Президент Дмитрий Медведев, недавно выступая на коллегии МВД, раскритиковал оперативников за плохую их работу и объяснил милиции её особую роль в борьбе с кризисом, а именно с проявлениями разного рода экстремизма. Для борьбы с этим государственным злом, напомнил Медведев, в органах МВД создано специализированное подразделение, которое существенно усилит позиции министерства по сравнению с другими силовыми структурами. По всей видимости, здесь имелось в виду, что новый департамент МВД будет более рьяно отслеживать и отлавливать участников различных, якобы, несанкционированных митингов и пикетов протеста оппозиции.
В борьбе с кризисом не отстают от коллег из МВД и наши «законодатели». Так, в начале ноября прошлого года Совет муниципальных образований Московской области внёс на рассмотрение Московской областной Думы законодательную инициативу о внесении изменений в Федеральный Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В случае их одобрения любой митинг или пикет местная власть при желании сможет запретить и никакой суд не поможет организаторам акции протеста восстановить свои конституционные права. Поэтому фракция КПРФ подмосковного парламента выступила категорически против законопроекта и подготовила мотивированное заключение о его антиконституционной и антидемократической направленности. В результате ход рассмотрения данной законодательной инициативы в Московской областной Думе был приостановлен. Но кому-то эти поправки в Закон о митингах оказались настолько необходимы, что в феврале законопроект был направлен прямо в адрес Руководителя аппарата Государственной Думы господина Сигуткину. О сути заявленных изменений в Федеральный Закон о митингах рассказывает депутат Московской областной Думы Наталья ЕРЕМЕЙЦЕВА:
- Если поправки будут приняты, власти фактически смогут запретить любое публичное мероприятие оппозиции. Во-первых, отменяется беззаявительный характер собрания, пикетирования, проводимого одним участником. Во-вторых, обставляется дополнительными бюрократическими рогатками процесс подачи уведомления на митинг или пикет: регламент, перечень мероприятий по обеспечению общественного порядка (сейчас в Законе такой перечень не предусматривается) доводятся организатором мероприятия не только до главы исполнительной власти, но и до начальника органа внутренних дел. Дело доходит до прямого курьёза, когда организаторам митинга, пикета, шествия предлагается заранее довести регламент проведения публичного мероприятия до всех его участников. Как это можно осуществить на деле, если изначально одному Богу известно – сколько народу придет на акцию? Об этом в законопроекте, конечно, ни слова.
Но, самое главное, что теперь запрет митинга или пикета может быть осуществлен по чисто формальным основаниям. Предлагаемая поправка в Закон гласит: «организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если … не устранены несоответствия формы уведомления требованиям ст. 7 данного Федерального Закона». Причем, конкретного образца формы уведомления в самом Федеральном Законе нет. Выходит, не только каждый муниципалитет, но и каждый чиновник сможет представлять себе эту форму по-своему. Сообщить организатору о несоответствии формы уведомления власти могут «в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия». То есть, если уведомление на митинг будет написано, на взгляд чиновника, по форме неправильно, например, не там расставлены запятые, проведение публичного мероприятия будет незаконным. Организатору мероприятия придется обращаться в суд и доказывать, что форма уведомления была правильной, ведь ст. 7 Федерального Закона о митингах дает исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть указаны в уведомлении.
А пока суд да дело, чиновники придумают еще что-нибудь, чтобы не допустить проведения митинга или пикета. Организаторам снова придется подавать в суд. Глядишь, и истекут оставшиеся до начала митинга положенные десять дней. На место намеченного мероприятия прибудут отряды ОМОН и… ничего не подозревающие законопослушные граждане (объявления о митинге распространяются заранее, т.к. организаторы, уверенные в своей правоте, рискуют вообще никого не собрать на митинг, если будут ждать решения властей). ОМОН, конечно, тут же приступит к своим прямым обязанностям, а милиция и суд начнут «шить» дела об «экстремизме». Мало того, что будет сорвано мероприятие, на которое граждане имеют прямое конституционное право, так еще они вместе с организаторами митинга рискуют прямо попасть в разряд экстремистов. Вот такой, я считаю, чистой воды провокационный законопроект и направлен сейчас на рассмотрение г-ну Сигуткину и в соответствующий комитет Государственной Думы.
Говорю это на основании собственного опыта: 15 лет вместе с товарищами провожу публичные мероприятия в своем районе. И знаю, что далеко не у каждого из организаторов митинга хватит воли и решимости доводить дело до суда
Удастся ли им заменить действующий до последнего времени в России уведомительный принцип проведения митингов и шествий заявительным? Судя по последним указаниям Президента и решимости властей не допускать массовых выступлений трудящихся, этот законопроект найдет немало горячих сторонников и в Думе, и в Правительстве. Но его принятие может стать последним гвоздем в крышку гроба демократии в России.