В день памяти Вождя Октябрьской революции и основателя Советского государства В.И. Ленина люди старшего поколения с чувством глубокой благодарности вспоминают его выдающиеся дела и свершения во всех сферах жизни, особенно в экономике. Это и НЭП (новая экономическая политика), и план ГОЭЛРО и другие решения, направленные на повышение благосостояния всего трудового народа.
Мне, как ветерану, хотелось бы обратить внимание читателей на его заботу о развитии машиностроения, как источника оснащения сельского хозяйства машинами и оборудованием, позволяющими механизировать тяжелый крестьянский труд, увеличить производительность труда и объемы выпускаемой продукции.
С этой целью В.И. Лениным 1 апреля 1921 года подписан декрет Совнаркома «О сельскохозяйственном машиностроении», первый пункт которого гласил: «Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности». Практически с этого момента началось создание отечественной индустрии для села.
В этом отношении показательны этапы развития Люберецкого завода имени Ухтомского – флагмана (в 20-е годы) сельхозмашиностроения страны и послужившего основой при подготовке Ленинского декрета. Начав свою производственную деятельность в 1902 году с выпуска тормозных устройств для железнодорожных вагонов, завод в 1910 году перешел на производство техники для села – жатки, лобогрейки, сноповязалки, косилки и т п.
До Октябрьской революции на заводе хозяйничали иностранные капиталисты, а с 1918 по 1924 год он был сдан в концессию (иностранные управленцы по договору) американской кампании жатвенных машин. Чтобы сохранить зависимость русских от заграницы, американцы «не предусмотрели» производство России основных узлов – режущих и вязальных аппаратов. Они ввозились из Америки, что в последствии значительно усложнило работу завода, когда договор с концессионерами был расторгнут.
После установления Советской власти финансирование завода американскими монополистами было приостановлено, выпуск машин сократился почти в 10 раз, а весной 1923 года предприятие было закрыто.
Осенью 1924 года завод был принят комиссией ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) от международной кампании жатвенных машин, тогда же на заводе возобновилась трудовая жизнь. И почти сразу в литейном цехе состоялась первая плавка и завод снова заработал. Об этом радостном событие заводчане сообщили председателю ВСНХ Ф.Э. Дзержинскому.
Американцы оставили почти полностью разрушенное производство. На заводе насчитывалось менее 800 единиц оборудования, износ которого достигал 50 процентов, ими не построено ни одного квадратного метра объектов бытового назначения. Все приходилось начинать сначала – были проведены значительные работы по реконструкции и механизации производственных процессов, разработаны конструкции и поставлены на производство новые машины – льнотеребилки, северный комбайн, пароконные косилки и др. В результате чего уже в 1927 году выпуск продукции превысил объемы 1913 года в полтора раза, в 1940 году они превысили довоенный уровень в несколько раз. При этом созданы школа ФЗО (фабрично-заводское обучение), ремесленное училище, дом техники, дом культуры, объекты жилищно-коммунального назначения и т.п.
Дальнейшее развитие завода было приостановлено Великой Отечественной войной. По решению правительства производство сельхозмашин было свернуто и предприятие в самые сжатые сроки перешло на выпуск военной продукции – мин для фронта, за успешное выполнение которой завод был удостоен орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Еще продолжалась война, а правительство приняло решение, не ослабевая выпуска военной продукции восстановить на заводе производство сельхозмашин, что и было выполнено.
Послевоенные годы ознаменовались коренной реконструкцией цехов, механизацией трудоемких процессов, улучшением условий труда и самое главное – ростом объемов производства. В 1970 году было выпущено сельхозмашин 179 тысяч единиц, т.е. в четыре раза больше чем в 1940 году и в восемь раз больше уровня 1913 года.
В последующей пятилетке завод освоил производство новых моделей кормоуборочной техники – силосоуборочных комбайнов, самоходных и роторных косилок, стогометателей и др. Большим достижением коллектива завода явилась организация выпуска тростниковоуборочных комбайнов для республики Куба и создания завода по их производству на острове Свободы.
Дело чрезвычайной государственной важности, о котором так заботился В.И. Ленин с не меньшими трудностями и успехами развивалось и на других предприятиях. Были созданы и введены в эксплуатацию только в предвоенные годы сотни заводов сельхозмашиностроения – Сталинградский и Харьковский тракторные, «Ростсельмаш», Таганрогский и Красноярский комбайновый и многие другие. В результате чего в стране в 1990 году производство тракторов составило 600 тысяч, а комбайнов – 120 тысяч. По выпуску этих машин страна вышла на первое место в мире. При этом ленинская мечта (помните его выражение «дайте сто тысяч тракторов, и середняк скажет, я - за коммунию» (Коммуния - Советский режим в первые годы существования. Прим. редактора) перевыполнена в шесть раз. Власть же «демократов» сократила выпуск тракторов почти в 30 раз, то есть в 10 раз ниже ленинского желания.
Успешно развивались и другие предприятия – «Гомсельмаш», «Кургансельмаш», «Сызраньсельмаш», а также подмосковные заводы – «Давыдовосельмаш», «Моссельмаш», «Климовский сельхозмашин» и др. Выпуск продукции предприятиями отрасли обеспечивал должное оснащение сельского хозяйства современной техникой, что в конечном счете способствовало увеличению производства продовольственной продукции.
Государство планировало и обеспечивало поставку техники сельскому хозяйству. С этой целью действовали Министерство тракторного и сельхозмашиностроения, всесоюзное объединение «Созсельхозтехника» и другие. В результате энерговооруженность села непрерывно возрастала и сельское хозяйство полностью обеспечивало население отечественным продовольствием.
Так бы оно и продолжалось. Но началась горбачевская «перестройка» и ельцинские «реформы» – приватизация, оптимизация, банкротство, распродажа. В результате подавляющее большинство предприятий сельхозмашиностроения, включая завод имени Ухтомского, прекратило свое существование. Оснащенность сельского хозяйства техникой сократилось в 3-4 раза, снизились соответственно и объемы выпускаемой продукции – страна потеряла свою продовольственную безопасность и независимость. Три четверти продуктов питания стало поступать из-за границы.
Но власть олигархов и чиновников этого не замечают. Они усиленно твердят об успехах, благополучии и процветании.
Крайне обидно, что отрасль сельхозмашиностроения почти полностью уничтожена. Неужели навсегда? Вопрос неоднозначный и небезосновательный. Советская власть служила трудящимся, а власть демократов - «эффективным» собственникам, олигархам, их безудержным обогащениям в ущерб трудовому народу. Усилиями демократов дело чрезвычайной государственной важности превращено в дело чрезвычайной государственной безответственности и отдано на откуп частнику, у которого главная цель – прибыль и нажива любым путем.
Возможно ли возродить сельхозмашиностроение. Да, возможно. Нужна только политическая воля высших руководителей страны. Ввести государственное управление, увеличить финансовую поддержку села до уровня 20 процентов от госбюджета, как это делается во всем мире, а не одного процента, как это происходит сегодня у нас. Прекратить финансирование экономики США, а это составляет четыре триллиона рублей ежегодно, и направить эти средства на развитие своей экономики и, прежде всего, сельского хозяйства. Появятся у селян деньги – заработает село, повысится платежеспособный спрос на технику, возродятся предприятия и возобновят выпуск продукции. Но за это надо бороться. Ибо на пути большие преграды.