Почему ЕГЭ по русскому языку «завалили» 2% школьников всей России в 2014 году?

А. Раткин, депутат Совета депутатов (фракция КПРФ) городского округа Звенигород

Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры…

А.И. Куприн – русский писатель

Поводом для написания данной статьи послужила провальная сдача ЕГЭ по русскому языку школьников России в 2013/2014 учебном году.

Надо сказать, что сдавали ЕГЭ около 766 тыс. человек (из них 694 тыс. – выпускники текущего года) из 84 субъекта Российской Федерации. Севастополь и Крым сдавали ЕГЭ по желанию…

Учитывая неутешительные итоги сдачи ЕГЭ по данному обязательному предмету в прошлом учебном году (из 864 тыс. не сдали более 16 тыс. выпускников), минимальный порог удовлетворительной оценки снижен на 12 баллов, с 36-ти до 24 (по сообщениям Рособрнадзора).

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов рекомендовал проводить повторные экзамены (в течение месяца) для школьников, которые не смогли набрать нужное количество баллов с первого раза.

Если школьник и в этот раз не наберёт необходимые 24 балла, то тогда выпускник получит справку об окончании школы…

На этом эксперименты по ЕГЭ не заканчиваются. Как сообщил «Известиям» глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, руководство данного министерства обсуждает вопрос о введении устной части Единого государственного экзамена по русскому языку. Окончательное решение будет принято (можете не сомневаться) к началу нового учебного года.

В ближайшее время вступит в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт для старших классов школы. Сначала стандарт внедрится в виде эксперимента в некоторых школах, а с 2020 года по нему будет проходить обучение во всех школах страны.

В этом новом Федеральном государственном образовательном стандарте русский язык и литература объединяются в один предмет и будут преподаваться вместе.

В настоящее время экзамена по литературе нет, а ЕГЭ по русскому языку есть. Его надо сдавать всем, и это обязательный экзамен для поступления в любой вуз Российской Федерации.

Противники объединения русского языка и литературы в один предмет (многие деятели науки и культуры, учителя, журналисты) считают, что это окончательно добьёт литературу и будет способствовать всеобщей дебилизации населения.

Разработчики этого нововведения ссылаются, как всегда, на якобы положительный зарубежный опыт и на предмет «словесность», который преподавали в гимназиях дореволюционной Российской империи…

Всё познаётся в сравнении.

Зачем нужно было разрушать лучшее в мире советское образование, которое признавали лидеры ведущих западных стран и вводить повсеместно ЕГЭ в Российской Федерации? Понятно, что нынешнее государство, отражающее интересы 2% - ной либеральной прослойки, не имеет по – существу классовых и других значимых социальных сил в российском обществе.

Сегодня на изучение русского языка в старших классах отводится один урок в неделю, на изучение литературы – три. Учителя государственных (муниципальных) средних общеобразовательных школ вынуждены заниматься ворохом бумаг, планами, расчётами, отчётами и т.п. и уделять детям меньше внимания, не говоря уже об учебниках, появляющихся в большом разнообразии каждый учебный год. Учителям чиновники выставили различные «заградительные барьеры» в связи с принятием в 2001 году постановления правительства РФ «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». Качество образования (по сравнению с советским обучением) стало значительно ниже. Тогда ориентировались на глубокие познания учебных предметов, сейчас на результат (натаскивание учеников на тесты) полученных при сдаче ЕГЭ. Образование в СССР было единым, фундаментальным, сегодня, основная масса современных выпускников ориентирована на подготовку узких специалистов…

В Советском Союзе главным источником знаний был учитель. Сегодня, ученик может найти любую исчерпывающую информацию в интернете. Раньше на уроках русского языка школьники писали диктанты (записывание текста, диктуемого учителем), изложения, сочинения, где усваивались навыки и формировались орфографическая и пунктуационная грамотность. Сегодня, эти письменные проверочные работы учеников государственных (муниципальных) средних общеобразовательных школ страны не проводятся. Как итог, дети не могут грамотно изложить свои мысли на бумаге…

За примерами далеко ходить не надо. В крупнейшем областном городе Поволжья -  Саратове корреспонденты газеты «Комсомольская правда» в июне месяце текущего года провели на улице блиц - опрос среди школьников. В частности, показывали портрет А.С.Пушкина – русского поэта. На заданный вопрос: «Кто это»? некоторые отвечали: «Андерсен» (жалко, что «акулы пера» не задали дополнительные наводящие вопросы о датском писателе Андерсене?)…

Журналисты за два часа задавали и другие стандартные вопросы, на которые из 50 опрошенных, только 5 дали правильные ответы (см. Интернет).

