Об отношении компартии к религии и церкви


Религиозное убожество есть в одно и то же время протест против действительного убожества. Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков.
Религия есть опиум народа.

К.Маркс, Ф.Энгельс. т.1., с. 45.


Так выглядит неусеченное высказывание К.Маркса о религии.
В мае 1909 года В.И.Ленин написал статью «Об отношении рабочей партии к религии», которая одновременно является прекрасным образцом ленинской диалектики. В то время усекновение марксова высказывания о религии до ее определения как духовного наркотика объяснялось тем, что в именно эта сторона явления была тогда актуальной в идущей классовой борьбе. Сегодня на первый план выходят другие грани. А именно, то, что религия есть протест угнетенной твари против убожества капиталистической действительности. А также такая грань, как борьба церкви против некоторых сторон этого убожества.
С другой стороны коммунист не имеет права забывать, что наша партия «…строит своё миросозерцание на научном социализме, т.е. на марксизме, философской основой… которого является диалектический материализм».
Нельзя забывать также, что сегодня, как и 100 лет назад, когда была написана статья В.И.Ленина, верно его утверждение: «Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации – (это) органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса».
С другой стороны, напоминает В.И.Ленин слова Ф.Энгельса, от партии «…требуется уменье терпеливо работать над делом организации и просвещения пролетариата, делом, ведущим к отмиранию религии, а не бросаться в авантюры политической борьбы с религией».
Марксист,- пишет Ленин, - должен быть материалистом, т.е. врагом религии, но материалистом диалектическим, т.е. ставящим дело борьбы с религией не абстрактно, …а конкретно, на почву классовой борьбы, идущей на деле и воспитывающей массы больше всего и лучше всего. Марксист должен уметь учитывать всю конкретную обстановку, всегда находить границу между анархизмом и оппортунизмом (эта граница относительна, подвижна, переменна, но она существует), не впадать ни в абстрактный, словесный, на деле пустой «революционаризм» анархиста, ни в обывательщину и оппортунизм мелкого буржуа или либерального интеллигента, который трусит борьбы с религией, забывает об этой своей задаче, мирится с верой в бога, руководится не интересами классовой борьбы, а мелким, мизерным расчетцем: не обидеть, не оттолкнуть, не испугать, премудрым правилом: «живи и жить давай другим», и т. д. и т. п.
С указанной точки зрения следует решать все частные вопросы, касающиеся отношения… к религии. Например, часто выдвигается вопрос, может ли священник быть членом с.-д. партии, и обыкновенно отвечают на этот вопрос без всяких оговорок положительно, ссылаясь на опыт европейских с.-д. партий. Но этот опыт порожден не только применением доктрины марксизма к рабочему движению, а и особыми историческими условиями Запада, отсутствующими в России (мы скажем ниже об этих условиях), так что безусловный положительный ответ здесь не верен. Нельзя раз навсегда и для всех условий объявить, что священники не могут быть членами социал-демократической партии, но нельзя раз навсегда выставить обратное правило. Если священник идет к нам для совместной политической работы и выполняет добросовестно партийную работу, не выступая против программы партии, то мы можем принять его в ряды с.-д., ибо противоречие духа и основ нашей программы с религиозными убеждениями священника могло бы остаться при таких условиях только его касающимся, личным его противоречием, а экзаменовать своих членов насчет отсутствия противоречия между их взглядами и программой партии политическая организация не может. Но, разумеется, подобный случай мог бы быть редким исключением даже в Европе, а в России он и совсем уже мало вероятен. И, если бы, например, священник вошел в партию с.-д. и стал вести в этой партии, как свою главную и почти единственную работу, активную проповедь религиозных воззрений, то партия безусловно должна бы была исключить его из своей среды. Мы должны не только допускать, но сугубо привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в бога, в с.-д. партию, мы безусловно против малейшего оскорбления их религиозных убеждений, но мы привлекаем их для воспитания в духе нашей программы, а не для активной борьбы с ней. Мы допускаем внутри партии свободу мнений, но в известных границах, определяемых свободой группировки: мы не обязаны идти рука об руку с активными проповедниками взглядов, отвергаемых большинством партии».
КПРФ и сегодня, оставаясь на позиции научного марксизма, борется не с религией как таковой, не с церковью, а с политикой российской буржуазной власти, то есть возглавляет борьбу рабочего класса против эксплуатации за восстановление Советской власти. Эта борьба лучше всего способствует освобождению масс от власти духовного опиума, каковым является религия. Но тогда недопустимым является малейшая уступчивость церкви и религии, даже в форме признания их исторических заслуг. Заслуги их весьма относительны, а их активное и, увы, результативное участие в создании и поддержании системы угнетения и эксплуатации масс безусловно.

Л.Захаров,
г. Коломна
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Комсомольцы Подмосковья помогают госпиталю
Активисты ЛКСМ городов Реутов, Фрязино и Щёлково в очередной раз отвезли помощь для раненных бойцов в филиал № 4 госпиталя имени Бурденко.

Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов: «Социальные работники: есть такая профессия - людям помогать!»
Зампред Мособлдумы Александр Наумов в Окружном Управлении социального развития №14, г.о. Домодедово, вручил награды областного парламента работникам организации.

Конференция Союза Спасателей России в Ногинске
По поручению депутата Госдумы Николая Васильева, первый секретарь Ногинского ГК КПРФ Александр Кацай вручил благодарственные письма отличившимся в работе руководителям местных организаций РОССОЮЗСПАС.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Владимир Кашин: «От разрушения к возрождению: российское село на пути к развитию»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Николай Васильев выступил на пленарном заседании Государственной Думы

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Пятая колонна шагает по Подмосковью

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Состоялось заседание фракции КПРФ в Московской областной Думе и 94 пленарное заседание регионального парламента

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда