58 лет назад гражданин СССР коммунист Юрий Гагарин открыл новую, космическую, эру истории человечества. Это знаменательное событие, давшее толчок становлению и развитию новых направлений в науке и технике, стало возможным благодаря достижениям социалистической системы. Именно так это воспринималось в те годы, годы разгара холодной войны. Причем даже в большей степени именно в США.
После успешного запуска Советским Союзом первого искусственного спутника, практически все американские издания тех дней задавались вопросом «почему красные запустили ЕГО первыми?» (эта фраза красовалась на обложке журнала «Лайф»). А после полета Ю.А.Гагарина «Тайм» писала: «Через телескоп «холодной войны» советское достижение может рассматриваться только как победа для коммунизма и поражение для свободного мира во главе с США».
Поскольку после триумфального полета советского космонавта невозможно было утверждать об экономической отсталости СССР, научно-техническом упадке, в ход пошли массированные дозы уже апробированных методов манипуляции, вранья, замалчивания. И вот уже некий читатель написал в «Тайм»: «По моему мнению, русский раб на орбите не такое чудесное зрелище, как свободный американец, гуляющий по улице».
Прошло более полувека, и многие из молодых американцев и европейцев уже не знают имя первого космонавта (как не знают страну, победившую фашистскую чуму). Справедливости ради надо сказать, что через 50 лет в музее НАСА в Хьюстоне наконец-то стала появляться информация о Гагарине, даже открыли ему бронзовый памятник.
А ведь полет Гагарина — это и в самом деле триумф социализма. Сам космонавт говорил: «Разве я бы мог проникнуть в космос, будучи одиночкой? Это слава нашего народа... Мне хочется от души поблагодарить наших ученых, инженеров, техников, всех советских рабочих, создавших такой корабль, на котором можно уверенно постигать тайны космического пространства... Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма, общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле».
Полет стал возможен, потому что советская власть самое пристальное внимание уделяла народному образованию, развитию науки и техники. На развитие образования СССР тратил 10% своего национального дохода. В результате советское образование к середине XX века стало лучшим в мире.
Сейчас этот реальный факт, как и практически все достижения СССР, некоторыми буржуазными «экспертами» ставится под сомнение. При этом приводятся смехотворные доводы. Так, историк российского образования, сотрудник Научной библиотеки МГУ Любжин, заявляет: «Если бы мнение о превосходстве советского образования было хоть сколько-нибудь близко к действительности, логично предположить, что страны Запада должны были устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР».
Странная логика у вроде бы научного сотрудника. Ведь, чтобы заимствовать советскую модель образования, нацеленную на формирование человека-творца, а не квалифицированного потребителя (четкое разделение, сделанное бывшим министром образования РФ), в странах Запада должна была победить социалистическая революция. В противном случае, зачем господствующему классу буржуазии тратить средства на доступное, качественное образование для всех слоев?!
Тот же Любжин отрицательно относится к внедрению в СССР единого типа школ вместо дореволюционного многообразия, лукаво не замечая, что многообразие это было не потому, что «была «своя» школа для любых способностей», а потому что своя школа была для разных социальных слоев, для разных кошельков и т.п.
По данным известного социолога Сорокина 37,38% новобранцев (данные по 1904–1913 годам) были неграмотными. Так и не был принят обсуждавшийся с 1907 по 1912 гг. закон об обязательном начальном образовании. Понятно, что доступ к образованию был затруднен именно для народа. На 1 января 1914 года в российских университетах обучалось 4758 студентов из крестьян, это 4 студента на 100 тыс. человек крестьянского сословия. Такие же данные по другим учебным заведениям, не только высшим, но и средним. Т.е. большинство учащихся – выходцы из привилегированных сословий, возможность получить образование у сыновей рабочих и мещан была на порядок меньше, а у крестьян еще на порядок меньше. Надо еще добавить, что получивший высшее или закончивший специальное учебное заведение крестьянин, автоматически выходил из крестьянского сословия, заодно лишаясь своего земельного надела.
Так что единая советская школа давала возможность получения качественного образования всем гражданам страны. Поэтому крестьянский мальчик Юрий Гагарин смог стать космонавтом.
Полет Гагарина стал возможен благодаря тому, что после Октябрьской революции была решена грандиозная задача индустриализации страны. Свободный труд свободных людей, их энтузиазм и самоотверженность в кратчайшие сроки превратили СССР в экономически мощную державу. Отсутствие частной собственности, постановка долгосрочных стратегических задач, четкое и конкретное среднесрочное планирование – все эти черты, присущие советской системе, безусловно сыграли свою роль в том, что наша страна стала великой космической державой.
Не случайно нынешняя власть делает все, чтобы разрушить остатки былого величия, чтобы не осталось никаких вещественных доказательств превосходства социалистической системы. Разрушаются и уничтожаются заводы, предприятия, научные организации, образование, здравоохранение, исчезают отрасли экономики, города, села, сокращается население.
Одновременно замалчиванием, манипуляцией, откровенной ложью антисоветская пропаганда даже безусловные достижения ставит под сомнение. В тех же космических исследованиях преуменьшалась роль советских ученых и конструкторов, сами советские космические проекты представлялись ненужными, затратными, вытягивающими средства из экономики.
В реальности же к 1988 году доход, полученный по мирным статьям бюджета космонавтики, превысил расходы на них и составил около 2 млрд. руб. По данным Министерства связи СССР эффект от эксплуатации спутниковых систем связи составил – 540 млн. руб. Метеорологические системы позволяли уменьшить ущерб от стихийных явлений примерно на 500–700 млн. руб. в год. Комплексные исследования природных ресурсов из космоса давали эффект в 350 млн. руб. ежегодно. На следующие 10 лет планировалась большая работа по развитию народнохозяйственных направлений космических исследований, которая должна была принести доход порядка 42 млрд. руб.
Колоссальный задел в космической отрасли, созданный при советской власти, постепенно сходит на нет. Свидетельством чему становятся не только регулярно повторяющиеся катастрофы, но и отсутствие новых прорывных решений. Все, что еще есть у России было разработано советскими учеными, конструкторами, инженерами.
А в этом году мы узнали, что у России уже не осталось ни одного метеорологического спутника. Глава «Росгидромета» Яковенко заявил: «У нас нет спутниковой составляющей, российская группировка просто умерла». А ведь СССР создал развитую группировку метеоспутников, которая являлась одной из лучших в мире. Группировка регулярно обновлялась, а вывод на орбиту метео-, спутников связи и военных спутников был ежедневным – ведь строить спутники в Советском Союзе могли самостоятельно. В настоящее время, по признанию представителей Роскосмоса, своими силами мы такие спутники больше делать не умеем.
Очевидно, что в основе произошедшей катастрофической деградации страны, разительного отличия нынешней России от советской, лежит именно разрушение социалистического способа производства. Поэтому единственный способ реального вставания с колен, единственный способ противостоять развалу – это отправка на свалку истории компрадорско-олигархической власти и восстановление социализма.