Ни для кого не секрет, что растущие из года в год тарифы ЖКХ неподъемным грузом лежаться на плечи простых россиян. И все же они продолжают расти, даже несмотря на грянувший кризис. И пока никто не собирается ослабить это бремя.
А, между тем, рост тарифов отрицательно сказывается не только на благосостоянии граждан, но и на жилищно-коммунальной сфере, так как ведет к спаду объема коммунальных платежей.
У проблемы низкой платежеспособности населения нет простого решения. Лучшее решение – это выплата достойного уровня зарплат и пенсий. Но власти с момента принятия Жилищного кодекса в 2005 году медленно и упорно идут по пути ужесточения методов борьбы с неплательщиками.
А, между тем, четкого единого порядка ценообразования на жилищно-коммунальные услуги не существует. Государство регулирует лишь максимальные пределы роста тарифов. При этом за основу формирования цен и тарифов берется метод экономической обоснованности расходов, то есть тех расходов, которые представляют монополисты. А у жителя не остается иного выхода, кроме как аккуратно оплачивать все предъявляемые счета. Хотя, по оценкам независимых экспертов, для населения установлены тарифы, значительно превышающие себестоимость коммунальных услуг. Рынок ЖКХ, где цены формируются с учетом спроса и предложения, где в конце концов есть выбор, так и не стал реальностью.
Поэтому, чтобы у нас появился хоть какой-то выбор в этой сфере, Минрегионразвития обещает ввести несколько дифференцированных тарифных планов на услуги ЖКХ по аналогии с тарифными планами на мобильную связь. Об этом на днях сообщила заместитель директора департамента ЖКХ Минрегиона Людмила Соловьева: "Мы через два года будем выбирать тарифные планы по воде, газу, свету, горячей воде, как выбираем сейчас тарифы на мобильную связь". Но в более близкой перспективе планируется введение двухставочных тарифов на услуги ЖКХ по аналогии с повременным тарифным планом на телефон у МГТС. То есть плата за услуги ЖКХ будет разделена на две составляющие: постоянную составляющую тарифа, которую придется платить, независимо от пользования услугами, и плату за фактический объем потребления. В принципе, возможность не платить за неиспользованные услуги есть и сейчас. Например, если вы какое-то время не проживали дома, вы можете предъявить документ, подтверждающий это, и не платить ни за холодную, ни за горячую воду, ни за водоотведение. Не говоря уже о том, что сравнение услуг ЖКХ с мобильной связью попросту некорректно. Мобильной связью можно и не пользоваться, если нет денег, отказаться же от потребления услуг ЖКХ невозможно.
Кроме того, к марту почему-то вдруг стало не актуально заявление премьер-министра Владимира Путина, сделанное им в декабре в Липецке, о необходимости снижать тарифы на ЖКХ. Так, 16 марта на Всероссийском форуме жилищно-коммунального хозяйства вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что замораживать тарифы на "коммуналку" для населения нецелесообразно. И министр регионального развития Виктор Басаргин, в свою очередь, отметил, что государство не намерено замедлять темпы роста тарифов. В этом году коммунальные тарифы в среднем по стране уже выросли на 20 %, в 2010 году запланирован рост на уровне 18 %, в 2011 – на 20 %. И этот вопрос никто пока не намерен пересмотреть даже в связи с кризисом.
Тем временем, только в этом году акции против роста тарифов на ЖКХ прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Владимире, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Пензе, Сургуте, Тюмене, Хабаровске, Чебоксарах и других городах.
В то время, как материальное положение населения ухудшается, у коммунальщиков деньги есть и они готовы их вкладывать в весьма дорогостоящие эксперименты, которые направлены на увеличение контроля за потреблением граждан. И это уже не просто счетчики на горячую и холодную воду. Так, в Свердловске есть экспериментальный дом, где в каждой квартире установлены датчики потребления воды, электроэнергии и расхода тепла, которые передают информацию на центральный пункт. И тут есть возможность ограничивать услуги в случае неплатежа не всему дому или подъезду, а конкретной квартире. Нетрудно представить, в какую сумму обошлись подобные нововведения. А вот в соседних домах, вполне возможно, ремонт уже десятилетиями не делали.
Тем временем, власти обещают нам продолжение роста тарифов, хотя негативные последствия этой тенденции уже заметны – растут неплатежи, в управляющих компаниях начали работу специальные группы, занимающиеся выбиванием долгов, а в подъездах домов вывешивают списки должников. Вводятся общественные работы для отработки долгов за услуги ЖКХ. Усугубляет ситуацию рост числа малообеспеченных граждан. Так, по данным Росстата, обнародованным в феврале, в стране проживает 19 млн. малообеспеченных граждан, что составляет 13,5 % населения. К концу года, как прогнозируют специалисты, их число возрастет и составит от 15 % до 20 %.
Нельзя же выселить пятую часть населения, да и денег на субсидии не хватит. В такой ситуации лучшим решением было бы вернуться к тарифам декабря 2008 года, вплоть до улучшения экономической ситуации.