Это подрастающее поколение весьма далеко ушло от своих исторических истоков и корней. Что настораживает. Сегодня даже  некоторые студенты филологического факультета одного из университетов страны, не будем называть какого, (из репортажа  канала Россия – 1 центрального телевидения в июне месяце с.г.) в слове лоббирование умудрились сделать сразу две ошибки. Это будущие учителя русского языка и литературы в школах нашей необъятной страны?

Спросите школьников и студентов, гуманитарных и технических вузов России, знают ли они В. И. Даля, В. В. Виноградова, А. А. Реформаторского – людей, отдавших всю свою жизнь проблемам изучения русского языка? Думаю, что подавляющее большинство «грызущих гранит науки», ответят отрицательно.

В качестве справки.    

Даль В.И. (1801 – 1872) – русский писатель, этнограф, лингвист, врач; 

Виноградов В.В. (1894 – 1969) – крупнейший учёный, организатор филологической науки, академик Академии наук; 

Реформатский А.А. (1900 – 1978) – российский лингвист, доктор филологических наук, профессор (труды по филологии, транскрипции, графике и орфографии, морфологии, истории лингвистики). 

Может, хватит «бороздить просторы Вселенной» и перенимать «опыт» западного образования? Кстати, а как обстоят дела со сдачей ЕГЭ у них, «за бугром»? Ответ для чиновников министерства образования и науки Российской Федерации будет весьма неожиданным и поучительным.

Ещё в  70-х годах XX века многие страны Европы отказались от единого тестового экзамена. Даже Франция, страна, которая 47 лет назад изобрела этот вид итоговой аттестации, признала: качество образования при таком подходе к проверке знаний резко падает.

СПРАВКА

Во Франции единый экзамен ввели в 1967 году. Это было связано с тем, что французские колонии получили независимость, но на их территории осталось много граждан Франции. Они не имели возможности приехать издалека на родину, чтобы сдать вступительные экзамены в ведущие вузы страны. Чтобы избежать недовольства с их стороны, а вместе с тем и социальной напряжённости, во Франции в качестве эксперимента перешли на единое тестирование. Тесты писали все граждане страны (в какой бы точке земли они не находились), которые хотели получить высшее образование. Тех, кто набирал большие баллы, сразу зачисляли в вузы. Через год (в октябре 1968-го) начались массовые волнения среди молодёжи и студентов. 70% французов, которые поступали в вузы по результатам тестирования, уже через год отчисляли за неуспеваемость. Среди студентов из бывших колоний таких было до 90%. 

В 1969 году Общественная палата Франции подготовила доклад, где указала, что всего за два года уровень образования в стране упал на 40%. В документе также отмечалось, что единое тестирование может привести к краху всей системы образования, в результате в 1970 году тесты отменили.

Сегодня во Франции аттестация по среднему образованию в учебных заведениях проходит традиционно: выпускники пишут эссе (прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно), а также устно сдают экзамены по предметам, комментирует президент Всероссийского фонда образования Сергея Комков. 

Вслед за Францией единую тестовую систему стали применять по всей Европе.  При этом наряду с единым тестированием проводились собеседования в учебных заведениях. Качество образования стало снижаться. В итоге прокатилась волна протестов со стороны вузовского сообщества.

Таким образом, к началу 1980-х годов от единого тестирования многие европейские страны отказались – Германия, Италия, Бельгия, Швейцария, Норвегия. Швеция, Финляндия, чуть позже, Северная Ирландия и Уэльс. 

А что же происходит с образованием в самой «демократической» стране  мира – США?

В США насчитывается около 115 тыс. школ, которые традиционно делятся на общественные (бесплатные) и частные. По Конституции страны установлен принцип отделения церкви от государства.

В США единый тестовый экзамен  ввели  в 12 штатах из 50-ти примерно в то же время, что и в Европе. Однако в конце 1990-х годов практически во всех из них он перестал быть обязательным. Сегодня тестирование проходят по желанию, а в вузы поступают на основании портфолио, представляющих собой подборку сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них. Выпускник направляет в высшее учебное заведение целый пакет документов (аттестат о среднем образовании, рекомендации учителей, грамоты, похвальные листы, свидетельства об участии в школьных олимпиадах, фестивалях, спортивных соревнований и художественной самодеятельности). Очень важную роль при поступлении в вуз США играет рекомендательное письмо церкви, которую посещал абитуриент, характеристики о работе в общественных и благотворительных организациях…

Абитуриенты, соотнося свои желания, склонности, успехи в школе и материальные возможности, очень часто подают документы сразу в несколько вузов, чтобы в итоге остановиться на наиболее подходящем для них университете…

Давайте кратко вспомним как «зарождалось» ЕГЭ в России?

Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в 1997 году. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.

Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший министерство образования с 1998 по 2004 годы. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединения России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним из необходимых условий этого так называемого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников.

ЕГЭ по замыслу автора, должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах, обеспечить эффективную проверку знаний выпускников, сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.

В 1999 году был создан Федеральный центр тестирования министерства образования и науки, в задачу которого входило развитие в стране системы тестирования, а также осуществление мониторинга качества знаний  российских образовательных учреждений.

Под руководством директора центра Владимира Хлебникова была разработана идея, технология и методика проведения ЕГЭ, а также его программное обеспечение результатов тестирования.

Проведению эксперимента по введению ЕГЭ дали старт два постановления правительства РФ:

«Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16.02.2001 года;

«Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 05.04.2002 года.

Были выбраны экспериментальные регионы, где впервые по восьми предметам прошёл ЕГЭ: республика Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области, в которых приняли участие более 30 тыс. человек и около 50 государственных вузов.

В 2002 эксперимент по введению ЕГЭ прошёл уже в 16 регионах страны. Его сдавали выпускники 8400 школ, приём по оценкам, полученным на едином государственном экзамене, вёлся в 117 вузах.

В 2003 в эксперименте приняли участие 47 регионов (18,5 тыс. школ), причём в 11 из них выпускники сдавали ЕГЭ по всем девяти предметам школьной программы.

Значительно возросло число вузов, набиравших студентов на основании результатов экзамена – до 245. В эксперимент включили, в том числе, и некоторые медицинские учебные заведения (!), а также университеты, готовящие специалистов в области культуры и спорта.

В конце 2004 – начало 2005 гг. чиновники от образования признали эксперимент успешным и планировали сделать его обязательным во всех регионах Российской Федерации.

Массовые протесты преподавателей творческих вузов, учителей общеобразовательных школ (несоответствие требований ЕГЭ и школьной программы) не позволили продолжить эксперимент в полном объёме далее. Под давлением общественности было принято решение сделать ЕГЭ обязательным только к 2008 году.

В 2007 году был принят ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ст.2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

До 2009 года порядок проведения ЕГЭ оставался прежним. Новые поправки устанавливали в России до 1 января 2009 переходный период для введения ЕГЭ в полном объёме на всей территории России.

Прежде всего, надо отметить, что школьные медали и дипломы с отличием теряли свою силу, а их обладатели по новому законодательству, лишались льгот: теперь они должны были сдавать ЕГЭ на общих основаниях. Однако общее число льготников значительно увеличивалось: вне конкурса, при условии успешной сдачи экзамена, в вузы могли поступать не только оставшиеся без попечения родителей дети-сироты, а также дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы или при участии в проведении контртеррористических операций. Кроме того, без вступительных экзаменов получили право поступать чемпионы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, для обучения  в области физической культуры и спорта.  

