Реформа местного самоуправления в отдельно взятом районе Московской области


1 января 2009 года вступил в силу федеральный закон №131 о местном самоуправлении. Согласно букве этого документа вновь образованные муниципальные образования стали самостоятельным субъектами власти. А, следовательно – должны сами решать, как и на что им жить. Однако, как это часто бывает, все это осталось только на бумаге. На деле все обстоит совсем не так, как того хотелось бы амбициозным начальникам муниципального уровня.


title
На старте реформа местного самоуправления вызвала бурную раздражительную реакцию со стороны большинства районных и городских начальников. Все в один голос утверждали, что от реформы больше вреда, чем пользы. Губернатор области также неоднократно нелицеприятно отзывался о новациях реформаторов кремлевского двора. Но все, чего удалось добиться – это отсрочить вступления 131-го закона в полную силу. В переходный период - новые муниципалитеты получили ограниченный круг полномочий, шел процесс разграничение муниципального имущества, выверялись границы поселений, а главы работали, не имея собственного бюджета.
Если говорить об источниках данного закона, то наши горе-реформаторы взяли как образец опыт западной системы формирования местных органов самоуправления. Но «заморская» система выстраивалась десятилетиями, кроме того, не стоит сбрасывать со счетов менталитет нашей нации. Мы далеко не европейцы – не все может прийтись нам по душе. Лозунг «власть на местах должна быть ближе к людям» не выдерживает ни какой критики. Кто даст гарантия, что мы выберем самых достойных? Никто. Иллюзия о приближении народа к власти на местах так и осталась иллюзией.
На взгляд экспертов, в реформе был потерян дифференцированный подход к территориям с учетом различных факторов. К примеру, крупные районы, такие как Подольский, Мытищинский, Коломенский и др. уже давно живут обособлено от «местных столиц». У них исторически сложилось административное разделение. И в этом плане все выглядит вполне логичным и правильным. Но этого не скажешь про небольшие районы, где дезинтеграционные процессы привели к неразберихе. Процессы выстраивания связей между поселениями и районным центром сопровождались конфликтами, скандалами. Одни – хотели получить максимум власти и всего причитающегося, другие, напротив, старались обуздать нездоровый аппетит конкурентов.
Стоит отметить, что закон оставлял лазейку для того, чтобы не дробить районы. В ряде подмосковных районов, главы, разобравшись в ситуации, быстро сориентировались и преобразовали районы в городские округа (Домодедово, Химки, Балашиха и т.д.), тем самым, сохранив единоначалие и территориальную целостность с минимальными финансовыми потерями. Это и был, наверное, самый наилучший вариант развития событий.
И так, что же получилось на выходе? В январе муниципальные власти обзавелись главным – собственными бюджетами, то есть формально стали полностью самостоятельными, однако эффективность их работы равна нулю. Руководители большинства вновь созданных образований по большому счету являются статистами при районных властях. Вся полнота власти, как и прежде, сосредоточена в руках наиболее авторитетных глав районов. Напрашивается вопрос: а зачем тогда нужны новые органы местного самоуправления, когда все вопросы решаются через районные структуры?
Ответ на этот вопрос проиллюстрируем на примере Зарайского района. Здесь появилось четыре сельских и одно городское поселения. Сельские - передали большую часть своих полномочий району. Городское, после «анализа ситуации», приняло решение отправиться в самостоятельное плавание. Общее социально-экономическое состояние района далеко от стабильности: он относится к дотационным со слабой промышленной базой. Весь потенциал, а вместе с ним и промышленная база, улетучился за годы так называемых реформ. Несмотря на это, сельские поселения, по общему мнению, худо-бедно выкарабкиваются. В этом немалая заслуга руководителей Зарайской районной администрации. А что же город? Если исходить из того, что в соответствии с законом №131 сегодня наводить порядок в городе должна именно городская администрация, то получается полный бардак. Потому что со стороны городской власти ничего толком не делается. И город выживает лишь потому, что как всегда «Чип и Дейл» в лице администрации района спешат ему на помощь.
Что же мы имеем в результате? Де-юре все полномочия по обеспечению жизнедеятельности города переданы городской администрации. Другими словами - они в ответе за все, что в нем «творится». Только хотят ли они отвечать за свои дела, это отдельный вопрос. Де-факто получается, что всю работу по обеспечению жизнедеятельности города по-прежнему тянут районные организации. Они причастны к уборке улиц, благоустройству, оборудованию контейнерных площадок, ремонту школ, детских садов, строительству нового жилого дома и тд. Список реальных дел, а не сладкозвучных популистских заявлений «работников» горадминистрации. И это факт.
Но во многих материалах СМИ мы удивительным образом наталкиваемся на невероятные заявления: руководитель города заявляет о своих достижениях. Каких? Откуда взявшихся? Это ведь только у нас может быть: работы никакой, а достижения налицо!
