В конце сентября правительство внесло в ГД проект федерального бюджета на 2020 год и плановые 2021-2022 годы, который в первом чтении 23 октября рассматривается в первом чтении.
Об основных параметрах бюджета уже достаточно сказано. Хотелось бы остановиться на некоторых моментах.
Представляя проект бюджета на заседании правительства 19 сентября Медведев назвал его «безусловно социально ориентированным».
И, в самом деле, вроде бы увеличилось финансирование социальной сферы. Так, на образование в 2020 году потратят 911,6 млрд рублей, в 2021 году побольше – 947,3 млрд, а в 2022 году меньше – 903,5 млрд рублей. Но доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Образование» в 2019, 2020 и 2021 годах не меняется – 4,7%, а в 2022 году уменьшится до 4,4%. А по отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов данного раздела составит в 2020 и 2022 годах – 0,7%, в 2021 году 0,8%. Это выглядит вообще убого. Возмутительно и то, что проект бюджета предусматривает уменьшение бюджетных ассигнований на оплату труда работникам образования и на выплаты стипендий в 2020 и 2021 годах.
Понятно, что расходы на образование не ограничиваются только федеральным бюджетом, значительные расходы несут регионы. Можно предположить, что какие-то расходы «пройдут» по другим статьям. Но надо учесть, что мировая практика доказывает, что нормальное функционирование системы образования, позволяющее обеспечить общее образование для всех граждан возможно, когда на эти цели направляется не менее 5 – 7%% от ВВП.
По данным Мирового банка, по доле расходов из всех источников на образование РФ занимает 98-е место в мире. Как справедливо заметил депутат от фракции КПРФ О.Смолин: «Мы недовольны качеством образования сегодня, СССР имел одну из лучших систем образования, которая все еще несет свой след. Но даже результаты современной школы не заслуживают 98 места в мире по уровню финансирования, и не заслуживает такого пренебрежительного отношения со стороны властей».
Расходы на здравоохранение в 2020 году составят 1022 млрд руб, в 2021 — 961 млрд, в 2022 году — 979 млрд рублей. По отношению к объему ВВП за три следующих года доля расходов не изменится и составит 0,8%. В общем же объеме бюджетных расходов доля расходов вырастет в 2020 году до 5,2%, а потом упадет до 4,8% и 4,7%. Надо еще учесть, что в федеральном бюджете предусмотрены расходы на федеральные медучреждения. И чаще всего это высокотехнологичная медицина. Очень хорошо, что она развивается и становится более доступной для россиян. Но люди чаще обращаются в поликлиники за первичной помощью. А тут беда. «Оптимизация» резко сократила количество поликлиник и больниц по всей стране. В 2017 году жители более 780 населенных пунктов в России вообще не имели доступа к первичной медико-санитарной помощи, по данным на 2019 год число таких населенных пунктов несколько сократилось, но все равно составляет 480. Все первичные низовые звенья – это бюджеты субъектов, которые в большинстве своем катастрофически закредитованы, еле сводят концы с концами и вымирают. Снижение финансирования во многих регионах привело к падению зарплат медработников. В течение всего этого года то в одном регионе, то в другом врачи устраивали итальянские забастовки, массово увольнялись из-за низких зарплат и отсутствия нормальных условий для работы.
По разделу «Социальная политика» расходы в 2020 году составят 5010,6 млрд рублей, в 2021 – 5046,1 млрд, в 2022 – 4827,7 млрд рублей. В общем объеме расходов – это практически четвертая часть. В этом разделе и расходы на региональные доплаты к пенсиям, и социальное обеспечение детей-сирот, и выплаты судьям в отставке ежемесячного пожизненного содержания и действующим судьям надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания и пр.
Громкие заявления о социальной ориентированности бюджета полностью противоречат как показателям самого бюджета, так и, еще более ярко и понятно, проводимой политике. Практически все социально значимые законопроекты, предлагаемые оппозиционными партиями, в первую очередь КПРФ, ЕР блокирует Достаточно вспомнить голосование этих «представителей народа» по поводу повышения пенсионного возраста, введения налогов на граждан и т.д. В октябре голосами партии власти был отклонен законопроект, направленный на поддержку семей с детьми.
Именно проводимый властью курс привел к тому, что в реальном выражении, т.е. с учетом инфляции, средняя пенсия в 2019 году составляет лишь 103% от уровня 2011 года (рост на 3% за 8 лет) и примерно на 6% ниже уровня 2014 года. А зарплата в реальном выражении, по оценкам экспертов, вообще ниже уровня 1990 года.
Даже по данным Росстата, численность россиян, денежные доходы которых ниже прожиточного минимума во II квартале 2019 года составила 18,6 млн человек (то есть 12,7% от всего населения). В 2018 году, во II квартале, за чертой бедности проживало 12,5% населения. В годовом выражении уровень бедности в России вырос на 0,2%.
Тот же Росстат опубликовал данные, согласно которым, подавляющее большинство российских семей – 79,5% испытывают трудности с покупкой вещей первой необходимости, больше половины – 53% не могут позволить себе неожиданные траты вроде срочного ремонта или лечения, почти 50% россиян не могут позволить себе отпуск вне дома. Позволить же себе питание из мяса, птицы или рыбы хотя бы раз в два дня, не в состоянии 10%.
Что нам обещает в этой ситуации бюджет? «В 2020-2024 годах в условиях устойчивого роста экономики и стабильной инфляции реальная заработная плата будет расти на 2,3-2,6% в год». В то же время инфляция прогнозируется на уровне 3% (по этому поводу, конечно, можно было бы удивиться наивности и оптимизму правительства, если бы не практическая выгода от такой низкой инфляции – правительство может сэкономить на обязательных расходах). Другими словами, даже в этом «социально ориентированном» бюджете реального роста зарплат просто не предусмотрено.
В самом деле, откуда этому росту взяться, если экономика будет продолжать стагнировать. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2020 и 2021 годах по сравнению с 2019 годом (15,1%) уменьшится и составит 13,5% (2638,3 млрд рублей) и 14,1% (2842,8 млрд рублей) соответственно, в 2022 году составит 15,7% (3246,4 млрд рублей). Государство повысило налоги и иные поборы, захлебывается от денег, но не направляет их в российскую экономику.
Фракция КПРФ не голосует за такие бюджеты. Не потому, что не согласны с какими-то отдельными параметрами, коммунисты в целом расценивают разрабатываемые правительством бюджеты как бюджеты деградации, направленные против интересов страны и ее народа.
Анализ доходной и расходной частей бюджета вскрывает его классовую сущность, где основная часть средств поступает в результате обложения трудящихся, а расходуется в интересах крупного капитала. Например, в доходной части бюджета на 2020 год доля не нефтегазовых доходов вырастит и составит 12907,1 млрд рублей. В этой части внутренние и внешние НДС и акцизы составляют 8578,1 млрд рублей, есть еще ввозные пошлины и 1210,3 млрд рублей налога на прибыль. Очевидно, что все косвенные налоги оплачиваются конечным потребителем – населением.
Государство предоставляет крупному капиталу всяческие льготы, в том числе, освобождая их от уплаты налогов в бюджет со значительной части прибыли. В начале октября минфин робко предложил изменить правила налогового резидентства так, чтобы россияне, которые проводят много времени за рубежом, все-таки платили налоги на родине. Предложил это Силуанов на встрече с олигархами. Их то надо предупреждать о всяких налоговых новациях, это остальным можно без предупреждения и обсуждения повышать НДС, вводить взносы на капремонт, повышать пенсионный возраст, устраивать «мусорный» грабеж и т.п. Олигархи удивились такой наглости, доходчиво объяснили, что не надо им мешать получать сверхдоходы и выводить их из России. Понятно, что с этой идеей минфин распрощался. В результате основную массу прямых и косвенных налогов платят трудящиеся, содержа на своих плечах всю махину олигархического государства, страдая от повышения цен, налогов и поборов. Средства, собранные с населения в виде налогов, взносов по социальному страхованию и займов, накопленные в государственном секторе, передаются частному капиталу в виде льготных кредитов, дотаций и других субсидий.
Реализация перераспределительной функции бюджета четко характеризует суть современного российского олигархически–компрадорского капитализма, в котором богатые становятся богаче, а бедные – беднее.
Так совокупное состояние богатейших россиян за первые 3 квартала 2019 года возросло, согласно рейтингу Bloomberg Billionaires Index (BBI), на $30,613 млрд. Например, один из основных владельцев «Норникеля» Потанин стал богаче на $4,64 млрд. Это более 259 млрд рублей по нынешнему курсу. Для сравнения: бюджетные ассигнования, предусмотренные в на реализацию государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», в 2020 году составят 35,8 млрд рублей. Или еще: по данным, которые приводит экономический обозреватель Ю.Пронько, в 2016 году 10% самых бедных граждан имели доход 5800 рублей в месяц; следующие 10% – 10 300; еще 10% (треть населения РФ!!!) 13 600. С 2016 года благосостояние россиян не выросло, так что картина и в этом году примерно такая же.
Неравенство в России чудовищное и расслоение продолжает увеличиваться, уже 10% самых богатых россиян контролируют 83% всего личного благосостояния в стране. Этот показатель – выше, чем в США (76%), Китае (60%) и др. странах.
Одним из источников обогащения крупной буржуазии служит государственный долг. В проекте бюджета заложен его рост. И это происходит параллельно профициту федерального бюджета. По итогам 2019 года он составит 15,6 трлн руб. (в том числе 4,2 трлн внешнего долга), а к концу 2022-го – 21,2 трлн руб. (из них 4,6 трлн руб.– внешний долг). Соответственно увеличивается финансирование по разделу «Обслуживание государственного долга» с 819 млрд в 2019 году до 1 трлн 156 млрд в 2022 г, то есть за 3 года вырастет на 41%. Очевидно, что от этого выиграют только финансовая олигархия.
При этом страна буквально будет захлебываться от денег. Правительство свято выполняя бюджетное правило, будет направлять дополнительные доходы в Фонд национального благосостояния. Если в этом году средства ФНБ составляют порядка 8 трлн рублей, то к концу 2022 года там будет уже 16,2 трлн рублей. И все эти деньги, которые могли бы решить задачи социально–экономического развития страны, роста благосостояния народа, пойдут на покупку иностранной валюты.
Таким образом, первое, бюджет, вынесенный на обсуждение, сверстанный по тем же неоколониально–неолиберальным лекалам, только усилит те катастрофические тенденции уничтожения коренных народов России, которые действуют уже четверть века.
Второе, все это показывает, что правящий сверхбогатый компрадорско–олигархический класс и обслуживающая его ЕР, несмотря на фиаско на прошедших выборах и массовое недовольство населения проводимым социально–экономическим курсом, не делает никаких выводов и готовы в рамках управляемого хаоса окончательно расправиться с экономикой, безопасностью, да и самим коренным населением России, надеясь на свое вечное благополучие.
Третье, задачи вывода страны из кризиса прямо связаны с выполнением Антикризисной программы «Десять шагов к достойной жизни». При этом назревшие перемены возможны лишь при смене социально–экономического и политического строя. За это и борются коммунисты.