централизованного водоснабжения, 60% населения употребляет воду из открытых источников без очистных сооружений. В Омской области более чем в 90 населенных пунктах вода для питьевых целей подвозится в емкостях на транспорте. Около 9% сельского населения Республики Алтай используют питьевую воду без водоподготовки из открытых водоемов.
Состояние питьевого водоснабжения продолжает оставаться одной из актуальных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации, решение которой необходимо для сохранения здоровья и повышения качества жизни населения. Более 10 лет ведется, а вернее саботируется работа над законопроектом о чистой питьевой воде. Нет и государственной целевой программы по обеспечению населения качественной питьевой водой. Разработанные программы в 52 регионах или не финансируются, или финансируются, но весьма скудно и нерегулярно. Продекларированная партией «Единая Россия» забота об обеспечении населения питьевой водой так и осталась всего лишь благим пожеланием. Вместо этого в спешном порядке принят новый Водный кодекс, позволяющий приватизировать водные объекты. Из кодекса умышленно изъяты все концептуальные положения, закрепляющие право граждан России на свободный доступ к воде, ликвидирован государственный контроль за состоянием водных объектов, заменена административная системы управления водными объектами на гражданско-правовую, по сути рыночную. Все это только усугубляет ситуацию с обеспечением населения чистой питьевой водой. В российском секторе водоснабжения сложилась кризисная ситуация, особенностью которой является ускоренная, продиктованная политическими установками и корыстными интересами, лишённая научного обоснования приватизация услуг в этой области, в том числе и с участием иностранных компаний. Развитие этой ситуации чревато возникновением угрозы недоступности пригодной питьевой воды для бедных слоев населения в силу бесконтрольности роста тарифов. До сих пор не выполняются положения ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в части определения федерального органа, осуществляющего правовое регулирование тарифов ЖКХ, и разработки соответствующей нормативно-правовой базы. Фактически государство полностью самоустранилось от проблем питьевого водоснабжения.
Пищевые продукты должны быть безопасными, т.е. соответствовать действующим санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам по органолептическим, санитарно-химическим, микробиологическим показателям.
Рациональное питание призвано обеспечить человеку баланс между поступающей и расходуемой энергией, удовлетворение потребности организма в необходимом количестве питательных веществ. Кроме того, пищевые продукты являются регуляторами различных функций организма, а, следовательно, питание должно быть оптимальным, т. е. максимально удовлетворять потребности человека в пищевых веществах и энергии, снижать риск возникновения различных заболеваний.
За годы реформ в состоянии питания и здоровья населения в России произошли негативные изменения в качественной полноценности рационов питания, обусловленных низким потреблением мясопродуктов, рыбы, молока и молочных продуктов, овощей и фруктов, уничтожением системы диетического питания. К 1990 году душевое потребление мяса и мясопродуктов в стране составляло около 75 кг, рыбы и рыбопродуктов - 20 кг, молока и молокопродуктов 390 кг, яиц 260 штук и т.д. За годы реформ потребление продуктов питания снизилось в среднем на одного человека мяса на 34%, молочных продуктов - на 37%, яиц - на 24%, рыбы - на 41%, сахара - на 28%.
В общей структуре потребляемых населением продуктов преобладают хлеб и макаронные изделия, мука, крупа и бобовые, т. е. продукты, в которых содержание необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека минеральных веществ и витаминов недостаточно. Эти изменения сопровождаются дефицитом белка животного происхождения, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, ряда микронутриентов и пищевых волокон. Несбалансированность питания, загрязнение продуктов загрязнителями химической и биологической природы обуславливает заболеваемость населения, в которой ведущие места занимают болезни органов пищеварения, эндокринной системы, кроветворных органов. Особенно негативно неполноценное питание сказывается на здоровье детей. В последние годы наблюдалась выраженная тенденция к росту показателей заболеваемости болезнями органов пищеварения, в т. ч. гастритом и дуоденитом, болезнями желчного пузыря и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, болезнями крови и кроветворных органов, эндокринной системы. Доказано, что последствия нарушения питания в раннем возрасте приводят к сокращению ожидаемой продолжительности жизни минимум на 2,5 года.
Даже в большинстве лечебных учреждений питание стало однообразным, продуктовый набор характеризуется избытком продуктов переработки зерна, круп, картофеля; недостатком мясных, рыбных блюд, творога, кисло-молочных продуктов, фруктов, соков. В 75% из них не проводится С-витаминизация блюд. В рационах практически отсутствуют ценные белковые продукты, в большинстве рационов отсутствуют сливочное масло, творог, недостаточно содержание овощей и фруктов даже в летний период. Полностью ликвидирована система диетического питания через сеть диетических столовых. Система диетического питания отсутствует и для работающих, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных факторов производственной среды.
Структура питания детей школьного возраста характеризуется снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении продуктов (мясопродукты, молочные продукты, фрукты, овощи, рыбопродукты). По России имеет место тенденция к сокращению детских молочных кухонь в связи с недостаточным финансированием.
Однако не только несбалансированность сказывается на здоровье население, но и качество продуктов питания. В советское время этому вопросу уделялось огромное внимание со стороны государства. Качество продукции должно было соответствовать государственным стандартам и государственными органами это четко контролировалось. Нарушение стандартов считалось уголовным преступлением.
Высказанное беспокойство связано с увеличением поступления на продовольственный рынок страны некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов. По оценке Национальною фонда защиты прав потребителей, на мелкооптовых и продовольственных рынках до 85% продуктов питания в той или иной степени фальсифицированы. Такая ситуация может быть охарактеризована как весьма существенная угроза здоровью нации. В определенной мере это стало следствием того, что функции государственного контроля и надзора за качеством пищевых продуктов распылены между государственной санитарно-эпидемиологической службой Минздрава России, государственной ветеринарной службой Минсельхоза России, Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития России и органами Госстандарта России. Притом существует необоснованное дублирование функций и сфер деятельности этих структур, что, с одной стороны, создает административные барьеры для отечественных товаропроизводителей и, в конечном итоге, ведет к росту потребительских цен на продовольствие, а с другой стороны, размывает ответственность за достижение конечного результата безопасности продуктов питания для здоровья и жизни населения. В результате при явной избыточности контрольно-надзорных органов их влияние на безопасность продовольствия незначительно и не обеспечивает законных прав и интересов потребителей.
Второй очень важный момент, связанный с проблемой безопасности продуктов питания, определяется принятием федеральною закона «О технических регламентах». Новый закон стандарты заменил другими нормативными актами в статусе федеральных законов техническими регламентами. В технических регламентах требования к качеству продуктов питания подменяется требованиями к их безопасности, что далеко не одно и то же. Например, колбаса может быть изготовлена безопасной для потребления, но вместо мяса содержать крахмал и пищевые добавки, имитирующие колбасный вкус.
В последнее время обострилась проблема биологической безопасности пищевых продуктов. Фактически не контролируется использование в России так называемых передовых биотехнологий, а также разного рода пищевых добавок в мясной, молочной, хлебобулочной, пивобезалкогольной, кондитерской промышленности. На российском рынке продаются десятки наименований пищевых продуктов зарубежного производства, обозначенных так называемым индексом Е, за которым стоят компоненты, запрещенные к использованию в производстве и реализации в развитых европейских странах. При исследовании импортной пищевой продукции установлено, что содержание компонентов из генномодифицированных организмов (ГМО) возросло по таким группам, как мясные продукты (6,00 против 3,57% в 2005 г., 2,56 % в 2004 г.), плоды и ягоды (1,97 против 1,01 % в 2005 г., 0,64 % в 2004 г.).
Роспотребнадзором ежегодно бракуется около 400 тысяч партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, из них 100 тысяч импортируемых. Наибольшее количество забракованных партий пищевых продуктов в таких группах, как сахар и кондитерские изделия (90 тысяч партий), молоко и молочные продукты (40 тысяч партий), мясо и мясные продукты (30 тысяч партий), алкогольные напитки, пиво и безалкогольные напитки.
Сырьевая база пищевой и перерабатывающей промышленности сегодня в значительной мере обеспечивается импортом. По данным Ассоциации мясопроизводителей Российской Федерации, в страну поступает в основном залежалая импортная продукция с 3-6-летними сроками хранения. То же самое касается и поставок зерна. Ежегодно только хлебная государственная инспекция при Правительстве Российской Федерации запрещает использовать около 1-2 тысяч тонн импортного продовольствия, бракуется и снижается сортность более 30% от общего количества проинспектированных импортных продовольственных товаров: кондитерских изделий, продуктов детского питания, сыров, колбасных изделий и копченостей, рыбы и рыбопродуктов, масла животного. В результате страдает потребитель. Самое страшное, что жертвами недобросовестности производителей продуктов питания становятся дети. Тем самым подрывается генофонд нации.
Доступность граждан к качественным продуктам питания ограничивается постоянным ростом цен, который никак не контролируется и не регулируется государством. Только за 4 месяца текущего года по официальным данным цены на продовольствие выросли на 9%, в том числе на хлеб и хлебобулочные изделия - на 15,2%, на макаронные изделия - на 16,8%, мясо птицы - на 4%, молоко и молочная продукция - на 6,1%, на масло сливочное - на 5,1%, на яйца - на 9,2%, на сахар-песок - на 8,9%, на плодово-овощную продукцию - на 27,6%. Сегодня пресловутую колбасу, пригодную в пищу, можно купить по цене минимум 400-500 рублей за килограмм. Нужно ли объяснять, кому по карману такие цены?
В настоящее время сложилась кризисная ситуация, проявляющаяся в высоких темпах прироста потребления алкоголя. По ориентировочным данным, реальное душевое потребление алкоголя в России составляет примерно 14-15 л абсолютного алкоголя. Наблюдается существенный рост производства и реализации слабоалкогольных напитков и пива, при этом не происходит снижения объемов реализации водки и других «крепких» спиртных напитков. Особую тревогу вызывает все более активное приобщение к потреблению алкогольных напитков женщин и подростков, что значительно увеличивает риск негативного влияния на здоровье будущих поколений. Пик массового потребления алкогольных напитков сместился с возрастной категории 16-18 лет на 13-15 лет и может оказать серьезное влияние как на физическое, так и на интеллектуальное развитие подрастающего поколения.
Во все больших масштабах реализуются фальсифицированные алкогольные напитки. Ежегодно только органами Роспотребнадзора бракуется около 6 млн. литров алкогольной продукции. Проблема предупреждения негативного влияния алкогольной и спиртосодержащей продукции на здоровье населения по-прежнему остается актуальной и приоритетной.
Реалии бытия в условиях рыночной экономики свидетельствуют не только о недоступности полноценного питания для большинства населения, но и о том, что существующая законодательная база, включающая федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О защите прав потребителей», подзаконные акты правительства и его органов не гарантирует защиту от фальсифицированных, вредных для здоровья человека продуктов питания. Жажда наживы, коррупционность экономических отношений в сфере производства и реализации продуктов питания стали реальной угрозой для здоровья нации и сохранения ее генофонда.
Лекарство или отрава?
Если в городах аптечных предприятий более-менее достаточно, то в сельской местности жители испытывают наибольшую проблему, связанную в первую очередь с недостаточной физической доступностью лекарственных средств. В сельской местности расположено 4328 аптек, 5636 аптечных пунктов, 303 аптечных киоска и магазина, что составляет всего лишь 16% аптечных организаций из всех существующих, а 84% находятся в городах. При этом на аптечную организацию в сельской местности приходится 3720 человек, то есть практически в 2 раза больше, чем в городах. Это положение усугубляется тем, что аптечные организации в сельской местности расположены территориально очень неравномерно.
За период формирования "рынка" изменился и тип аптечных организаций. Ранее аптеки, занимающиеся изготовлением лекарственных средств, то есть аптеки, имеющие производственные отделы, составляли 85%, то теперь их менее 15%, а аптек, оказывающих полный спектр услуг и включающих в себя индивидуальное изготовление лекарственных средств, ночное дежурство, отпуск кислорода, пиявок и т.д., и того меньше.
Развалена фармацевтическая промышленность страны. До начало экономических реформ потенциал медицинской промышленности позволял на 75 % обеспечить потребность здравоохранения бывшего СССР в лекарственных средствах. Базовой основой фармацевтической промышленности, обеспечивающей ее стабильное, независимое от импорта существование – это производство фармацевтических субстанций. До начало перестройки производство готовых лекарственных средств в нашей стране осуществлялось в основном из отечественных субстанций. Предприятия - производители фармацевтических субстанций обеспечивали потребность заводов по производству синтетических готовых лекарственных средств на 70%, антибиотиков - на 85%, витаминов - на 90% и иммунобиологических препаратов - на 100 %. С 1992 года объем производства субстанций снизился более чем в 5 раз, номенклатура выпускаемых субстанций - в 2,7 раза. Сегодня российская фармпромышленность представлена всего лишь 460 промышленными предприятиями, из которых только 63 предприятия - государственной формы собственности. Поэтому доминирующее положение на рынке составляют импортные лекарственные средства. Только 25% лекарств производится на отечественных предприятиях. Более 1000 иностранных фирм поставляют лекарства в Россию. При этом далеко не всегда это качественные лекарственные средства. В числе основных причин появления на отечественном фармрынке фальсифицированных и некачественных готовых лекарственных средств специалисты Межрегионального инспекционного управления Росздравнадзора считают:
- поступление из-за границы субстанций с истекшим или ограниченным сроком годности;
- субстанций, не зарегистрированных на территории России;
- провоз через границу субстанций с использованием регистрационного удостоверения другого производителя;
- регистрация фиктивных фирм для ввоза и реализации на территории России контрабандных и некачественных субстанций.
Т.е., другими словами, государство распахнуло ворота для жуликов, которые выполняют главную свою задачу - умерщвляют наш народ, получая одновременно огромные барыши, да еще и расписывается в собственном бессилии. Большинство фальсифицированных лекарственных препаратов поступают в Россию из других стран, в том числе из Китая, Индии, Болгарии, Польши, Венгрии и бывших республик СССР. Причем поступают практически беспрепятственно: таможенные органы не имеют возможности делать квалифицированную экспертизу импортируемой фармацевтической продукции, а все необходимые сопроводительные документы, в том числе сертификаты соответствия, изготовители фальшивок научились подделывать лучше самих лекарств. Но, по-видимому, нет ничего такого, что было бы не под силу самой России. Почти две трети поддельных таблеток - примерно на 20-30 миллионов долларов - изготавливаются в нашей стране. Чаще всего подделываются спазмолитические (19%), ноотропные (13%), лекарства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний (11%). По оценке Всемирной организации здравоохранения, в России доля фальсифицированных лекарственных средств (ФЛС) находится на уровне 12 % от общего числа препаратов. Некоторые независимые эксперты называют цифры от 20 до 60 %. Они считают, что Россия вместе с Китаем вышли на первое место по производству и теневому обороту фальшивых лекарств. В России наибольшее количество упаковок фальсифицированных лекарств выявлено на фармацевтическом предприятии ЗАО «Брынцалов А». Только за два года противоправной деятельности здесь было изготовлено и реализовано более 1,8 млн. упаковок фальсифицированных лекарственных препаратов более 100 наименований. Точную цифру реализованных ФЛС по стране привести невозможно, потому что систематический сбор, учет и анализ этой противоправной деятельности у нас ведется слабо.
Этому способствует несовершенство законодательной и нормативной базы, которая эффективно регулировала бы ввоз субстанций для производства лекарственных средств, в том числе субстанций с ограниченным или истекшим сроком годности. В правилах декларирования лекарственных средств не прописано предоставление сведений об источнике поставки субстанции и ее сроках годности. Вопрос качества субстанции в значительной степени лежит на совести дистрибьюторов и производителей лекарственных препаратов. Проблему можно было в какой-то степени решить, законодательно закрепив обязательность регистрации лекарственных субстанций на территории Росси, но сегодня даже те размытые требования, которые присутствуют в федеральном законе «О лекарственных средствах», пытаются отменить.
