Из выступления Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на пленарном заседании Государственной Думы по вопросу «О проекте федерального закона № 904447-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
4 марта 2020 года
Государственная Дума
Уважаемые товарищи!
Мы часто критикуем бюджет, часто аргументированно голосуем против отдельных его положений, но сегодня тот случай, когда фракция будет единогласно поддерживать предложенные корректировки бюджета. Внесенные поправки носят уникальный социальный характер исходя из послания Президента Российской Федерации, раскрывает суть и поддерживает решение самых назревших проблем.
Решается целый блок проблем в образовательном комплексе:
- обеспечение бесплатного горячего питания в младших классах (Повсеместно к этому должны прийти до 1 сентября 2023 года, но, благодаря выделению 110 млрд. рублей, около 7 миллионов детей смогут получать бесплатное питание уже в течение трех ближайших лет);
- повышение зарплаты классным руководителям (Не менее 800 тысяч педагогов государственных и муниципальных школ получат доплаты в размере 5 000 рублей за классное руководство, и это при условии сохранения им всех имеющихся выплат);
- создание дополнительных мест в общеобразовательных школах, проведение модернизации региональных и муниципальных детских школ искусств путем их реконструкции и капитального ремонта.
Решаются вопросы поддержки семей с детьми. Наибольший объем средств заложен на выплаты по материнскому капиталу (почти 600 млрд. рублей), а также малоимущим семьям, имеющим детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно (еще более 560 млрд. рублей).
В проекте обращается особое внимание на регионы, которые в силу различных обстоятельств имеют слабую динамику в решении социальных вопросов, делается шаг к выравниванию ситуации. Республики Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тыва, Чувашия, Алтайский край, Курганская и Псковская области ежегодно будут получать в сумме 10 млрд. рублей поддержки (до утверждения программ социально-экономического развития этих регионов).
Мы также довольны тем, что, в конце концов, дополнительные средства предусмотрены на модернизацию первичного звена здравоохранения. На эти цели будет направлено 50 млрд. рублей в 2020 году, и по 100 млрд. руб. в 2021 и 2022 годах.
В целом, на реализацию послания Президента Российской Федерации, по многим направлениям вытекающего из тех законодательных инициатив, которые мы с вами вносили, обсуждали и принимали, объем дополнительных бюджетных ассигнований в ближайшие три года составит 4,5 триллиона рублей! И наша задача, в том числе, обеспечить эффективное использование этих средств, чтобы они не погрязли в бюрократизме и нерадивости чиновничества.
Но на чем, уважаемые товарищи, я хочу сегодня заострить особое внимание?
В предложенном законопроекте мы не увидели решения тех проблем, которые касаются более 26% населения страны, а именно - 37 млн. наших граждан, проживающих на сельских территориях.
Ни один раз мы выносили на обсуждение эти животрепещущие вопросы, давали наши предложения в рамках всероссийских парламентских слушаний, закрепляли соответствующие положения в ряде постановлений Государственной Думы. Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию еще в 2018 году отмечал необходимость уделять особое внимание социальному, инфраструктурному развитию сельских территорий, подчеркивал, что российский АПК уже стал глобально конкурентной отраслью. Такой же современной должна быть и жизнь людей, которые своим трудом обеспечивают этот успех.
Отставание уровня жизни на сельских территориях от уровня жизни жителей городов на протяжении всех последних лет лишь прогрессировало.
Заработная плата - 58% от средней зарплаты по экономике, а в ряде регионов средняя заработная плата в сельском хозяйстве даже ниже прожиточного минимума! Доля малоимущего населения на селе почти в 2 раза выше, чем в городе.
В социальной сфере полный упадок. Количество больничных учреждений продолжает снижаться (с 1995 года снизилось более чем в 5 раз), число фельдшерско-акушерских пунктов уменьшилось почти на 13 тыс. единиц, станций скорой медицинской помощи стало меньше на 657 единиц (в 1,7 раза). Доступность здравоохранения на сельских территориях определяется тем, что до ближайшего ФАПа приходится ехать в среднем 15 км, до больничного учреждения - 85 км. Обеспеченность больничными койками в ряде регионов такова, что на 10 тыс. населения приходится всего 40 коек!
Сокращается количество образовательных учреждений. Школ и детских садов стало в 2 и 3 раза меньше, чем было в 1990 году. В 2 раза вырос дефицит педагогов.
Очень остро стоит проблема благоустройства жилищного фонда сел и деревень. Более 95 тысяч деревень не газифицированы, 32 тысячи деревень не имеют почтовой связи, 43 тысячи не охвачены телефонной связью. Водопроводом и горячим водоснабжением оборудовано не более 37% и 33% сельских населенных пунктов соответственно. Канализацию имеют лишь 45% сельских населенных пунктов, а центральное отопление – 67%.
Более 61% дорог регионального значения и 44% дорог местного значения уже не отвечают нормативным требованиям по качеству. При этом даже к таким некачественным дорогам имеет доступ мене 70% сел и деревень.
Отсюда и прогрессирующая убыль сельского населения. Коэффициент рождаемости на селе в 2016 году впервые за многовековую историю стал ниже, чем в городе.
Поэтому мы гордимся тем, что в мае 2019 года была утверждена инициированная нами, уважаемые товарищи, Государственная программа комплексного развития сельских территорий. Заложенный в ней комплексный подход к решению накопившихся проблем, новые методы, основанные на реализации инициатив самих сельских жителей, системные меры господдержки должны обеспечить прорывное развитие сельских территорий.
Общий объем финансирования Госпрограммы на период до 2025 года включительно запланирован в объеме 2,3 трлн. рублей (в том числе 1,1 трлн. рублей из федерального бюджета).
Но в прошлом году, на этапе принятия действующей редакции федерального бюджета, мы столкнулись с тем, что финансовое обеспечением этой важнейшей государственной программы было урезано. Сейчас, на 2020 год, в бюджете на ее реализацию выделено всего 35,9 млрд. рублей (45,4% паспортного финансирования). На 2021 год – 21,4%, на 2022 год – 18,1% от предусмотренных паспортом средств. И это при том, что к реализации Программы субъекты проявляют очень высокую заинтересованность и готовность работать. Объем заявок от регионов на 2020 год достиг 132 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше даже объема паспортного финансирования.
Уважаемые товарищи, обеспечить развитие сельских территорий - наша приоритетная задача! Экономически устойчивые и социально развитые сельские территории - это гарант сохранения территориальной независимости страны, самобытности России, это место организации сельскохозяйственного производства, как источника обеспечения продовольственной безопасности страны.
Поэтому наши предложения, поддержанные Президентом Российской Федерации в соответствующих поручениях по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации в декабре 2019 года, о доведении в бюджете объемов финансирования госпрограммы комплексного развития сельских территорий до паспортных значений, должны быть реализованы в рамках рассматриваемого законопроекта!
Также, уважаемые товарищи, в рамках корректировки бюджета мы должны обратить внимание еще на одну государственную программу – развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Являясь базовым документом стратегического планирования для отрасли, эта программа требует увеличения финансирования в интересах укрепления динамики развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Кроме того, у нас сейчас появляется новая государственная программа вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель и охраны плодородия почв. Поручения по ее подготовке и утверждению – это плод наших с вами усилий. Не ввести в севооборот 40 млн. га пашни в сегодняшних условиях – это просто преступно. Поэтому уже сегодня мы должны заложить основы ее бюджетного обеспечения.
Подводя итог, уважаемые товарищи, я хочу, чтобы Министерство финансов нам четко сказало, что деньги на комплексное развитие сельских территорий и программу развития сельского хозяйства ко второму чтению будут учтены в рассматриваемом законопроекте с тем, чтобы уже в мае регионы смогли начать их осваивать. Должны мы быть уверенны и в том, что прогрессивный подход к финансированию государственных программ, составляющих каркас продовольственной безопасности России, будет закреплен и на плановый период 2021-2022 годов.
Сложившаяся ситуация – это позор! И подобное отношение к сельскому хозяйству, к труженику села нетерпимо!
Обращаюсь еще раз к Правительству Российской Федерации, давайте делать то, что дóлжно для людей, которые вложились в великую победу нашей Державы ценой своей жизни и здоровья!