Олег Приймак: "Необходимо законодательно закрепить принцип «производитель отходов платит»


Представляем вашему вниманию выступление члена Комитета Московской областной Думы по аграрной политике, землепользованию, природным ресурсам и экологии Олега Анатольевича Приймака на втором Невском международном экологическом конгрессе, с докладом по вопросу: "Гармонизация законодательства в области обращения с отходами – необходимый элемент обеспечения экологической безопасности", на круглом столе проводимого в рамках конгресса "Трансграничное сотрудничество в сфере обеспечения экологической безопасности".

Уважаемые коллеги! В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что обеспечение экологической безопасности не возможно без решения вопросов предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Проводимая в стране реформа федеративных отношений и местного самоуправления, целью которой является создание эффективной и ответственной системы выполнения своих функций органами публичной власти всех уровней, требует постоянного совершенствования.
Хочу остановиться на некоторых аспектах.
Так в рамках проводимой реформы расширение полномочий органов местного самоуправления по обращению с отходами следует признать положительным, так как именно эти органы решают все вопросы местного значения и обладают большей информацией о проблемах в области обращения с отходами на своих территориях, чем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В то же время отнесение полномочий по организации и переработке отходов к полномочиям только органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при отсутствии у них необходимых значительных средств для строительства мусоропрерабатывающих предприятий и объектов размещения отходов – полигонов может привести к резкому увеличению числа несанкционированных свалок и загрязнению почв и подземных вод.
Считаю, что участие субъектов Российской Федерации в строительстве и эксплуатации предприятий по захоронению, обезвреживанию или использованию отходов просто необходимо. И эти полномочия необходимо закрепить законодательно.
Далее. До внесения изменений в бюджетное законодательство плата за негативное воздействие на окружающую среду имела целевой характер и расходовалась в соответствии с утвержденными программами. Субъекты Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» разрабатывали областные целевые программы по обращению с отходами или программы в области охраны окружающей среды, куда входил подраздел, посвященный решению проблемы обращения с отходами. При этом утверждение областных целевых программ и контроль за их реализацией осуществляли, в том числе, законодательные органы государственной власти. С утратой целевого назначения платы за негативное воздействие деньги поступают в бюджет и могут расходоваться на решение иных проблем.
В настоящее время среди отходов различного вида особого внимания к себе требуют медицинские отходы, образуемые в лечебно-профилактических учреждениях, которые опасны в эпидемиологическом отношении, а также могут быть загрязнены токсичными и радиоактивными веществами.
Не все медицинские отходы представляют опасность и вполне могут быть отнесены к ТБО. В тоже время, существенная часть этих отходов (около 15%) представляет реальную опасность, как для медицинского персонала и населения, так и для окружающей среды и не могут быть отнесены к ТБО, так как их инфицированность превышает в 1000 и более раз.
Правовые основы обращения с медицинскими отходами до 1 января 2009 года были закреплены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», однако принятый 30 декабря 2008 года Федеральный закон № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключил из сферы регулирования данного Закона медицинские и биологические отходы.
И с одной стороны это правильно, так как медицинские отходы не могут быть отнесены в полной мере к отходам производства. Образование и обращение с медицинскими отходами идет на принципиально другой основе. Требования к отходам производства, заложенные в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления»: минимизация отходов и рециклинг, по отношению к медицинским отходам может оказаться признаком ухудшения качества оказываемой медицинской помощи. С другой стороны с отменой данной нормы складывается правовой вакуум в сфере обращения как с медицинскими так и с биологическими отходами.
Во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в Московской области, особенно остро стоит проблема обращения с твердыми бытовыми отходами, образующимися в процессе жизнедеятельности населения и ежегодный прирост которых по различным источникам составляет от 3 до 5 %. Однако на государственном уровне внятная политика в отношении минимизации образования этого вида отходов и оптимизация набора инструментов отраслевой политики (административных и экономических) отсутствует, слабо развита информационная база. Одним из основных способов размещения отходов остается их захоронение на полигонах, свалках, в том числе несанкционированных. Общеизвестно, что полигоны и свалки являются источником повышенной опасности с точки зрения загрязнения водоемов, грунтовых вод, распространения заболеваний через птиц, грызунов и насекомых, которые питаются биоразлагаемыми отходами. Кроме того, мусорные свалки и полигоны – одни из главных источников выбросов метана, образующегося в процессе анаэробного брожения отходов, что приводит к увеличению парникового эффекта и глобальному потеплению.
Несмотря на то, что в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами существует много возможностей для малого и среднего бизнеса (транспортировка, переработка, использование вторичного сырья, получение биогаза и электроэнергии), инвестирование в эту сферу деятельности реализуется слабо. И одной из важнейших задач законодательства является разработка механизмов привлечения инвестиций в эту сферу деятельности. Интересы отечественного бизнеса должны быть защищены долгосрочной государственной политикой. Законодательная база должна быть стабильной, направленной на закрепление экономических стимулов и состоять из пакета документов: законов и гармоничных подзаконных актов.
В настоящее время с физических и юридических лиц взимается плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а почти все расходы за их переработку оплачивает бюджет. Это неправильно. Необходимо законодательно закрепить принцип «производитель отходов платит». И тогда, руководствуясь этим принципом, основные затраты на сбор и переработку отходов ляжет на производителей. Если производители отходов будут оплачивать все расходы по сбору, транспортировке и утилизации отходов они будут заинтересованы в уменьшении их количества. А бюджет должен оплачивать лишь ту часть средств, которую нельзя собрать с малоимущего населения.
И последнее, что хотелось бы отметить, так это несовершенство используемого в законодательстве понятийного аппарата. Так под понятием твердые бытовые отходы используются термины: мусор, бытовые отходы, отходы потребления, и т.п.
В связи с тем, что указанный термин твердые бытовые отходы применяется при лицензировании, учете и отчетности, при определении платы за размещение отходов, установлении лимитов на размещение отходов, при налогообложении деятельности, связанной со сбором и транспортировкой отходов, а также при установлении правонарушений при обращении с отходами, считаю целесообразным ввести в понятийный аппарат Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понятие твердые бытовые отходы.
Данные изменения позволят избежать двойственного толкования, а также будут способствовать единообразному применению норм федерального законодательства. Спасибо за внимание!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также

Встреча избирателей с доверенным лицом Н.М. Харитонова в Ногинске
В г. Ногинске прошла встреча избирателей с доверенным лицом кандидата на должность Президента РФ от КПРФ Н.М. Харитонова - первым секретарем Ногинского ГК КПРФ А.П. Кацаем.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Выступление Председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академика РАН, В.И. Кашина, при встрече с Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Благодарность от жителя г. Видное депутату Государственной Думы, Первому секретарю МК КПРФ Николаю Васильеву

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вспоминая съезды

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов: Фракция КПРФ Мособлдумы на 81 заседании вынесет на голосование законопроект, выдвинутый депутатами-коммунистами Госдумы

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов в день национального траура почтил память погибших от рук террористов


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда