Лет 15 назад в Люберецком райкоме КПРФ мною было с гордостью заявлено: в городе Дзержинском нет фальсификаций выборов, нет грязных технологий. На что получил ответ: пока власти уверены в результатах выборов, фальсификации им не нужны. Банальный, но, как оказалось, верный ответ. Не претендуя на полный анализ результатов прошедших муниципальных выборов 1 марта, остановлюсь только на некоторых, но существенных, по-моему, моментах.
ТИК – территориальная избирательная комиссия. В недавнем прошлом бессменный председатель ТИК Катушкина К.В. в своей работе опиралась на соблюдение избирательного закона (я бы сказал, не буквы, а духа закона), а в принятии решений комиссии – на полное единогласие ее членов. Пришло время, Катушкину достойно проводили с поста председателя «на пенсию» и облегченно вздохнули. Далее срочно ввели в ТИК Картавец Л.В. в качестве председателя (от партии «Единая Россия») и Юпатова С.Ю. (от партии «Справедливая Россия») на должность заместителя председателя комиссии. На мой взгляд, люди абсолютно политически ангажированы. Заседания комиссии теперь стали проходить на повышенных тонах, вплоть до прямых оскорблений. В результате все старые члены комиссии, кроме меня, подали заявления об отставке. Вместо них ввели двух членов комиссии от трудовых коллективов, тщательно подобранных, и по одному члену комиссии от партий «Яблоко» и ЛДПР. Комиссия разошлась на два неравных лагеря: 1) кандидаты от партий ЕР, СР, ЛДПР и двое «независимых»; 2) кандидаты от партий «Яблоко» и КПРФ.
Все дальнейшие решения комиссии, кроме технических, принимались со счетом 5 –«за», 2 – «против». По моему мнению, «большинство» опиралось в своей работе на политическую целесообразность, пытаясь обосновывать это буквой закона, а «меньшинство» - опираясь на справедливость и закон (его дух, суть).
Кандидаты. «Большинство» ТИК сразу поделило всех кандидатов в депутаты на «своих» (от СР, ЕР и ЛДПР) и всех остальных, выделяя из них около десятка особенно неугодных. «Своим» – доверительное отношение, любые консультации, предоставление всех рекомендуемых форм необходимых документов. «Чужим» - холодность в обращении, иногда доходящая до хамства; вместо консультации – любимые фразы типа «читайте закон», «смотрите стенд», и отказ в предоставлении форм необходимых документов.
Здесь следует отметить, что избирательные законы очень объемны, запутаны. В ряде мест просто непонятны, во многом надуманы и не согласованы между собой. Этим пользовалось «большинство» и за малейшее несоответствие закону документов, подаваемых кандидатами в ТИК (буквально, вплоть до запятой), принимало максимальное наказание – отказ в регистрации. Спасибо Люберецкому суду, который отменил все незаконные отказы ТИК в регистрации кандидатов (но потеряно время для агитации, и издерганы нервы – в результате, явно неравноправное положение с другими кандидатами).
В этих условиях юрист С.Ю. Юпатов, зам. председателя комиссии, вел себя как щука, брошенная в реку: своих – миловал, чужих – проглатывал. Единолично, т.е. заведомо незаконно (а ведь юрист!), писал все решения комиссии, которые потом принимались со счетом 5 против 2-х. Дошло до того, что без него ТИК не принимал решения, и обсуждение откладывалось, если он отсутствовал. Правда, как уже отмечено, всех «зарубленных» оппозиционных кандидатов Люберецкий суд восстановил, что, как мне думается, говорит не только о низком профессионализме нашего юриста, но и о его явно выраженных политических пристрастиях, недопустимых для члена избирательной комиссии.
Проколы партии власти. Больше 20 кандидатов шли на выборы от некоего местного избирательного объединения СР и ЕР как парламентских партий, поэтому они не собирали подписи избирателей и не вносили избирательный залог в отличие от кандидатов-самовыдвиженцев. Однако на выборы под именем своих партий эти кандидаты не пошли, наверное, из-за того, что под их руководством Россия сейчас оказалась в глубоком экономическом кризисе. Собственно, кризис продолжается вперемешку с войнами около 20 лет. Они «организовали» новое объединение «Вместе – за любимый город», написали от его имени предвыборную программу (две партии, а программа одна, зачем же тогда две партии, в чем отличие?) и выпустили агитационные брошюры (десятки тысяч). Это грубое нарушение избирательного закона, за которое всех вышеуказанных кандидатов надо было снимать с выборов, т.к. от нового объединения нет положенных по закону протокола конференции объединения, выписки из Госреестра о регистрации, копии Устава объединения и заявления кандидатов. Новое объединение не зарегистрировано и не имеет право участвовать в выборах. Это «бревно» в собственном глазу «большинство» ТИК не увидело и отказалось его рассматривать по существу.
Агитация. На данных выборах было большое количество «грязного» печатного материала, рричем только на «оппозиционных» кандидатов. «Грязный» материал – это материал, выпущенный анонимно, запрещенный законом, неоплаченный из фонда кандидатов. Кто выпустил? С большой долей достоверности можно сказать: тот, кому это выгодно.
Подарок к выборам. Всему городу в день выборов весьма своеобразный подарок преподнес кандидат от ЛДПР А.Н. Титаренко, который пришел на участок в пьяном виде и в таком состоянии, что милиции пришлось задерживать его и составлять протокол несмотря на его статус кандидата. Еще раз подтверждается тезис: «варягов» нам не надо (Титаренко не живет в нашем городе).
Выводы.
1. Будут ли оспариваться итоги выборов - это дело бывших кандидатов. Ставить вопрос о грубых нарушениях закона лучше было бы во время выборов, а не после. А вот вопрос о легитимности прошедших выборов стоит во весь рост.
2. Полностью поддерживаю мнение многих кандидатов в том, что ТИК в существующем составе не имеет права на существование.
3. И последнее: все познается в сравнении. А по сему мой низкий поклон бывшему председателю ТИК Катушкиной Клавдии Владимировне. За долгие годы эта честная женщина высоко держала знамя ТИК г. Дзержинского. Большой поклон и членам старой комиссии: Андрею Викторовичу, Таисии Семеновне, Владимиру Мироновичу – тоже честным и порядочным людям.
член ТИК от КПРФ