11 декабря, в Пущине в Филиале института биоорганической химии состоялось рабочее совещание комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям «Законодательное обеспечение развития биотехнологий в регионах Российской Федерации», в работе которого приняли участие депутаты, политические деятели, руководители органов исполнительной власти, представители ряда крупнейших российских организаций, научных институтов, коммерческих организаций и образовательных структур нашей страны. Московскую областную Думу на проводимом мероприятии представил депутат Михаил Павлович Леонтьев.
Как говорилось на совещании, биотехнология, наряду с информатикой и науками о материалах будет определять научно-технический прогресс в XXI веке. Российская Федерация обладает уникальными возможностями для использования растительных ресурсов в качестве сырья для биотехнологических производств. Значительная часть нефти и газа может быть заменена биотопливом и химикатами из возобновляемого сырья. Развитие биотехнологий стимулирует сельское и лесное хозяйство, даст миллионы рабочих мест. Эта тема находит широкое применение в энергетике, в традиционных отраслях промышленного производства, медицине. По оценкам экспертов, этот рынок является одним из самых быстрорастущих в мире, в 2013 году его объём составил около 260 млрд.долларов, а среднегодовые темпы роста превысили 11%.
Тенденцией последнего десятилетия является бурное развитие науки и технологий, направленных на производство моторного топлива и химикатов из возобновляемого сырья, т.е. растительной биомассы, для замены нефтехимического производства.
С середины 1980-х годов были известны бактерии, способные использовать синтез-газ, как единственный источник углерода и энергии. Российская Федерация обладает огромным потенциалом растительного сырья. На территории Российской Федерации около 1/3 всех лесов планеты, мы обладаем 13% всей пашни. Было бы большой ошибкой не использовать это природное конкурентное преимущество для развития биотехнологии в стране.
Вместе с тем отмечалось, что существующие в стране экономические условия не способствуют развитию производства ни в одной области. Так, лесозаготовки в РФ уже много лет колеблятся вокруг цифры 110-120 млн. плотных м3 , в то время как на этой же территории в 1988 г. заготавливали 350 млн плотных м3. В России заброшено 30-40 млн. пахотных земель (20% всей пашни). Но даже существующий уровень лесозаготовок и производства зерна даёт огромные ресурсы сырья. По самой низшей оценке можно использовать 10-15 млн.м3 лесных отходов (опилки, кора т.д.) и 30-40 млн.м3 соломы в качестве сырья в среднесрочной перспективе.
В настоящее время Российская Федерация производит избыток зерна, которое она экспортирует (около 20 млн.т в год). При этом экспорт из внутренних районов (Алтай, Сибирь, Башкортостан) затруднителен из-за дальних перевозок. В связи с этим обстоятельством ближней перспективой может стать глубокая переработка зерна в клейковину, крахмал, глюкозные сиропы и отруби. Интересно, что из-за высокой стоимости пшеничной клейковины стоимость глюкозных сиропов из пшеницы в Европы и кукурузы в США очень близки ($0,463 за 1 кг для кукурузы, $0,467 – для пшеницы). Таким образом, Российская Федерация имеет конкурентоспособное по ценам сырьё уже сегодня.
Сельскохозяйственная биотехнология обеспечивает принципиально новые подходы к улучшению здоровья животных, продуктивности скота и домашней птицы. Это возможно за счёт усовершенствования диагностики, лечения и профилактики заболеваний.
Осуществление государственной политики в области социально-экономического развития на период до 2020 года предусматривает увеличение продолжительности жизни россиян, повышение уровня медицинского обслуживания, полное удовлетворение нуждающихся в доступных качественных лекарственных препаратах. В послании Президента Российской Федерации отмечается необходимость производства на территории страны стратегически важных лекарственных препаратов, наиболее приоритетных для российского фармацевтического производства, на основе импортозамещения и инновационных разработок. Правительство утвердило в 2012 году комплексную программу развития биотехнологий в России до 2020 года, согласно которой доля биологической продукции к концу периода должна возрасти и составить около 1% валового внутреннего продукта.
В рамках реализации инновационной политики в Московской области обеспечивается формирование и развитие территорий с высоким научно-техническим и инновационным потенциалом, в том числе наукоградов и инновационных территориальных кластеров.
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования «городской округ Пущино» Московской области как наукограда Российской Федерации стала базисом формирования на территории наукограда Пущино инновационного территориального кластера «Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино».
Началом нового этапа в развитии инновационных территориальных кластеров на территории Московской области стал предыдущий 2013 год.
После утверждения Правительством Российской Федерации перечня пилотных территориальных инновационных кластеров, в который вошел и Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино, Правительством Московской области были утверждены программы развития инновационных территориальных кластеров и приняты постановления о заключении соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Московской области на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров.
Основные направления специализации инновационного территориального кластера Пущино это:
1) биотехнология для медицины:
тест-системы, иммуносенсоры, медицинские диагностические приборы;
2) фармакология:
разработка нового поколения противовирусных и антибактериальных препаратов, производство БАДов, кровезаменителей, раневых и противоожоговых покрытий, проведение доклинических испытаний и скрининг лекарственных препаратов;
3) биотехнологии в сельском хозяйстве:
пищевая биотехнология, диагностика заболеваний животных и растений, производство пищевых и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных, средства защиты растений, создание трансгенных растений, микроклонирование, разработка технологий устойчивых агроэкосистем и ландшафтов;
4) защита окружающей среды:
разработка биопрепаратов очистки почв и воды от токсичных соединений и нефтепродуктов, технологии восстановления окружающей среды (ремедиация и рекультивация), способы борьбы с биоповреждениями инженерных систем и сооружений, экспресс-диагностика уровня загрязнения окружающей среды;
5) промышленная биотехнология:
химия, приборы для медицины и медицинской диагностики, приборы и оборудование для научных исследований, биотехнологическое оборудование, приборы для экологического мониторинга, производство субстанций (янтарная кислота высокой чистоты, лимонная кислота).
Хотелось бы отметить, что наличие развитой научно-исследовательской инфраструктуры, активных и взаимодополняющих научных групп и производств, исторически сложившихся научных школ является залогом интенсивного развития высокотехнологичных предпринимательских инициатив и является одним из ключевых конкурентных преимуществ участников данного кластера.
Участники кластера производят треть всей продукции биотехнологий в России.
Научные центры РАН в Пущино и Черноголовке обладают большим авторитетом не только в России, но и в мире, они дали жизнь большому числу фундаментальных и прикладных разработок в области наук о живом и разработке лекарственных соединений.
Ожидаемый объем частных инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов в период до 2016 года включительно планируется довести примерно до 30 млрд. руб.
К 2016 году планируется увеличить совокупную выручку участников кластера в 4,5 раза.
Кластер отличает компактное географическое расположение, развитая транспортно-логистическая инфраструктура и территориальная близость всех его участников.
При этом существует ряд основных законодательных барьеров препятствующие развитию инновационных кластеров:
меры государственной поддержки научных организаций, которые могут оказываться на региональном уровне, ограничены нормами Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», а также Федерального закона «О защите конкуренции».
В соответствии с Федеральным Законом «О науке…» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
«право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сферах;
право создания государственных научных организаций субъектов Российской Федерации, реорганизация и ликвидация указанных организаций;
принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации».
То есть, финансировать можно лишь те научные организации, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации, а таких организаций единицы.
Исключение делается лишь для научных организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.
Вместе с тем на федеральном уровне официальное определение понятия «кластер» отражено лишь в Федеральном законе от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», которым установлено, что «кластер - совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией».
Эта формулировка не совпадает по смыслу с содержанием понятия «кластер», используемого на пример в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в этой ситуации пытаются сами формулировать понятие «кластер», при этом, внешне похожие определения, введенные на региональном уровне, имеют существенные отличия, которые влекут за собой изменение методов государственного воздействия на формирование и развитие кластеров. При их формулировании используются неоднозначные оценочные понятия.
Соответственно существует потребность в принятии федерального закона, который установил бы единое определение данного понятия, конкретизировал полномочия органов государственной власти в указанной сфере, в первую очередь на региональном уровне.
Только при установлении федеральным законом новых полномочий органов государственной власти субъектов федерации можно обеспечить на региональном уровне выполнение поставленных в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года задач по:
«содействию институциональному развитию кластеров;
развитию механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия;
обеспечению формирования благоприятных условий для развития кластеров.
Московская областная Дума готова выйти с необходимыми законодательными инициативами по данному вопросу. Для изучения практики формирования и функционирования региональных территориальных кластеров, ее сравнительного анализа, выработки предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего порядок образования, функционирования и государственной поддержки региональных территориальных кластеров.