24 марта 2021 г. нанесен очередной удар на продовольственную безопасность нашей страны и приоритет целевого использования земель сельскохозяйственного назначения.
Сокращение за период с 1990 года по настоящее время площади земель сельскохозяйственного назначения с 638 млн. га до 383 млн. га, а площади пашни – с 132 млн. га до 116 млн. га. является результатом ущербной государственной аграрной политики 90-х годов.
За 30 лет переведенные в лесной фонд 231 млн. га земель сельскохозяйственного назначения ослабляют продовольственную безопасность и показывают абсолютную неэффективность данного явления. Некогда выдающееся по своей эффективности направление хозяйствования, дающее огромные прибыли народам великого государства, превращается в убыточную отрасль, плодящую некачественный видовой состав древесины, бурьяны и заросли. Попытки проводить в этом направлении еще какие-то пилотные проекты обречены на провал и являются преступлением. Тем более, что для эффективного использования лесов у нас предостаточно возможностей на 1,1 млрд. га земель лесного фонда.
В свою очередь эффективная реализация мероприятий по вовлечению в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель, укреплённая комплексом мер, не допускающих выбытие земель из севооборота, будет иметь колоссальный эффект для развития сельского хозяйства, стимулирования смежных отраслей народного хозяйства, укрепления продовольственной безопасности России. События последних месяцев, связанные с взрывным ростом цен на отельные продовольственные товары первой необходимости, лишь подтвердили актуальность данного вопроса. Правительственная комиссия по развитию АПК должна уделить особое внимание вопросу охраны наиболее ценных сельскохозяйственных угодий – пашни и земель сельскохозяйственных научных организаций, опытных станций, учебных хозяйств.
Системная работа в этих направлениях обеспечит увеличение производства сельскохозяйственной продукции на величину до 100 млн. тонн в зерновом эквиваленте, дополнительное сырье для обрабатывающей промышленности, причем не только пищевой, а соответственно и новые рабочие места.
Уже, совместно с Министерством сельского хозяйства РФ депутатами Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам были разработаны, внесены и подписаны Президентом РФ федеральные законы «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О зерне" и в статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (в части установления правовых основ государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, внедрения Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки); О биологической безопасности в Российской Федерации и так далее. На рассмотрении в Государственной Думе находятся проекты федеральных законов «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (в целях обеспечения эффективности и безопасности применения пестицидов и агрохимикатов); «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения обработки ионизирующим излучением (радиационной обработки) сельскохозяйственной и пищевой продукции»; «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в связи с принятием Федерального закона "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками" и так далее.
Между тем, наша системная работа по структурированному развитию сельских территорий, вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и развитию мелиоративного комплекса постоянно сталкивается с лоббистскими ударами.
21 сентября 2020 г. постановлением Правительства Российской Федерации от № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» на правообладателей земельных участков из состава земель сельхозназначения, на которых расположены леса возложена обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами; отныне в лесах, расположенных на землях с/х назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
Во исполнение поручения Президента РФ от декабря 2019г. по развитию мелиоративного комплекса, Министерством сельского хозяйства РФ разработана и в декабре 2020г. внесена в Правительство РФ обновленный проект Государственной программы эффективного вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса. Указанной Госпрограммой за 10 лет планируется ввести в оборот не менее 13 млн гектаров земли сельскохозяйственного назначения. Реализация госпрограммы будет способствовать достижению целого цикла поставленных государственных задач, в том числе и обеспечение продовольственной безопасности и импортозамещение. Принятие Госпрограммы было запланировано на 23 марта, однако, до настоящего времени программа не принята.
Теперь охотничье лобби ставит под угрозу исполнение поручения Президента РФ по реализации мероприятий по вовлечению в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель, осуществлению комплекса мер по не допущению выбытия земель из севооборота, развитию сельского хозяйства, стимулированию смежных отраслей народного хозяйства, укреплению продовольственной безопасности России.
Так, 24 марта 2021г. Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 1036050-7 «О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках).
Законопроектом предлагается разрешить осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, в том числе находящихся в праве собственности, аренды и тд. физических лиц, юридических лиц, научных организаций.
С трибуны Зала пленарных заседаний Государственной Думы один из авторов законопроекта увещевал, что дикие кабаны, олени, косули, медведи, волки, лисы, зайцы, дичь эмигрировали на луга, поля, засеянные пшеницей, пасеки, сады, черту населенных пунктов, что и стало их естественным местом обитания; что охотники, уже не способные к отслеживанию жертвы и стрельбе в лесной чаще, нуждаются в защите их прав, в разрешении стрелять по живой мишени на землях сельскохозяйственного назначения; что законопроект направлен исключительно для сохранения популяции диких животных, эмигрированных на просторы наших полей, лугов, дачных участков, землях научных подразделений и тд.; что суды, вставая на защиту конституционного института права собственности, своими постановлениями ограничивают права охотников и тем самым пытаются «изменить места обитания охотничьих животных, что невозможно»; что сложившаяся правоприменительная практика, утверждающая приоритет права землепользования перед правом пользования животным миром, нарушает и ограничивает право, которое возникло у юридических лиц на основании долгосрочных лицензий и подлежит реализации согласно положениям Закона "Об охоте …".
За принятие законопроекта проголосовало свыше 280 депутатов, призванных защищать права и интересы своих избирателей, простых граждан. Против принятие указанного законопроекта проголосовали члены фракций КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, что свидетельствует о необходимости проведения дополнительных слушаний, создания согласительных комиссий.
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, в отличие от профильного комитета по природным ресурсам, в своем заключении выступил против принятия законопроекта.
Необходимо обозначить, что охота является деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, в связи с чем осуществление охотхозяйственной деятельности в непосредственной близости от населенных пунктов, в том числе и на землях сельскохозяйственного назначения, без дополнительных требований по безопасности, создает не просто риски для граждан, а угрозу их жизни и здоровью, нарушению безопасности при производстве сельскохозяйственных работ, работ по сооружению и обслуживанию гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.
От несчастных случаев на охоте в России ежегодного погибает более 50 человек. В качестве причин установлены следующие: стрельба по движущимся целям, контуры которых не были определены как дикие звери, неосторожное обращение с оружием и так далее. Как правило, все эти случаи произошли в лесных местах, то есть местах с ограниченной видимостью, и расположенных в непосредственной близости к населенным пунктам, то есть часто посещаемых местными жителями. Согласно официальным данным МВД России, число зарегистрированных единиц охотничьего оружия, находящегося на руках населения Российской Федерации в настоящее время составляет свыше 6 миллионов и динамично растёт. Представляется, что также динамично будет расти и преступность, совершенная с использованием охотничьего оружия.
Искажая правоприменительную и судебную практику, авторы законопроекта намеренно исказили и разъяснения Конституционного суда РФ, который в Определении от 29.09.2020г. № 2172-О указал, что в соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться ею как единолично, так и совместно с другими лицами с тем, однако, условием, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Нормы о праве каждого физического и юридического лица на уважение своей собственности и о запрете произвольно лишать имущества содержатся в статье 17 Всеобщей декларации прав человека и статье 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20.03.1952г.
Верховный суд РФ в Постановлениях №А76-8574/2018, №38-АПГ17-13 и тд., вставая на сторону собственников земельных участков из земель сельхозназначения, расположенных в охотничьих угодьях, осуществляющих на них сельскохозяйственную деятельность, и признавая заключенные охотничьи соглашения недействительными, т.е. незаконными, противоречащими требованиям Закона «Об охоте …», пришел к единому выводу, что осуществление охотничьей деятельности препятствует приоритету использования участка в соответствии с его целевым предназначением - для сельскохозяйственного производства и осуществлению его особой охраны.
Относительно европейских стран, Европейский суд по правам человека в постановлениях по делам "Шассанью и другие против Франции", "Шнейдер против Люксембурга", "Херман против Германии" так же разъяснил, что "возложение на землевладельца обязанности претерпевать охоту на своей территории возлагает непропорциональное бремя на землевладельцев, возражающих против охоты по этическим основаниям, нарушает справедливое равновесие между защитой имущественных прав и требований общего интереса", что свидетельствует о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кроме того, в опровержение доводам авторов законопроекта, следует учесть, что полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в соответствии с Законом "Об охоте …", возложена на охотинспекторов. Однако юрисдикция охотинспекторов на зеленую зону не распространяется, поэтому они беззащитны, чем охотно пользуются браконьеры, а с введением в охотничий оборот оружия калибра 22 lr (мелкокалиберное оружие) эти проблемы усугубляются. Если раньше браконьеры в основном давили зайца петлями, то теперь наблюдается, как отстреливают куропатку и тетерева из машины.
Резюмируя представляется, что предлагаемая законодательная инициатива, не только ставит под угрозу исполнение поручения Президента РФ по реализации мероприятий по вовлечению в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель, развитию сельского хозяйства, укреплению продовольственной безопасности России, но и прямо противоречат конституционно-правовому институту собственности составляющему положения Конституции РФ.
Против законопроекта выступила и Счетная палата, по мнению которой данная инициатива помешает целевому использованию сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, сады, виноградники и прочее), которые подлежат особой охране. В ведомстве выступили и против охотничьей деятельности в лесах, расположенных в зеленых зонах (то есть леса, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды). Как заявили в ведомстве, инициатива не способствует сохранению и восстановлению окружающей среды.
Это и понятно, поскольку никакого научного обоснования предложенных инициатив авторы законопроекта не приводят, а их и быть не может. Отстрел животных на полях, вблизи населенных пунктов или в черте города выдавать за сохранение животного биоразнообразия – это как минимум цинизм.
К сожалению, охота сегодня превратилась в доходный бизнес, лицензии, зачастую, скупаются одним лицом или группой лиц. Они приезжают в леса, деревни, поля на своей чудо-технике, с азартом гоняясь за раненным зверем, бездумно уничтожают посевы, кустарники, ограждения, разжигают костры, оставляют мусор, загрязняют почву горючими веществами.
Повсеместное истребление животных и птиц, лишить возможности укрыться зверю от преследования, - не укладывается в логику заботы о животном мире и гуманизме. Ведь не кто бы не возражал, если охотник с гладкоствольным ружьем на лыжах погонял зайчика или лису с собачкой. Но ведь этого давно уже нет.
О каком биоразнообразии идет речь? Опомнитесь, Господа! Неужели вам не хватает десятки тысяч гектар земель в ваших охотничьих хозяйств или охотхозяйств ваших родных и близких.
Можно было бы подумать об общедоступных охотничьих угодьях, расширить в этом направлении возможности с особым режимом охоты в пользу местного населения и прозрачности охоты. Нет, вы их давите налогами и другими поборами, а себя любимых от всего освободили.
Нам пора бы в леса вернуть зеленый патруль, увеличить количество лесников и егерей, поднять им заработную плату, навести порядок с браконьерами, разгрести завалы и бурьян, наладить уход в лесу, остановить пожары. Воистину побеспокоиться о растительном и животном биоразнообразии!
Подумайте сколько беды для леса, поля и людей несут пожары и непрошенные гости, пусть даже и с охотничьем билетом.
Вот почему мы настаиваем на проведении общественных слушаний с привлечением представителей науки, федеральных органов власти, охотсообществ, союзов, представителей сельскохозяйственной отрасли, жителей деревень и сел.
С целью сохранения целостности пахотных земель, мелиорируемых земель, а также земель на которых осуществляется ведение сельскохозяйственной деятельности, в том числе садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, земель крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств, необходимо запретить ведение какой-либо охотхозяйственной деятельности, кроме охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности и в случаях чрезвычайной ситуации. Необходимо запретить осуществление охотхозяйственной деятельности, на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, КФХ или юридических лиц, либо предоставленных им в аренду и использующих указанные земельные участки в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности. Для исключения угрозы жизни и здоровью людей, домашних и сельскохозяйственных животных и птиц, необходимо предусмотреть запрет осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не ближе пяти километров от границ сельских населенных пунктов. С целью согласованного контроля охотхозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения полагаем необходимым предусмотреть получение охотниками, при заключении договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, разрешения Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства природных ресурсов и экологии РФ.