В Государственную Думу правительством внесен проект откорректированного и секвестированного бюджета на 2009 год. Вся предыдущая авральная работа органов власти по разработке бюджета на этот год и на 3-х летнюю перспективу выброшена в мусорное ведро. Это не первый случай, когда прогнозы "специалистов" из Минфина оказались, мягко говоря, добросовестным заблуждением.
Апофеозом некомпетентности правительства стало принятие именно бюджета-2009. Бюджет был принят осенью пошлого года, когда кризис уже бушевал, исходя из совершенно нереальных параметров:
- инфляция в 2009 году – 8,5% (в 2008-м она составила 13,3%);
- курс рубля – 24,7 рубля за доллар;
- рост ВВП 6%;
- цена на нефть – $95 за баррель;
- профицит бюджета – 3,7% ВВП.
Послушная Дума без особых дискуссий такой бюджет приняла. Когда 12 ноября 2008 года Совет Федерации одобрил бюджет, нефть стоила $50 за баррель. Уже сразу стало очевидно, что бюджет насквозь лживый, его надо принимать заново. К чему теперь и приступает Государственная Дума.
Правительство на этот раз все сваливает на кризис. Дескать, никто его не ждал, а он возьми да и свались, как снег на голову: во всем виноваты американцы с их ипотекой (Ельцин, в свое время, говорил: Во всем виноват Чубайс!). Ох как не хочется власти признаваться в собственных грехах. Ведь предупреждали коммунисты - посадив страну на сырьевую иглу и уничтожив собственный реальный сектор экономики, включая и сельское хозяйство, страна становится заложником внешней конъюнктуры. Любая ее отрицательная тенденция, тенденция на понижение обрушит российскую экономику. Так и произошло. Как только рухнули цены на внешнем рынке на сырье, экономика страны тут же оказалась в глубочайшем кризисе со всеми негативными последствиями: потеря доходов казной, сворачивание производства, безработица, невыплаты заработной платы и т.д. За глупость чиновников расплачивается простой труженик. Триллионы рублей, которые копились властью, удерживая на голодном пайке отечественного производителя и народ, превращаются в пыль или вывозятся за рубеж. В итоге нет ни денег, ни нефти, ни инновационной, да и просто экономики. К.п.д. экономической политики власти не то что ниже паровоза, а вообще со знаком минус, как у «черной» дыры.
В результате провала навязанного стране порочного либерального курса правительство вынуждено вносить коррективы в бюджет 2009 года. Впервые за несколько лет бюджет из профицитного стал дефицитным. Дефицит бюджета составляет 2 трлн. 974 млрд. рублей (7,4% ВВП). Покрытие дефицита бюджета будет происходить в основном за счет Резервного фонда, а также внешних и внутренних заимствований. Планируется использовать и средства Фонда национального благосостояния. Причем из этого источника изымут 700 млрд. рублей на поддержку банковской системы и фондового рынка. Здесь уместно напомнить правительству, что Фонд национального благосостояния создан в первую очередь для финансирования пенсий на случай, если возникнет дефицит пенсионных денег. Даже на сайте Минфина написано: «Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации».) Чиновники Минфина должны хотя бы свои собственные бумаги читать. Какой уровень некомпетентности, вороватости и цинизма должен быть у людей, чтобы тратить эти средства на банковские и фондовые аферы?
Из одиннадцати разделов финансирования в новом варианте бюджета только три увеличиваются - национальная экономика, социальная политика и межбюджетные трансферты. При этом, что касается национальной экономики, то увеличение расходов (всего на, примерно, 500 млрд. рублей) связано в основном не с развитием отраслей экономики, а со скупкой обесценившихся акций компаний, принадлежащих олигархам, спасением трех госбанков, поддержки Агентства по ипотечному кредитованию, ОАО РЖД и госкорпораций. Т.е. антикризисные меры свелись в основном к растранжириванию бюджетных средств в интересах олигархов.
Увеличение финансирования по разделу социальная политика в размере 1 трлн. 200 млрд. рублей мера вынуждена для правительства. Власть прекрасно понимает, что социальный котел и без того перегрет и может взорваться в любую минуту. Идя на повышение социальных расходов (пенсий, пособий и т.д.), которые больше похожи на подачки с барского плеча, она надеется удержать ситуацию в обществе под контролем, погасить негодование и недовольство большинства граждан политикой правительства. Однако вряд ли правительство достигнет своей цели, если иметь в виду, что рост цен и инфляция проглотят эти подачки даже не поперхнувшись.
Вынужденной мерой для правительства является и увеличение на почти 500 млрд. рублей межбюджетных трансфертов. Главным образом это вызвано несбалансированностью местных бюджетов. Сокращаются доходы региональных бюджетов и их дефицит может вырасти на 18%, достигнув 800 млрд. рублей. В то же время сокращаются субсидии бюджетам регионов на дорожное хозяйство, на капитальное строительство, на социальное развитие села, на предоставление субсидий гражданам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и т.д. Причем это сокращение довольно значительное, от 2 до 45 млрд. рублей.
Очень важно отметить, что некоторое увеличение расходов по выше приведенным трем статья будет реализовано не только за счет привлекаемых средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, но и за счет перераспределения средств внутри бюджета, т.е. за счет урезания (секвестирования) расходов по другим статьям.
