— Павел Егорович, насколько выполняют администрации муниципальных образований свои обязательства по содержанию погостов?
— Судить об их работе можно уже по количеству средств, которые они закладывают в свои бюджеты на содержание, ремонт основных фондов и механизированную уборку кладбищ. Как правило, эти суммы меньше, чем требует норматив Московской области (в текущем году он составляет 163,6 тыс. рублей на 1 га). Например, в 2008 году на содержание кладбищ муниципалитеты в целом выделили на 249 855 тысяч рублей меньше, чем требует закон. Где-то отклонения от нормы составляли 3 тысячи рублей, а где-то и 15—18. Лидером по “экономии” стал Клинский район, где вместо планировавшихся прогнозом консолидированного бюджета Московской области — 23 862 тысячи рублей — не заложили в местный бюджет и не освоили ни рубля. Солнечногорский район вообще уже много лет не предусматривает в местном бюджете денег на содержание кладбищ, хотя их на его территории 42.
Как видите, еще в прошлом году было не все гладко. Сведения о средствах, которые муниципалитеты планируют потратить в этом году, поступят в областной минфин только в мае. Но на фоне кризиса оптимистичные прогнозы строить не приходится.
— Как вы думаете, с чем связано такое отношение к организации похоронного дела?
— Как правило, с тем, что муниципальные власти считают данный вопрос в лучшем случае третьестепенным. Иногда деньги вообще выделяются только на бумаге. Первоочередных задач и так хватает, погребение подождет — полагают они. Это в итоге приводит к тому, что проблема нарастает как снежный ком.
Сейчас, например, в связи со вступлением с 1 января 2009 года в полном объеме 131-го федерального закона, в Подмосковье стало уже не 79, а 378 муниципальных образований. В каждом из них по закону “О погребении и похоронном деле в Московской области” необходимо создать уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела, который ранее действовал только на уровне района и городского округа. Но до сих пор не везде это сделано, хотя с момента принятия закона прошло уже 4 года. В результате отсутствует четкое взаимодействие между местными органами власти, специализированными службами и администрациями кладбищ. Из-за чего нередко возникают ситуации, когда на погосте траурную процессию встречают как непрошеных гостей.
Недавно Мособлдума приняла поправку в данный закон, позволяющую не создавать целый отдел (в небольших сельских поселениях это и не нужно), а назначить хотя бы должностное лицо, отвечающее за эти вопросы. Может, теперь лед тронется.
— Если целые районы экономили на содержании кладбищ, то слабо верится, что в бюджетах сельских поселений найдутся деньги на эту статью расходов. Вы так не думаете?
— Все опять же зависит от отношения руководителей администраций. Но они в любом случае будут вынуждены заниматься этой темой. Ведь на многих сельских кладбищах сейчас даже забора нет. Имеются случаи, когда ночью, а порой и днем, совершенно открыто, люди хоронят своих близких на сельских кладбищах, вообще не оформляя никаких документов. Это как жители Подмосковья, так и москвичи, которые специально едут в дальние районы области, чтобы тайно похоронить умерших близких. Такое самовольство чревато массой проблем: процесс захоронений становится неуправляемым, нарушаются границы санитарно-защитной зоны вокруг кладбищ, страдает местное население, живущее по соседству. Хотя я по-человечески понимаю, что зачастую граждане идут на такие противоправные действия не только из соображений экономии.
— Похоже, мы с вами подошли к самому больному вопросу — нехватке земли под захоронения…
— Это действительно проблема номер один. На действующих подмосковных кладбищах участков для захоронений практически не осталось. Нет и свободных муниципальных земель, отвечающих санитарным и экологическим нормам, для создания либо расширения погостов. При этом среднегодовая потребность в местах захоронения по Подмосковью составляет около 60 га в год!
Со стороны кажется, что земли в Московской области много. Но у любого участка есть собственник. Стоимость земель, которые муниципальные образования должны выкупать у владельцев либо выводить из лесного фонда и сельхозназначения, огромна. По последним подсчетам специалистов, в настоящее время затраты на сооружение нового кладбища площадью 40 га в среднем могут составить около 500—800 млн. рублей. Таких денег в местных бюджетах просто нет.
— Зато, видимо, они есть у Москвы, которая собирается строить в Подмосковье 4 кладбища. Только под одно из них, в Дмитровском районе, отводится 70 га. А что же делать Подмосковью?
— Снять остроту вопроса помогло бы расширение и реконструкция действующих кладбищ. В наш комитет часто приходят обращения с мест с просьбой оказать законодательную поддержку в этом плане. Но проблема в том, что только 79 из 1682 подмосковных погостов имеют правоустанавливающие документы: привязку к местности, кадастровый план и т.д. А как можно прирезать к объекту новые участки, если его вообще юридически нет на карте Московской области?
Сложившаяся ситуация требует срочных мер от всех органов власти. Мы со своей стороны стараемся сделать все, что от нас зависит. Так, сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законодательная инициатива подмосковного парламента о внесении изменений в федеральный закон “О погребении и похоронном деле”. Ее принятие позволит местным администрациям оформить в муниципальную собственность земельные участки под существующими кладбищами.
Кроме того, удастся упростить процедуру подготовки документации для расширения погостов. По плану рассмотреть нашу инициативу Госдума планирует в мае. Нам остается только надеяться на то, что там, наверху, тоже осознают всю важность и необходимость этого решения.