Недавняя наша публикация о железной дороге «Узуново - Рыбное» - последней стальной магистрали Советского Союза, всколыхнула читательское сообщество «Подмосковной правды», многие подписчики, среди которых, в основном москвичи-дачники, добрым словом вспоминают эту дорогу на юге Подмосковья и как и мы, предполагают, что железная дорога там останется навсегда.
Но, увы, не все стальные магистрали Подмосковья смогли повторить судьбу этой ветки, закон сохранения масс, который в свое время, сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, в нашей конкретной ситуации, связанной с развитием железнодорожной инфраструктуры наиболее ярко нашел свое отражение в последнее десятилетие прошлого века, канула в лету ветка «Нахабино - Павловская Слобода», что на севера-западе области, многие узкоколейки Мещеры…, похоже навсегда ушла в историю Пироговская ветка, построенная в тридцатые года ХХ века.
Ветка «Мытищи - Пирогово», мне жителю бывшего г. Бабушкина, территории, в свое время входившей в состав Мытищинского района, дорога прежде всего, как память детства, как возможность всего - то за двадцать копеек, за каких - то тридцать - тридцать пять минут добраться до берега Пироговского водохранилища и покупаться в его чистейшей воде…
Примечательна и история строительства этой магистрали, предназначенной, для возведения огромнейшей Пироговской плотины, запрудившей р. Клязьму для создания Клязьминского водохранилища. обеспечивающего питьевой водой добрую половину жителей Москвы и часть муниципалитетов Подмосковья, после ввода в эксплуатацию в 1937 году Канала имени Москвы и сети каскадных водохранилищ, эта железнодорожная линия была соориентирована в основном на пассажирские перевозки отдыхающих и немногочисленных жителей посёлка Пирогово, близлежащих деревень, грузовая же работа была сосредоточена на пироговской фабрике «Пролетарская Победа», ряде предприятий местного значения, а также связана с промпредприятиями, расположенными на севере Мытищ.
здесь была станция Пирогово
Несмотря на свою дачно - рекреационную направленность, так бы сейчас назвали эту ветку, однопутка пользовалась особенно в летний период повышенным спросом, в сутки с Ярославского вокзала ходило до десяти пар поездов, зимой их количество, конечно же, уменьшалась, но любители зимнего отдыха, рыбаки, всегда с нетерпением ждали этой электрички. Помню, пятнадцатилетним мальчишкой, я с иронией смотрел как один из рыбаков в этой электричке пил водку из термоса - импровизированной матрешки, отворачивая у нее голову. На мой издевательско - провокационный вопрос, куда дяденька на рыбалку ездил, он завернув голову у матрешки величественно ответил : «научу», это потом я понял, что был он на р. Уча, что рядом с Пирогово…
бывший перегон у платформы Победа
Надо отдать должное, зная многих зимних рыболовов, алкашей среди них нет, это на первый взгляд кажется, что все они балуются, употребляя воду ректифицированную, фильтрованную, подготовленную с определенным содержанием этилового спирта, пьянка, особенно зимой, на рыбалке, может привести к крайне пагубным последствиям, поэтому и рыбаки весьма ответственно относятся к этому мероприятию, благо , даже сейчас на водохранилищах Канала имени Москвы большое разнообразие разных видов рыб, в том числе и налима, который единственный представитель речных тресковых, нерестится зимой…
Вот что вспоминает В.И. Кашин, в девяностые годы возглавлявший Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства : «По ветке Мытищи-Пирогово» мне приходилось неоднократно ездить, она была очень удобно расположена, и меньше чем за час можно было попасть в Пирогово, в «Совхоз имени Тимирязева», в хозяйство тесно сотрудничавшее с нашим институтом, где внедрялись наши передовые научные разработки по возделыванию плодово-ягодных культур в Нечерноземной полосе, в том числе, земляники, черной и красной смородины… Ярославское шоссе, в те годы, а сейчас, особенно, Осташковское шоссе день и ночь забито, сплошная пробка… поэтому электричка была крайне удобна для поездок из центра Москвы в этот уголок Подмосковья…
Я вспоминаю и февраль 1993 года, когда неподалёку от Пирогова, в пансионате «Клязьминское водохранилище» мы проводили Второй внеочередной чрезвычайный Съезд КПРФ, где была восстановлена наша партия, после известных событий 1991 года. Вы помните те, очень не простые времена, и особо пристальное внимание к партии, к ее возрождению… На этот съезд мы добирались, кто как мог, кто от Мытищ на 22, 23 и 26 автобусах, кто из Медведкова на триста четырнадцатом маршруте, многие делегаты именно на Пиаровской электричке... Была суббота, 13 февраля 1993 года, и в электричке было много рыбаков - любителей зимней рыбалки, лыжников да и вообще отдыхающих, которые узнав о событии, проходившем вблизи Пирогово искренне приветствовали делегатов, многие гордились, что именно под старинными Мытищами происходит возрождение нашей партии…»
Прошли годы. Наступил 1997 год. Берега водохранилища, используя «серые» схемы и несовершенство, досадные пробелы, в законодательстве, ловчилы и всякого рода дельцы, назовем это, очень мягко, «при попустительстве ответственных должностных лиц» стали захватывать, а попросту забирать себе в собственность заповедные рекреационные участки вдоль водохранилища, поток отдыхающих значительно сократился, что привело и к закрытию пассажирского движения на ветке, тем не менее линия еще просуществовала до 2000 года, по ней еще осуществлялось грузовое движение, одно время, были даже робкие попытки построить небольшую высокую платформу для автомотрис-железнодорожных рельсовых автобусов, которые начал изготовлять мытищинский «Метровагонмаш»…,но в 2001 году ветки не стало.
Была демонтирована контактная сеть и рельсы, уничтожены станции : Динамо, что вблизи одноимённого олимпийского стрельбища, где проходили соревнования Олимпиады - 80, Победа, Пирогово.
Нет больше как-такового «Совхоза имени Тимирязев», Клязьминского пансионата, общественных пляжей, на водохранилище, в память о них лишь остались автобусные остановки с соответствующими наименованиями, зато есть коттеджи, многоэтажки, построенные на мелиорированных полях совхоза, практически в границах отвода ЛЭП и многочисленные пробки на Осташковском шоссе... Один мой товарищ, действительно местный житель из деревни Манюхино вынужден возить своих детей в школу, в Медведково, всего каких-то двадцать километров, от подъезда до подъезда школы, выезжать же первоклашкам приходиться не позднее 6.30 утра, иначе можно в школу опоздать…и не только в школу… назад дорога из школы, а это в полчетвертого вечера, занимает полтора часа.
останки платформы Победа
Говорят, во всем мире, вне зависимости от политико - экономической системы и формаций, пассажирские пригородные перевозки невыгодны, не рентабельны, Советский Союз не являлся исключением, но руководство страны, великого союзного МПС понимало, что ухайдакать, деградировать пригородное сообщение можно на «раз-два», вот правда восстановить его можно…но весьма проблематично и затратно.
Пироговское водохранилище, вид в сторону бывшего пансионата «Клязьминское водохранилище»
Не так давно, в преддверии подготовки этой публикации, я прошёл пешком этот небольшой перегон, «Мытищи - Пирогово», к счастью, насыпь не застроена (в одном месте есть какой - то забор их профлиста, возможно это и самозахват), массовой капитальной застройки, как на перегоне Нахабино -Павловская Слобода не наблюдается, а поросль из американского клена и двухметрового борщевика вполне легко удалить и тогда, как говорится, сквозь туманы, и сквозь года, до Пироговки помчатся поезда…