5 декабря в Государственной Думе состоялся «Правительственный час» на тему: «О реализации перспективных направлений государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, а также перспективах обеспечения экологически безопасного обращения с отходами».
С информацией перед депутатами выступил министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н. Кобылкин. В ходе обсуждения состоялось выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина.
- Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи, уважаемый Дмитрий Николаевич!
Мы подробно с министром обсуждали вместе с руководством фракции те накопившиеся вопросы, которые сегодня волнуют общество, и однозначно будем поддерживать те усилия, которые собираются сегодня предпринять министерства вместе с регионами.
Хочу сказать, мы также поддерживаем, безусловно, и выражаем надежду на национальный проект по экологии. Заложены приличные деньги, и надеемся, что мы эти деньги, в конце концов, потратим, исходя из того, чтобы осуществить конституционную заповедь - право каждого гражданина на безопасную благоприятную окружающую среду.
Уважаемые товарищи, бесспорно, я хочу поблагодарить министерство, которое приняло базовый закон (их больше 60), и, в том числе, уникальные, как 219-й о нормировании, 458-й, 415-й об обращении древесины, от 353-го по зелёным парковым поясам, 27-го и многим-многим другим, которые определяют экологизацию и в целом экологический каркас. Настройку можно ввести и за три года, которые были отложены для того, чтобы по правоприменению более системно работать, потеряли эти три года, а теперь настройкой занимаемся и ещё будем терять время. Надо было не откладывать эти законопроекты, а внедрять их по полной схеме.
И сегодня министр берёт на себя ответственность опять в сравнении с теми, кто снова пытался отодвинуть эту работу, а её не просто проводить, эту работу, безусловно. Была ведомственная разобщённость, и мы видели, как затягивали и тащили на свои направления. Министерство жилищно-коммунального хозяйства нормативные акты не разрабатывало, а если разрабатывало, то усугубляло вообще законопроект.
Мы увидели, допустим, 458-й закон об обращении отходов вместо того, чтобы выполнить целеполагающую составляющую, все сделать для того, чтобы утилизация была вместо захоронения и сжигания, и чтобы ни район муниципального образования, который не имел возможности работать, а регион, область, губернатор, о чём здесь правильно товарищи говорили, и Федерация отрабатывала государственные программы. А регион должен был ее защищать в соответствии с законом Федерации, и муниципалитет при этом.
Исходя из того, что губернатор ответственное лицо, и тогда должна была двигаться эта система. И мы бы могли, в конце концов, эту стомиллиардную махину отходов, по большому счёту, потихоньку разгребать и новые не создавать. А мы пробили шестимиллиардную сегодня, значит, опять пуповину, уже шесть миллиардов больше отходов в год начали накапливать и ничего не делаем.
Хуже того, эти три года оказались безвремьем, старая работа, старый закон не работает и новый. И началась вот эта алчная попытка здесь на мусоре сделать деньги. Сегодня почему обеспокоен министр, все мы, депутаты, почему Гордеев, и президент обеспокоен? Это волна, которая захлестнула всё и вся сегодня. Опять 2 декабря уже северяне поднялись.
В Северодвинске - 15 тысяч вышло, в Архангельске - более пяти, три дня Орехово-Зуево поднялось. А уж тут, Подмосковье, я и не говорю, в целом близкое, как работало на этих направлениях борьбы защиты своих прав от этого воздуха и от этой гари, и болезней.
Но, уважаемые товарищи, я ещё и ещё раз хочу о второй составляющей. Министр сегодня сказал: мы не допустим, но уже настроили, уже настроили приводные ремни, нам звонят из Чехова, из Луховиц, записки прислали. Всё же с индивидуального жилья в восемь раз поднять сборы, значит, с многоквартирных - в четыре-пять раз, чешутся руки у кого-то.
Антикоррупционные системы должны заработать, и контроль тот, который действительно называется контролем, а не говорить, вот кто-то там старый, плохо сработал, они все сидят, все буквально работали, и им спасибо надо сказать за эти законы.
Национальный проект. Мы не видим там... Дмитрий Николаевич, всё хорошо, но не видим крестьянского труда. Там все сегодня, как говорится, эти беды, там сегодня почва, там сегодня разрушения, там сегодня деэкологизация, и мы не видим, что на этих рисках, где живут 38 миллионов, а 100 миллионов летом, давайте развернём, ответственных туда подтяните из министерств сельского хозяйства.
Что касается лесного направления, уважаемые товарищи, и в соответствующий экологический наш национальный проект снова записываем эти, по большому счёту, неработающие системы. У нас сегодня на искусственное восстановление 20 процентов нет, в Финляндии 80 на 20, а у нас, наоборот, 20 на 80.
Экономика как не работала, так и не работает, арендаторы набивают карманы, а мы 20 рублей в бюджет получаем, с регионом - 30 рублей. Но мы должны в четыре-пять раз рыночную систему поднять за счёт того, чтобы государственная здесь составляющая работала. Если 7 миллиардов мы
посадочного материала производили, почему сегодня производим 0,7 миллиарда? Как мы будем вообще решать проблему лесовосстановления? Давайте эти вещи.
Что касается водных дел. Здесь подробно об этом говорил министр. Хочу сказать, конечно, всем надо поработать, исключая то, что мы сегодня самая водная держава, но расходуем в разы больше на единицу ВВП воды. Здесь новые технологии должны работать, и 219-й закон.
Я ещё раз хочу сказать, и то же самое надо сделать ревизию сегодня соответствующих подзаконных актов, надо всё сделать и доработать те системы, которые бы и передвижные системы в общую единую систему ввели, и экологическую всю нашу экспертизу, и НДТ должны работать. Мы не должны сегодня сделать так, чтобы эта тоже тема у нас была кричащей.
Но я убеждён, что министерство на правильном пути. Депутаты поддерживают министерство и все те вопросы, которые сегодня ставились... (Микрофон отключён.)