Марксизм–ленинизм исходит из того, что содержание, цели, методы, средства воспитания и образования определяются типом общественных отношений и различны в разных общественно–экономических формациях.
В классовом обществе система образования имеет классовый характер. Она служит интересам господствующего класса, отражает и активно проводит его идеологию и политику. Классовый характер проявляется как в направленности воспитания, так и в наличии разных типов образовательных учреждений для разных слоев населения.
Доказательством и наглядным примером может служить принятый в 2012 году антинародный закон об образовании.
Согласно этому закону, первым уровнем в системе образования становится дошкольное образование. Известно, что дошкольный возраст — очень важный и ответственный период в жизни ребёнка. Это время активного познания окружающего мира, формирования основных личностных качеств. Именно опыт самого раннего детства откладывает неизгладимый отпечаток на последующую жизнь человека.
Для советской власти забота о детях была государственным приоритетом. Эта забота выражалась вполне осязаемо: отпускались необходимые ассигнования на организацию детских учреждений и подготовку кадров, научную работу в этой области.
Несмотря на разруху, отсутствие средств, опыта, достаточного числа подготовленных кадров, в стране повсеместно создавались дошкольные учреждения. К концу 1918г. в Советской республике работало около 400 дошкольных учреждений, а в 1920г. - уже 4723 с общим охватом 254527 детей. К 1940г. в стране имелось уже 24,5тыс. детских садов, которые посещали свыше 1млн. детей.
Немаловажно, что все проблемы дошкольного воспитания в СССР решались на научной основе. Были разработаны нормативы по строительству, объему помещений, наполняемости групп, оборудованию детских садов, питанию, медицинскому обслуживанию и т.д.
В 60-х годах появилось понятие «предельная наполняемость групп». Ученые–гигиенисты, педагоги и психологи рассчитали, что в садовских дошкольных группах должно быть не более 20 детей. Только в таких условиях дети чувствуют себя комфортно, а воспитатели могут уделить внимание каждому ребёнку.
В 2011 году были утверждены новые санитарные нормы и правила для детсадов и яслей, которые отменяли понятие «предельной наполняемости групп». Отныне число детей в группах определяется исходя из площади игровой комнаты, где на одного ребенка должно приходиться 2кв. метра. Последствия оказались вполне предсказуемыми. Группы стали катастрофически увеличиваться.
Собственно, весь этот фокус и был направлен на то, чтобы без особых затрат решить проблему острой нехватки мест в детских садах. А то, что детских садов стало не хватать, вполне закономерно. Ведь их количество буквально до последнего года только сокращалось. Согласно статистике, в 1990 г. в стране было 87,9 тыс. детских садов; в 2004 г. – уже в два раза меньше – 47,8 тыс.; в 2008 г. – 45,6 тыс.; а к 2013 г. их стало меньше ещё на 1000 – 44,3 тыс. В результате огромные очереди. А ведь детские сады выполняли всегда важнейшую социальную функцию поддержки семьи.
Невысокая плата за садик давала возможность родителям спокойно учиться, работать, делала их доступными для всех категорий семей.
В 2012г. вышел Указ президента №599, в котором была поставлена задача к 2016г. достичь 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Парадокс, но в 2015г. по словам Голодец, в стране работают свыше 41тыс. детских садов, тысяча из них – частные. Получается, что сокращение детских садов продолжается, с 2013г. – почти на 4 тыс.
А было построено в стране за три года лишь 600 новых детских садов – меньше, чем было сокращено.
При этом, по словам Ливанова, в 2013–2014 годах было введено 700 тыс. новых мест для детей 3–7 лет в детских садах. В 2015 г. планировалось ввести еще примерно 350 тыс. К 2016 г. в системе дошкольного образования будет обучаться, по его словам, более 7 миллионов детей.
Очевидно, что новые места появляются в основном не в результате ввода новых детских садов, а в ходе укрупнения существующих групп, «добро» которому и дал отказ от научно обоснованных норм предельной наполняемости групп.
Неудивительно, что нагрузка на воспитателей постоянно растёт. В огромных группах уже не до качества, уследить бы, чтобы дети не покалечились.
И вот 19 января этого года министр Ливанов признал, что темпы роста нагрузки на воспитателей детских садов оказались в два раза выше запланированных (планировали среднегодовое повышение нагрузки в 2,5–3%). И обязал регионы принять меры.
А регионы и так уже задыхаются от долгов, в которые их ввергает своей бюджетной политикой федеральный центр. Под предлогом кризиса резко сокращаются расходы федерального бюджета, в том числе, на дошкольное образование. В 2014 г. они составили почти 56млрд. рублей. В 2015 г. – порядка 32,2 млрд., т.е. сократились на 42,5%. В 2016 г. предполагается сократить расходы на дошкольное образование уже до 15,4 млрд. рублей — более чем вдвое по сравнению с 2015-м и почти в 4 раза — по сравнению с 2014 годом.
А ведь известно, что многие детские сады в регионах очень слабо финансируются. Родителям приходится самим покупать игрушки, канцелярские принадлежности, моющие средства и пр.
В 2012г. правительство РФ обещало довести среднюю зарплату воспитателей до средней зарплаты в сфере общего образования в регионе. Обещание так и осталось не выполненным. Уровень зарплат дошкольных педагогов самый низкий в образовании.
Сейчас, ссылаясь на кризис, правительство только урезает расходы на социальные нужды. Но, по оценкам независимых экспертов, по результатам проверок Счётной палаты, неиспользуемые остатки в его загашниках на 1 декабря 2015 г. превысили 10,2 трлн.руб. Однако Минфин направляет эти средства не на развитие, не на социальную поддержку, а в основном вкладывает в ценные бумаги США и стран еврозоны. Около 1,5 трлн.руб. просто лежит без движения в федеральном бюджете, подъедаемые инфляцией и теряя свою ценность.
Власти Московской области в конце декабря прошлого года отрапортовали о решении проблемы очередей в детские сады. В самом деле, в области делается для решения этой проблемы не мало. Выделяются деньги, строятся новые детские сады. Из 600 новых детсадов, 365 построены в Подмосковье.
Но, видимо, без лукавства не обошлось. По сведениям активистов РДДДО (Российским детям – доступное дошкольное образование) выполнение президентского указа в области – результат очковтирательства и трюкачества. Согласно определению, под очередью понимается «актуальный спрос», т.е. родители хотят попасть в садик, например, с 2014 г. Если они хотят пойти в садик только в 2016 или 2017 году, понятно, что сейчас они в очереди не стоят. В Красногорске, Одинцово, ряде других районов (активисты в качестве доказательств приводят на своём сайте снимки документов) в декабре 2015 г. у детей старше трех лет сотрудниками управлений образования была сменена желаемая дата зачисления в ДДУ, она была заменена на дату, которая еще не наступила. Соответственно они все покинули очередность и перестали отображаться в актуальном спросе.
В области нередки случаи, когда предлагаются места в садах, расположенных на значительном расстоянии от места проживания. Например, жителям Одинцово предлагали водить детей в садик в Кубинку, а между ними расстояние порядка 40км.
Все трюки только с одной этой проблемой – обеспечением доступности дошкольного образования – показывают всю лицемерность буржуазно–олигархической власти, реализующей свои и заокеанские интересы.
Понятно, что только правительство народного доверия, состоящее из не «обременённых» частно–капиталистической корыстью профессионалов действительно способно вывести страну из того унизительнейшего положения, в которое её загнало либеральное правительство и прикрывающая его ЕР, выражающие классовые интересы горстки эксплуататоров.