Отсутствие правовых норм, предусматривающих ответственность за конкретные правонарушения в сфере оборота лекарственных средств, регулирование данных правоотношений общими нормами права, содержащихся в уголовном и административном законодательстве, «размытость» ответственности не позволяют должным образом воздействовать на правоотношения в сфере оборота лекарственных средств. Кроме того, несовершенство нормативно-правовой базы приводит к появлению недобросовестных субъектов фармацевтического обращения, позволяет им уходить от ответственности и в конечном итоге наносит непоправимый вред здоровью населения и репутации государственных органов. При действующем в настоящее время законодательстве введение либеральных мер по отмене регистрации субстанций преступно. Несоблюдение соответствующих правил изготовления и реализации лекарственных средств в развитых зарубежных странах фармпроизводителю грозит серьезное уголовное преследование. Аналогичная ответственность в российском законодательстве до настоящего времени не предусмотрена.
Применение фальсифицированных лекарственных средств приводит к тяжелейшим последствиям, в том числе и с летальным исходом. Употребление фальсифицированных медикаментов занимает пятую строчку в структуре причин смертности пациентов, что составляет 14%. Официальные источники не приводят фактов серьезных негативных последствий для здоровья употребления лжелекарств. Неофициальные же источники утверждают, что несколько тяжелых случаев, вызванных или усугубленных применением фальсификатов, в нашей стране было, в частности, в результате применения фальсифицированных инсулина и заменителя крови.
Применение лжелекарства сопровождается недостаточным терапевтическим эффектом, проявлением нетипичного побочного действия, увеличением частоты аллергических реакций. В нелегальный оборот, как правило, поступают дорогостоящие препараты, предназначенные для лечения тяжелых форм различных заболеваний - онкологических, сердечно-сосудистых, связанных с нарушением мозгового кровообращения. И кто узнает, отказало ли у человека сердце, или оказал свое губительное воздействие примененный препарат. Именно на это и рассчитывают производители таких «лекарств».
Сегодня фармрынок - это джунгли, в которых трудно ориентироваться человеку. Если во времена СССР было известно около 2 тыс. лекарственных средств, то сегодня их число превышает 17 тыс., и цифра эта постоянно растет, а значит и растет вероятность приобретения фальсификата.
На доступность лекарственных средств для населения оказывает серьезное влияние уровень цен. Более трети россиян (35%) заявляют, что им часто приходится отказываться от покупки лекарств из-за их дороговизны. И, действительно, цены на лекарства галопируют. Только в течение января-мая 2009 года цены в среднем выросли на 12%., в том числе и на жизненно важнейшие и необходимые (ЖНВЛС). В ценовом вопросе царит полнейший хаос. Главное то, что нет механизма контроля за ценообразованием. Государство не влияет на регистрацию цен даже для препаратов из списка ЖНВЛС, так как эта регистрация носит заявительный характер.
Катастрофическая ситуация с обеспечением льготными лекарствами, порожденная пресловутым законом «О монетизации». На их закупку выделяется недостаточно средств федерального бюджета, поэтому лекарства, особенно дорогостоящие для онкобольных и диабетчиков, не хватает. И в этой сфере царит ценовой беспредел, на котором наживаются фармодельцы. Дефицит и очереди за лекарствами вынуждают до 50% тех, кому выделяются льготные лекарства, отказываться от этой услуги, заменяя ее денежной компенсацией.
Тяжелейшая ситуация с доступностью населения к качественным лекарственным средствам продолжает усугубляться на фоне продолжающихся бесплодных дебатов вокруг возможного реформирования здравоохранения, перевода лекарственного обеспечения на страховые принципы, на фоне обсуждения проектов концепции развития системы здравоохранения в РФ до2020 г., стратегии развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 г.. концепции лекарственного обеспечения граждан РФ до 2020 г., технического регламента «О безопасности лекарственных средств». Т.е. для тех, кто доживет до 2020 года, может быть что-то и изменится к лучшему.
Власти необходимо напомнить, что Конституция РФ гарантирует:
Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 7. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняется… здоровье людей…
Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
К сожалению, сегодня это звучит в основном как пустая декларация. Мы должны сделать все, чтобы заявленные гарантии Конституции стали реальностью для каждого гражданина России. В том числе депутаты Государственной Думы обязаны серьезно заняться внесением законодательных инициатив, обеспечивающих свободный доступ для всех граждан к качественной питьевой воде, продуктам питания и лекарственным средствам, что в итоге и гарантирует человеку право на достойную жизнь.
зам. председателя ЦК КПРФ,
депутат Государственной Думы,
академик РАСХН