Размышляя о достижениях, мне хочется вспомнить начало текущего 2009 года. Как заведено, центральное место новогодних гуляний в Зарайске - ЦД «Победа». В новогоднюю ночь люди собираются на площади и отдыхают. 1 января жители, гуляя с детьми, недоумевали, глядя на огромные горы грязи и мусора на площади. Только к вечеру 2 января остатки новогоднего пиршества были наконец-то убраны. Это была первая демонстрация работоспособности городской администрации. Но, к сожалению, не последняя. Сегодня уже появились предложения, убирать улицы через день. Мол, кризис. О том, что город рискует потонуть в грязи в горадминистрации молчат!
Хочется остановиться и на финансовой стороне функционирования муниципалитетов. Расходная часть бюджета города Зарайска докризисного периода составляла около 61 млн. рублей. Сумма, мягко говоря, смехотворная. Бюджет наполняется за счет собственных доходов в виде налогообложения, а с этим в Зарайске туговато. Давайте посмотрим, на что направляются финансовые потоки: 25 733 млн. рублей (42%) на обслуживание чиновников, 35 298 млн. рублей (58%) распределено по различным социальным статьям. Каково? А? Практически половина бюджета уходит на то, чтобы содержать чиновников. Добавим к этому расходы на содержание управленцев в сельских поселениях. Ежегодно на содержание чиновников во вновь образованных муниципалитетах Зарайского района тратиться примерно 50 млн. рублей. А ведь эти деньги, если не реформировать систему местного самоуправления, ежегодно, можно было бы направить на дороги, благоустройство, ремонт жилья и тд. А как пригодились бы эти деньги в кризисное время…
Теперь давайте обратимся к ЖКХ, сферу, которую всегда лихорадит. Так завелось. Нет не одного района области, где этот вопрос не стоял бы в списке самых актуальных. Проблемы существуют повсеместно, только подходы реформирования жилищного хозяйства весьма разнообразные. Зарайский район далеко не худший в этом отношении, но и не лучший. Скромный середнячек. Согласно все той же муниципальной реформы в ведение города передается жилищный фонд, который должен им и обслуживаться. Но пока обслуживается управляющей компанией района («ЕСКХ Зарайского района»), которая, не имея значительных финансовых ресурсов, только благодаря успешной деятельности руководителей предприятия подтянула работу на более высокий уровень. Жители, несомненно, видят позитивные сдвиги, но до идеального состояния пока еще далеко. В отличие от жителей, глава города почему-то недоволен работой управляющей кампании, и высказывает желание пригласить в качестве коммунальщиков варягов. И что? Все сразу измениться? Каждый дом будет лучезарно сиять, опираясь на новые коммуникации? Конечно, нет. Если все так было просто, то проблемы давно были бы уже решены.
Давая оценку первым результатам реализации закона о местном самоуправлении, следует напомнить, что КПРФ выступала и против него и против нового Жилищного кодекса. Коммунисты призывали высшее руководство страны не перекладывать на плечи жильцов проблемы содержания домов, а оставаться активным участников рынка коммунального обслуживания. Исходя из сегодняшних реалий, надо искать оптимальный вариант решения коммунальной проблемы с учетом интересов жильцов. Нам видится самый оптимальный выход - это сотрудничество с муниципальными управляющими компаниями. Именно муниципальными, которые гарантируют надежность. Конечно, жильцы вправе пригласить кого угодно, только надо думать о последствиях, а они, как показывает опыт соседних областей, бывают весьма тяжелыми.
Разделения района на поселения прибавило мороки всем. Теперь люди бегают по инстанциям: из районной администрации в городскую и наоборот. И найти правду бывает очень сложно.
В заключении еще раз хочу задаться вопросом, зачем нужна в Зарайске городская администрация, когда все тянет район. Зачем? Ведь именно в этом и заключается ошибочность пути деления маленьких районов на еще более мелкие субъекты. Попросту бездумно тратятся деньги, а эффекта никакого.
Мы все прекрасно помним, что глава Зарайска долгое время совмещал две должности: директора предприятия и главы города, основное время, конечно же, уделял коммерческой деятельности. Беспрецедентный случай. А сейчас у него пришло осознание того, что многое можно было бы сделать за прошедшие три года. И кто ему мешал?
Сегодня видится один единственный путь развития города Зарайска - работать сообща, опираясь на поддержку районной администрации и областного центра. К сожалению, протекающие процессы больше напоминают местничковый сепаратизм. Сейчас как никогда настало время наводить порядок, исправлять ошибки и выбираться из кризиса.

Сергей Сосунов,
депутат Совета депутатов г. Зарайск,
помощник руководителя фракции КПРФ в МОД
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Знакомство с историей в месте, где ее делают
Группа студентов из г. Ивантеевки посетила Государственную Думу Российской Федерации.

Поздравляем с днем рождения!
Поздравляем с днем рождения!МК КПРФ поздравляет с днем рождения первого секретаря Люберецкого ГК КПРФ, члена Бюро МК КПРФ Василия Аркадьевича Бызова.

Воскресенские коммунисты за патриотическое воспитание молодежи
Первый секретарь Воскресенского ГК КПРФ Александр Смуров провел урок мужества в средней общеобразовательной школе 3.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда