Одним из наиглавнейших социально значимых продовольственных продуктов, безусловно, является хлеб.
В Советском Союзе в период с 1961 год по 1990 год стоимость хлеба не менялась. С разрушением Советского государства все изменилось. Цены растут постоянно. Только за последние десять лет цена ржаного хлеба выросла на 80%. Пшеничный хлеб подорожал еще больше. Только в прошлом году прирост стоимости пшеничного хлеба составил около 4,3%, ржаного – 3,2%.
А зерно и мука подорожали еще больше. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), за 2018 год стоимость зерна выросла на 70%, муки – на 25%.
Прошлый год вообще стал сложным для хлебопеков. Подорожала не только мука, но и сахар-песок (на 35%), подсолнечное масло (8%). Стоимость упаковки возросла на 23%, тарифы на энергоносители и ГСМ на 10%. В удаленные села хлеб доставляют исключительно крупные хлебокомбинаты за свой счет. При этом они не имеют никаких программ поддержки или компенсации топлива, обновления транспортных средств, износ которых составляет более 70% по отрасли. Остаются сложными отношения с торговыми сетями. Несмотря на то, что с 2014 года они не могут требовать от хлебозаводов выплаты ретро-бонуса, т.е. вознаграждения за покупку определенной партии хлеба, эксперты Российского союза пекарей говорят, что торговые сети для повышения своих доходов все-таки заставляют выплачивать эти ретро-бонусы, навязывая ненужные хлебозаводам маркетинговые услуги, шантажируя сокращением ассортимента в случае отказа.
В этой ситуации хлебозаводам не только средств на развитие и инвестиции не хватает, некоторые вообще сокращают зарплаты или снижают качество хлеба. А многие предприятия банкротятся – согласно статистике сейчас ежегодно прекращают работу 15–20 региональных хлебокомбинатов.
В Московской области ситуация не менее сложная. Еще в 2015 году депутаты Московской областной Думы направили секретарю Совета безопасности обращение по вопросу поддержки региональных производителей хлебобулочных изделий. Обратиться их заставило то, что рентабельность большинства предприятий Московской области составляла менее 5%. Это было вызвано тем, что практически все предприятия (около 95%) работали в режиме недогруза мощностей, а 2/3 производств были загружены с коэффициентом использования мощностей не более 40%. В результате, при производственных мощностях хлебокомбинатов, расположенных на территории Московской области, около 850 тыс. тонн в год, в 2014 году было произведено всего 341 тыс. тонн хлебобулочных изделий. Такая ситуация не позволяла им развиваться и внедрять новые технологии, с 2000 года прекратили свою деятельность 26 хлебокомбинатов. И это в Московской области, население которой постоянно росло!
Подмосковные хлебокомбинаты вполне могли бы работать на полную мощность, и их продукция нашла бы спрос, если бы не монополизация рынка. Расположенные в других регионах крупные компании, например «Хлебный дом», принадлежащая финской компании Fazer, предлагали более выгодные условия торговым сетям, вытесняя с рынка местных производителей хлеба, несмотря на более низкое качество их хлебопродуктов.
Прошло более трех лет, а ситуация практически не изменилась. Только хлебокомбинатов стало меньше, но даже их мощность задействована только на 50%. В 2018 году в Подмосковье было произведено 372,9 тыс. тонн хлебобулочных изделий. Областные власти предпринимают недостаточно усилий, чтобы сохранить местные хлебозаводы, рабочие места, обеспечивая интересы производителей из других регионов и торговых сетей.
Перед хлебокомбинатами в этом году возникла новая угроза. По словам президента Российского союза пекарей В.Л. Чешинского, во многих регионах РФ при норме 3–4 месячных запасов зерна (это необходимо в целях продовольственной безопасности), переходящих остатков зерна на мукомольных предприятиях осталось на один месяц работы индустриальных хлебопекарных предприятий.
По оценкам экспертов, к концу июня 2019 года запасы зерна в стране могут составить менее 10 млн. тонн, что является рекордно низким значением за последние 6 лет. Такое сокращение запасов связано с ростом экспорта. В сезоне 2017–2018, т.е. с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, экспорт составил, по данным Минсельхоза, 53 млн. тонн, в т.ч. пшеницы 40,9 млн. тонн. С гордостью чиновники рапортуют, что Россия заняла первое место в мире по экспорту пшеницы, не углубляясь в такие «тонкости», что это стало возможным, во-первых, из-за резкого сокращения животноводства, во-вторых, из-за катастрофической нехватки зернохранилищ (рекордные урожаи 2016, 2017 годов негде было хранить); в-третьих, из-за погони за прибылью (цены на зерно на мировом рынке выросли и стало не до соблюдения баланса между внутренним потреблением и экспортом).
Сейчас у нас вполне есть шанс стать «Россией, которую потеряли» в результате Великой Октябрьской социалистической революции, т.е. которая экспортировала пшеницу при голодающем населении.
Этому населению придется питаться насекомыми, о чем заявил руководитель Россельхознадзора С. Данкверт в январе этого года: «Расслоение людей по потреблению еды, исходя из нынешних экономических тенденций, будет только усиливаться. Либо через тридцать лет нам надо прийти к коммунизму. Но, поскольку этого пока не предвидится, кто-то, возможно, будет есть то, что сделано из кузнечиков. А кто-то будет есть то, что сделано из российской говядины».
Кстати, еще в 2013 году эксперты ООН объявили, что насекомые являются источником белков и могут спасти от голода, и вообще в мире 1400 видов насекомых, которых едят в 36 африканских, 29 азиатских и 23 латиноамериканских странах.
Такой омерзительной перспективе есть только одна альтернатива. И об этом упомянул сам высокопоставленный чиновник, косвенно признав антинародную суть нынешнего строя.
Только поменяв власть, обрекающую большинство населения на унижения и нищету, придя, если не к коммунизму, то хотя бы к социализму, станет возможным обеспечить наш народ здоровой пищей, достойной работой, хорошим образованием, эффективной медициной, т.е. обеспечить развитие каждого в интересах всех.