Сейчас практически ни в одном из официальных календарей памятных дат не отмечено, что 22 апреля родился первый руководитель страны Советов – В.И.Ленин.
Как бы кто не относился к нему, по меньшей мере, странным является такое умолчание, которое сродни забвению нашего исторического прошлого. С другой стороны, стремление забыть опыт построения социализма в нашей стране является вполне понятной позицией – уж очень неприглядно выглядят на этом фоне современные потуги неолибералов и олигархов строительства «цивилизованного капиталистического общества».
Особенно наглядно разница в уровне и качестве управления, и особенно в отношении к человеку, становится видна при сравнении стартовых характеристик. Современные «эффективные менеджеры» ухитрились, получив великую державу с самым высокообразованным населением, низвести её на уровень третьеразрядной страны и по промышленному потенциалу, и по качеству жизни людей.
Большевикам досталась разорённая мировой и гражданской войнами страна, в которой была практически разрушена вся инфраструктура, а производство влачило жалкое существование. Катастрофически упала численность и квалификация трудового потенциала. Из 7 млн. занятых в промышленности и сельском хозяйстве в 1913 г. к 1920 г. осталось всего около 4 млн., из 3 млн. работавших в промышленности – осталось 1,7 млн.
И в этих условиях была поставлена цель построения социализма. Только глупые или идеологически мотивированные злопыхатели уверяют, что социализм – это общество бедных.
В.И. Ленин писал, что построение социализма на деле – это «догнать и перегнать передовые капиталистические страны по уровню производительности труда». Была поставлена задача – лучше работать, а значит больше производить и больше получать. Расширять производство, создавать новые рабочие места, сокращать безработицу, а значит вовлекать людей в тот же потребительский рынок всё новые категории населения. Вся история развития СССР, за исключением войны, демонстрирует неуклонный рост не только военно-экономической мощи, но и благосостояния советских людей, их культурно-образовательного уровня и интернационального единства.
Весь фундамент будущих успехов страны Советов был заложен в разработанной партией большевиков стратегии, воплощенной в первых пятилетках. И хотя по всем статистическим выкладкам получалось, что, даже если с 1922 г., в течение десяти лет будет идти восстановление рабочей силы, всё равно к 1934 г. образуется 10 лет «кадрового провала». В реальности же к 1930 г. была ликвидирована безработица, к 1935 г. были созданы основы социализма, т.е. крупное общественное производство с квалифицированными работниками, широким внедрением передовых достижений науки и техники.
Поставленная задача построения социализма решалась системно и планово. Промышленное возрождение и развитие рассматривались в комплексе с целями социального и культурного развития. Задача воспитания нового типа работника была неотделима от создания научно-рациональной организации производства.
По инициативе В.И. Ленина широкое распространение получила, в том числе, научно-исследовательская работа по проблемам организации и рационализации деятельности государственного и хозяйственного аппарата. В 20-х гг. свыше 10 НИИ занимались проблемами организации труда и управления. На предприятиях существовали тысячи ячеек движения НОТ, технических бюро и т.п. Страна, осуществившая небывалый в истории индустриальный прорыв, пользовалась разработками лучшего в мире учреждения НОТ – Центрального Института Труда. Уже в 1924 г. один из «отцов научной организации труда» Ф. Джилберт признавался: «…русские глубже нас входят в НОТ». Практическая деятельность ЦИТ пришлась на период индустриализации.
Сталинское «Пятилетку в четыре года!» – это не волюнтаристское желание. Призыв в основе своей имел строго научный подход, который базировался на исследованиях в области организации труда, физиологии, психологии и др. науках.
Сотни предприятий были охвачены методикой ЦИТ в СССР. Во главу угла был поставлен человеческий фактор. Ставка была сделана не только на передовую технику, но и на обучение непосредственно в процессе производства культуре труда, организации работы. Не обслуживание машины, а управление ею, рабочий – не придаток машины, а её хозяин.
Численность подготовленных квалифицированных рабочих в 30-ые годы перевалило за полмиллиона, количество профессий, по которым готовились обученные кадры, достигло 200. Если традиционная подготовка рабочих требовала трёх – четырёх лет обучения, то подготовка кадров при условии предварительного проектирования рабочего состава, осуществляемое ЦИТ, происходила за полгода. Для Сталинградского тракторного завода в начале 1930 года было обучено 1121 новых рабочих и организована подготовка 7000 человек на профессионально-технических курсах завода, что ускорило развёртывание производства.
Но главное было в освобождении труда, появлении нового типа работника, сознающего себя хозяином своей страны, своего предприятия, готового взять за них ответственность. Это сознание пробудило невиданный энтузиазм и творчество масс.
В результате за невиданно короткий исторический период произошло не просто возрождение великой империи, но трудом народа была создана новая могучая держава, доказавшая силу идей, её породивших.