Наибольшему урезанию подверглось жилищно-коммунальное хозяйство. Даже по сравнению с итогом 2008 года ЖКХ будет профинансировано всего лишь на 69%. Это значит, что как взрывались дома, так и будут взрываться, как горели, так и будут гореть, как не ремонтировались, так и не будут ремонтироваться, как заживо сжигали стариков в развалюхах под названием «дома престарелых», так и будут сжигать. Это значит, что не будут ремонтироваться коммунальные сети, тепловые узлы, котельни, люди останутся без воды и тепла. Объем ветхого и аварийного жилья все эти годы не только не сокращается, но, наоборот, растет. Ветхого жилья на сегодня - 93 млн.м2 , аварийного – 11,2 млн.м2. На этих площадях проживает свыше 12 млн. человек. В неблагоустроенных квартирах проживает 43 млн. человек. При нынешних темпах ликвидации ветхого и аварийного жилья потребуется около 150 лет. Свыше 300 млн.м2 жилья нуждается в неотложном капитальном ремонте. В среднем ежегодно ремонтируется лишь 1% жилья при норме не ниже 5%. А теперь, очевидно, будет еще меньше.
Фракция КПРФ при утверждении первоначального варианта бюджета на 2009 год предлагала резко повысить расходы на поддержку ЖКХ до 2 трлн. рублей. От состояния этого хозяйства зависит настроение людей, чувство комфорта и удобства проживания. Однако, как и в предыдущие годы, правительство проигнорировало предложение коммунистов, запланировав расходы на ЖКХ на уровне всего лишь около 1 трлн. рублей.
Столь же губительному урезанию подверглось и давно нелюбимое властью сельское хозяйство. По сравнению с итогом 2008 года планируется профинансировать село всего лишь на 53% или в объеме 30,7 млрд. рублей. Это слезы. Какой год правительство пытается удушить отечественного сельского производителя, а он, несмотря ни на что, все еще жив и даже производит экологически чистую продукцию. В результате такой политики страна потеряла продовольственную безопасность. Ежегодно завозится около 50% импортного продовольствия, затрачивая на это 20-25 млрд. долларов. По сравнению с 1990 годом производство мяса и молока уменьшилось в 2 раза. Поголовье крупного рогатого скота за годы реформ упало в три раза. Мы имеем сейчас крупного рогатого скота гораздо меньше, чем в 1916 году и даже меньше чем после Гражданской войны. Около 24 млн. га пахотной земли выведено из севооборота и заросло кустарником и бурьяном. Ухудшается экологическое состояние сельскохозяйственных угодий – их засоленность, закисление, переувлажненность.
Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, душит крестьянина. Сегодня, чтобы купить 1 тонну дизтоплива крестьянину нужно отдать почти 6,5 тонн зерна или почти 400 кг мяса или 2,2 тонн молока. Это в 10-12 раз больше, чем в 1990 году. Село элементарно грабят.
Эти и другие кричащие проблемы села (ужасающая демография, социальные язвы, деградация и разрушение социальной сферы и т.д.) остаются за пределами интересов власти. Фракция КПРФ неоднократно выходила с предложениями к правительству изменить свое отношение к отечественному кормильцу – крестьянину. Повернуться лицом к его проблемам. Деревня – это не только хлеб, но это еще и хранительница нашей русской культуры, традиций. Предлагалось увеличить финансирование сельского хозяйства до уровня 10% расходной части федерального бюджета, но это предложение так и не нашло отклика в эшелонах власти. Губительная политика по отношению к деревне не только не прекратилась, но она, как видим, еще более усугубляется.
Несмотря на заверения высших чиновников об исполнении взятых социальных обязательствах, предлагаемый проект бюджета говорит об обратном. Все социально значимые статьи подвергаются серьезному секвестированию. Так, например, на образование будет потрачено на 300 млрд. рублей меньше, чем планировалось, финансирование культуры урезается на 100 млрд. рублей, здравоохранение – на 300 млрд. рублей. Почти на 200 млрд. рублей снижается финансирование и национальной обороны. И это тогда, когда провозглашена очередная военная реформа и армию пообещали перевооружить современным оружием. Ну что это, как не откровенный блеф?
Особую тревогу вызывает тот факт, что во всех разделах под существенное сокращение попали ассигнования на фундаментальные и прикладные научные исследования. Суммарно эти сокращения составляют более 42 млрд. рублей. О каком инновационном развитии можно говорить при таком отношении к науке и научным кадрам, специалистам? Они как уезжали за рубеж, так и дальше будут мозги свои вкладывать в наших конкурентов за рубежом.
Заметно изменилось финансирование федеральных целевых программ. Суммарно их финансирование урезается на 279 млрд. рублей. Значительному секвестированию подверглись программы «Гражданская авиация», «Культура России», а таки программы как «Социальное возрождение села» и «Национальная технологическая база» будут профинансированы только наполовину.
Все это еще раз подтверждает бесперспективность того социально-эконо¬мического и политического курса, которого придерживается нынешняя российская власть. Либеральная модель экономики потерпела поражение во всем мире. Это вынуждены были признать и руководители государств на саммите 20-ти государств мира, состоявшегося в эти дни в Лондоне. Однако признать ее порочность этого еще недостаточно. Надо разработать другую модель, которая бы обеспечивала социальный прогресс без потрясений. Такая модель есть, и она опробована в нашей стране. Это социализм. К сожалению, к этой модели мир движется очень медленно, методом проб и ошибок. Сколько еще ему потребуется итераций, чтобы осознать ее как единственно приемлемую для устойчивого развития земной цивилизации, трудно сказать. Но то, что это рано или поздно произойдет, нет никакого сомнения.
Произойдет это и в России. Но пока российская власть сделала очередной шаг в никуда.
зам. Председателя ЦК КПРФ,
депутат Государственной Думы,
академик РАСХН