В приёмную депутата Московской областной Думы М.П.Леонтьева поступило обращение работников МУП «Серпуховская городская электрическая сеть» с просьбой инициировать вопрос по внесению изменений в действующее законодательство об электроэнергетике в целях обеспечения равных условий для гарантирующих поставщиков и территориальных сетевых организаций, участвующих в процессе поставки электрической энергии конечным потребителям. Для более детального изучения ситуации Михаил Павлович встретился с руководством предприятия.
Рынок электроэнергии России - один из крупнейших в мире и его объём электроэнергии достигает 10% от ВВП страны. В 2011 году рынок электроэнергии включал около 500 электростанций, 80% которых принадлежат оптовым генерирующим и территориально-генерирующим компаниям.
Вместе с тем, как показывает отечественный и зарубежный опыт, кризисные явления в стране в целом и в энергетике в частности в период перехода от централизованных к рыночным методам управления экономикой отрицательным образом влияют на такой важный показатель энергетической эффективности передачи и распределения электроэнергии, как ее потери в электрических сетях.
Это, очевидно, связано с ослаблением в такой период контроля за потреблением электроэнергии, снижением платежеспособности значительной части потребителей, в первую очередь населения, с ростом хищений электроэнергии, обострением проблем из-за несовершенства традиционной системы учета электроэнергии и т. д.
Сверхнормативные потери электроэнергии в электрических сетях – это прямые финансовые убытки электросетевых компаний. Экономию от снижения потерь можно было бы направить на техническое переоснащение сетей; увеличение зарплаты персонала; совершенствование организации передачи и распределения электроэнергии; повышение надежности и качества электроснабжения потребителей; уменьшение тарифов на электроэнергию.
Снижение потерь электроэнергии в электрических сетях – сложная комплексная проблема, требующая значительных капитальных вложений, необходимых для оптимизации развития электрических сетей, совершенствования системы учета электроэнергии, внедрения новых информационных технологий в энергосбытовой деятельности и управления режимами сетей, обучения персонала и его оснащения средствами поверки средств измерений электроэнергии и т. п. Вместе с тем, как следует из обращения, система учёта потерь напрямую связана и с несовершенством законодательной базы.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» МУП «СГЭС» относится к территориальным сетевым организациям, оказывающим услуги по передаче электрической энергии и как сетевая организация оплачивает потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих объектах сетевого хозяйства. Потери электрической энергии определяются как разность между объёмом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть (отпуск в сеть) и объёмом электрической энергии, потреблённой энергопринимающими устройствами (полезный отпуск).
До 12.06.2012 года оплата потерь, возникающих в многоквартирных домах, возлагалась на исполнителя коммунальных услуг. При этом законодательством чётко предусматривалось, что полезный отпуск определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей.
С 12.06.2012 года вступили в силу Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (ОПФРР), утверждённые постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, согласно которым полезный отпуск в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учёта, определяется гарантирующим поставщиком ОАО «Мосэнергосбыт» на основании данных об объёме потребления энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах. За счёт собственных средств МУП «СГЭС» для достоверного определения объёма полезного отпуска уже установил более 400 общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах, однако управляющие компании и другие лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, не вводят данные приборы официально в эксплуатацию, так как это им не выгодно, а соответствующих обязующих законодательных актов нет.
Таким образом, при данном порядке определения полезного отпуска электроэнергии, как следует из обращения, внутридомовые потери оказываются неучтёнными и оплачиваются МУП «СГЭС» как сетевой организацией.
Вместе с тем ОПФРР предусмотрено, что потребитель обязан снимать показания счётчика 23-25 числа текущего месяца и не позднее 26-го числа передавать(!) полученные показания исполнителю коммунальных услуг. При этом определение объёма отпуска в сеть осуществляется по состоянию на 00 часов 00минут 1-го дня месяца, следующего за расчётным периодом.
Таким образом, как следует из обращения, указанными нормами предопределено составление недостоверного баланса электрической энергии, на основании которого сетевые организации обязаны оплачивать соответствующие потери.
И это лишь часть законодательных недоработок, приводящих в том числе к огромным необоснованным задолженностям сетевых поставщиков.
Приведём лишь некоторые цифры:
При этом, в середине 80-х годов ХХ века потери в сетях бывшего Минэнерго СССР составляли лишь 9,2 %.
Как видно, показатели потерь электроэнергии достигли недопустимых значений и их возмещение, в конечном счёте, ляжет на нас - граждан, которые добросовестно оплачивают предоставляемые услуги.
В результате рабочей встречи было принято решение, опираясь на опыт других регионов, совместно выработать предложения, которые бы законодательно урегулировали отношения сетевых поставщиков электроэнергии и компаний, ответственных за содержание домов, а также чётко определили зоны ответственности поставщиков и потребителей электроэнергии и вынести эти предложения на рассмотрение профильного Комитета МособлДумы. Такой подход в итоге будет способствовать улучшению экономики региона и качества жизни населения.