12 декабря с.г. на состоявшемся 71-м заседании Думы рассматривался ряд важных вопросов, касавшихся, в том числе, внесения в Конституцию РФ поправок, инициированных Президентом РФ.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) поступил в Московскую областную Думу из Совета Федерации ФС РФ 3 декабря 2013 года и подлежал обязательному рассмотрению законодательным органом Московской области не позднее 14 дней со дня его поступления.
При рассмотрении проекта закона на пленарном заседании в Госдуме РФ фракция КПРФ выступила против его одобрения. Позицию фракции КПРФ по данному законопроекту изложил в своем выступлении депутат Ю.П. Синельников (http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/125193.html, текст опубликован также в газете «Подмосковная правда», № 47 от 14.11.2013).
Складывается впечатление, что верховные власти одержимы желанием сделать очередную «медвежью услугу» стране под лозунгом «Все – во имя человека! Все – для блага человека!». И люди знают имя этого человека… Объединили три академии (РАН, РАСХН и РАМН), теперь взялись за суды…
Проект предусматривает сформировать единый высший суд по гражданским, уголовным, хозяйственным и административным делам и полностью упразднить Арбитражный суд. Объединенный Верховный Суд РФ предполагается сформировать из 170 судей, каждому из которых предстоит пройти внеочередную аттестацию. Проект грандиозной и дорогостоящей реформы, предлагавшийся без должной научной проработки и аргументации, вызвал негативную реакцию экспертов в судейском сообществе.
На сегодняшний день арбитражные суды, при всех возможных нареканиях к их деятельности, на порядок более независимы, лучше организованы, располагают более квалифицированными кадрами, чем суды общей юрисдикции. Система арбитражных судов в РФ выстроена по экстерриториальному принципу. Иными словами, апелляционные и кассационные суды не привязаны ни к конкретным регионам, ни к федеральным округам. Такая независимость неудобна для верховной власти.
В предлагаемом проекте нет ни слова о том, что произойдет с сотней арбитражных судов (это суды субъектов федерации, апелляционные, окружные суды): переходят они под юрисдикцию Верховного Суда как самостоятельные подразделения либо сливаются с судами субъектов федерации? В системе арбитражного судопроизводства порождается хаос в условиях действия двух процессуальных кодексов – АПК РФ и ГПК РФ, так как неизвестно, появится ли единый кодекс, и если – да, то когда?
Кроме того, проект закона предполагает неожиданную новацию – новая редакция статьи 129 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ право назначать, а самое главное – единолично освобождать прокуроров субъектов РФ от должности. Тем самым прокуратура РФ фактически теряет свой конституционный статус единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Фракция КПРФ считает, что подлинная цель данного закона – устранить остатки независимости судей и прокуроров, чтобы еще больше «выстроить» президентскую вертикаль и укрепить режим личной власти. Мнение ветеранов суда и прокуратуры подтверждает эту оценку.
Тем не менее аргументация наших коллег в Госдуме не была принята во внимание и президентский закон был одобрен Госдумой 22.11.2013. После одобрения его 27.11.2013 Советом Федерации он считается принятым и вступит в силу после одобрения его органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Аналогичная ситуация сложилась на заседании Московской областной Думы. Комитет по вопросам государственной власти и региональной безопасности на своем заседании принял решение рекомендовать Мособлдуме одобрить указанный Закон РФ. Член Комитета, депутат А.П. Галдин не согласился с таким решением и по поручению фракции КПРФ выступил при обсуждении Закона РФ на заседании Думы с аргументированной критикой и анализом возможных негативных последствий в случае вступления закона в силу. Его поддержали члены фракции Н.Н. Еремейцева, С.И. Зинина. По результатам обсуждения вопроса на заседании Думы Закон РФ был одобрен: «за» проголосовало 33 депутата, «против» – 11 (фракция КПРФ голосовала солидарно), воздержался – один.
На том же заседании Думы фракция КПРФ поддержала принятие ряда законопроектов, носящих социальный характер, в том числе проект закона «О внесении изменений в Закон Московской области «Об адресных социальных выплатах гражданам в Московской области» (далее – Закон МО).
Действующая редакция Закона МО предусматривает предоставление компенсационных выплат гражданам, для которых рост платы за коммунальные услуги превышает установленные Правительством РФ ограничения в связи с ростом цен на сжиженный газ для бытовых нужд.
Законопроект вносит изменения в действующий Закон МО, предполагающие предоставление аналогичных адресных выплат гражданам в связи с ростом цен на природный (сетевой) газ (далее – адресные выплаты).
Необходимость предоставления гражданам указанных адресных выплат связана с тем, что Правительство РФ проводит политику доведения (повышения) розничных цен на природный газ для населения до так называемого экономически обоснованного уровня, диктуемого монополистом – ОАО «Газпром», и озабочено только соблюдением внешних приличий в виде установления предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги. При этом расплачиваться за удовлетворение постоянно растущих аппетитов монополиста приходится населению регионов РФ.
В бюджете Московской области на 2014 год предусмотрены средства на предоставление гражданам указанных адресных социальных выплат. Порядок их предоставления будет установлен отдельным постановлением Правительства Московской области.