В 2010 по оценке Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг и департамента экономической безопасности МВД из-за обязательного государственного экзамена объём коррупции в образовании увеличился. Причём из вузов взяточничество перешло на уровень школы. В Ростовской области  было задержано 70 педагогов, которые за 40 тыс. рублей сдавали ЕГЭ от имени учеников. Аналогичные уголовные дела расследовались в Саратовской области, Республике Дагестан, Пермском крае и других регионах…

В мае 2013 года в период проведения ЕГЭ было выявлено в сети Интернет в открытом доступе более 150 фрагментов экзаменационных заданий (сдавшие экзамен на Дальнем Востоке школьники, за счёт разницы в часовых поясах, выложили в сеть экзаменационные бланки с ответами). Кроме того, почти в 2 тыс. групп в социальных сетях выпускники 11  классов решали задания в режиме он-лайн всем желающим за небольшую плату…

Таким образом, констатирую, что введение Единого государственного экзамена, в «постперестроечные» годы, несмотря на критику научной общественности, и учительской среды, массовые протесты родителей, в корне изменил всю систему образования в Российской Федерации. На смену привычным письменным и устным экзаменам пришёл новый вид проверки знаний в виде тестирования.

Мне как учителю, проработавшему более 20 лет в государственных средних общеобразовательных школах Одинцовского района Московской области, понятны доводы противников Единого государственного экзамена. Систематизирую их:

- в результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности школьников к доказательству и формированию правильных ответов, в результате чего страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало;

- контрольно-измерительные материалы непривычны для российской системы образования;

- ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции;

- не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно - научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного стандартного выпускного экзамена;

- при компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.

Сможем ли мы сохранить наш великий и могучий русский язык, если дети будут механически ставить галочки на правильных  (или неправильных) ответах, если перестанут рассказывать материал в устной форме и будут лишены диалога с учителем на экзамене? Следует помнить, что учитель при любых реформах,  всегда останется  главным действующим лицом в преподавании, хотят того чиновники или нет.

И ещё, небольшая ремарка в виде справки. Согласно отчёту общественного движения «Обрнадзор» «Анатомия ЕГЭ», на организацию ЕГЭ в 2013 году было потрачено 312.013.600 рублей, в 2014-м – 1.240.643.800 рублей. Основные средства ушли на организацию безопасности и контроля ЕГЭ в Роспотребнадзоре (879.500.000 руб.), и увеличение в 10 раз суммы расходов министерства образования и науки. На улучшение качества самого ЕГЭ деньги не тратились…

Возьмём статистические данные. Только за 2005 – 2010 годы в рамках «оптимизации» были закрыты 12377 школ, из них в сельской местности -10089 (по данным коллегии Счётной палаты Российской Федерации).

Откроем Большую советскую энциклопедию. – М. 1970-е годы

В 1973 году в СССР расходы из госбюджета (без капитальных вложений) на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд. рублей, на техникумы, училища и школы по подготовке кадров средней квалификации – 1,79 млрд. рублей, на профессионально-техническое образование – 2,09 млрд. рублей.

В 1975 году в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн. студентов. По числу студентов на 10 тыс. человек населения Советский Союз значительно превосходил такие страны, как Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и другие.

По данным на 1 января 1976 года, в СССР насчитывалось 6272 профессионально-технических учебных заведения, в которых обучалось 3,08 млн. учащихся, действовали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн. человек. Подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах.

Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в статье 45 Конституции СССР 1977 года, которая гласила:

Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования…

Не пора ли чиновникам министерства образования и науки России признать, что введение Единого государственного экзамена на всей территории страны было ошибкой (как это признали страны Европы, вводившие ЕГЭ в своё время). Миллиардные бюджетные деньги потрачены впустую, качество образования стало значительно  хуже, и кто ответит за провалы в  народном образовании?..

Пора возвращаться к предыдущей проверенной годами системе образования (с учетом современных реалий жизни). Дети должны обучаться по единым учебникам, писать диктанты, изложения, сочинения, то есть выражать письменно свои впечатления, мысли и прочее. Не надо переформатировать русскую и советскую литературу (одних классиков в урезанном виде изучать, других нет)…

Постепенно власти  страны  стали возвращаться к отдельным элементам прошлого. Вернули музыку А.В.Александрова Государственного Гимна России, школьную форму, возвратили ГТО и др. Остаётся надеяться, что здравый смысл чиновников возобладает, и они отменят ошибочное внедрение ЕГЭ в стране…

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также


Ко Дню Победы в городе Жуковском
Комсомольцы патриотического клуба «Ратибор» продолжают общественно значимую деятельность по сохранению памяти Великой Победы.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Государственной Думы Николай Васильев принял участие в Конференции «Кондитерские изделия XXI века»

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
1 мая – День международной солидарности трудящихся

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов провел прием граждан в Коломне

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда