Череда громких международных событий со знаком минус незаметно вытеснила внутренние политические проблемы. Не сказать, что совсем стали мало говорить и показывать по ТВ про дела внутрироссийские. Но по количеству упоминаний Украины, Сирии, подрыва российского пассажирского авиалайнера Airbus A321, серия терактов в Париже затмевает все то, что происходит у нас, в России.
Находясь наедине с экраном, где энное количество раз пытаются навязать миф о плохом Западе, что там все враги и они являются причинами всех экономических бед, люди перестают думать и начинают безропотно верить.
Правда, президент и ряд высокопоставленных чиновник выражаются куда мягче, языком дипломатии и потенциальных врагов (о чем неустанно повторяют по «ящику») называют партнерами. Если сопоставить слова и дела, то, мне кажется, для некоторых российских либеральных вождей западные партнеры далеко не враги. Иначе как объяснить тот факт, что Центробанк пляшет под дудку МВФ, выполняя все инструкции: отпускает рубль в свободное плавание и повышает процентные ставки. По словам известного экономиста, академика РАН Сергея Глазьева, к мнению которого, безусловно, стоит прислушаться и нет оснований ему не верить, «нанесен огромный удар не только по экономике, но и по престижу страны, по морально-психологическому климату».
Под лозунгами о защите национальных интересов на международной арене уровень бедности в самой России неуклонно растет, инфляция сжирает денежные запасы населения. И санкции здесь не причем. После обильного пропагандистского дождя наши граждане готовы терпеть все невзгоды и затягивать пояса. Туго и надолго, сами того не желая. Так или иначе, многие беды – политического или экономического характера – порождены российским менталитетом.
Приведу один красноречивый пример, тонко отражающий то, что в России многие вещи делаются через одно место. Где-то в 2014 году, а может быть, и раньше, точно сказать не могу, мытищинские чиновники победоносно отрапортовали о начале строительства транспортной развязки. Предполагалось строительство четырехполосной дороги, по две в каждую сторону, соединяющей улицу Мира с улицей Фрунзе через железнодорожные пути с выходом на Ярославское шоссе. По замыслу авторов проекта, эстакада позволила бы существенно разгрузить транспортные потоки, а для автомобилистов, денно и нощно томящихся в «пробках», – сократить время в пути.
Территория Мытищ сильно урбанизирована, будущая транспортная артерия длинной всего-то в полтора километра аккурат попадает на частный сектор. Что делать? В таких случаях начинают работать законы РФ по изъятию земельных участков с целью строительства автодороги. Обязательно условие – соблюдение законных интересов собственников земельных участков и объектов недвижимости. Обычная практика – выплачивается компенсация по рыночной стоимости. Отказаться от сделки с госорганами нельзя, так как существует механизм изъятия в судебном порядке. И тут наступает самое интересное – судебные тяжбы, допустим, когда владельцы не согласны с уровнем компенсацией, могут длиться бесконечно долго. Начинать стройку без урегулирования всех нюансов очень рискованно.
Проектировщики и заказчики строительства мытищинской трассы, видимо, куда-то очень сильно спешили. Так спешили, что расписались в собственном бессилии. Не дожидаясь, пока всех расселят, взяли и построили эстакаду, пересекающую Ярославское шоссе, которая прямиком упирается в четырехэтажный жилой дом, где проживает одинокая вдова. За этим строением чуть в стороне находится уже девятиэтажный многоквартирный дом (сносить его никто не собирается), окна которого будут впритык выходить на магистраль. Тут уж не позавидуешь жильцам.
Как видим, стройка встала в тупик. Автомобилисты, преимущественно жители Мытищ, продолжают томиться в «пробках», подсчитывая убытки, в ожидании чуда. Оно, похоже, не скоро придет. В любом случае налицо классическое русское «авось». Авось договоримся с собственниками, начав строительство, до конца не урегулировав земельно-имущественные отношения. Авось все само собой рассосется… или по ошибке построили не там и лучше будет сдвинуть трассу правее от домов (есть место, куда двигать). А построенная эстакада пусть станет памятником национальному разгильдяйству. Бюджет стерпит все издержки, а они как не крути последуют при возобновлении строительства, потому что сметы рассчитывались на докризисный период.
Вот так мы и живем в России – в поисках врагов извне, не замечая их у себя под носом.