Если вы писали в начальной школе сочинение на тему «Что ты видишь на картине?», то вам не сложно будет прочесть одну из самых трагических фотографий из истории нашей школы. Перед вами класс, который со школьной скамьи ушел на фронт. Вглядитесь в эти серьезные лица мальчишек, ни один из них не вернулся домой. Все они погибли.
Чем дольше смотришь на эту фотографию, тем сильнее ощущение, что ребята напряженно смотрят в будущее и готовы его встретить. На лицах нет улыбок, но то, что это очень дружный класс видно по переплетению рук.
По одинокому портрету Менделеева можно понять - это класс химии. Потом, когда страна преодолеет послевоенную разруху, а в школе построят новые корпуса и привезут в нее детей со всей России учиться, школу оснастят по последнему слову науки и техники, создадут домашний уют в каждом классе, а тогда, в 1936 году, государство смогло построить для сельских ребятишек новое здание – настоящий дворец. Самое важное - перед простыми крестьянскими детьми открывались фантастические возможности учиться и искать свое призвание в жизни.
К моменту, запечатленному на фото, Школе было уже почти 20 лет. Срок не малый. И событий было не мало, был страшный пожар но школа возродилась и стала только лучше. Главное - сложился сплоченный коллектив, учивший и воспитывавший детей, родители которых, в большинстве своем, были неграмотны и с утра до вечера трудились в колхозе.
Как же было не любить эту школу с ее просторными светлыми классами, с ее добрыми, но требовательными учителями и друзьями, на встречу с которыми ты торопился каждый день?
Кто бы мог подумать, что в такой долгой истории школы памяти Ленина самыми трагическими окажутся не война, не потеря друзей, не голод, не холод и разруха, не тяжелый госпитальный дух, пропитавший стены школы, не годы, после крушения СССР, а годы после передачи школы в Министерство просвещения с последующим закрытием.
Как бы нам не рассказывали о важности новых образовательных платформ, современных средств обучения и воспитания, самое важное для ребенка, - чтобы его любили, ценили и просто могли выслушать.
В школе памяти Ленина почти 100 лет учителя передавали друг другу опыт любви, уважения и одновременно требовательности. Учителя школы умели не бросать самых слабых, а включать их в коллектив, подтягивать к сильным, и вместе с тем, развивать и поощрять талант и упорство самых способных. Все были нужны и важны. Умение видеть в детях личность, помогать ее раскрывать передавалось от учителя к учителю. В школе были наставники, делившиеся с молодыми учителями своим мастерством. Дети не чувствовали себя ненужными и брошенными и, как бы трудно им ни было, в школе детей ждала любовь и поддержка взрослых. Случайные сотрудники в школе не задерживались. Набирали лучших из лучших, потому что и школа после войны стала лучшей из лучших.
Все новое и передовое в педагогической науке проходило апробацию в школе. Без преувеличения в школе памяти Ленина закладывался фундамент образования, признанного одним из лучших в мире. Школа памяти Ленина стояла у истоков становления советского образования и всегда была его основоположником.
Не случайно Академия педагогических наук разместила в школе музей Российского образования «Музей истории школы». Четырнадцать научных сотрудников скрупулезно и тщательно собирали в музей книги, рукописи, учебники, хранящие память о том, как развивалось образование в России. Уникальным экспонатам музея могли позавидовать педагогическая библиотека им. Ушинского и Московский университет. Государство на хранение в музей передавало ценнейшие реликвии.
Но первыми ценными экспонатами школьного музея всегда считались подаренные семьей Ульяновых пианино и «волшебный фонарь», для того, чтобы дети могли слушать музыку и смотреть диафильмы.
«Всё лучшее – детям!», со дня основания школы не было пустыми словами.
Школа жила и развивалась, но и для нее пришли тяжелые времена.
Всегда служившая опорой своим ученикам, она начала нуждаться в их поддержке. И главное было не в том, что после развала СССР школу хронически, и видимо, намеренно недофинансировали, а в том, что родителям надо было объединиться в Управляющий совет и принять часть ответственности за происходившее в школе на себя. Так предписывал принятый в 2012 году Закон об образовании и Устав школы.
Но привычка доверять школе, как самому надежному и верному старшему товарищу сыграла с людьми злую шутку. Родителей и детей поставили перед фактом, что они больше не имеют к школе отношения. Школьники посреди учебного года были выгнаны из любимых классов, учителя массово уволены с работы, и, как утверждали суды и прокуратуры, при этом ничьи права не были нарушены.
Как выяснилось, больше всего было нарушено право нашей школы продолжать учить и воспитывать детей. То, что она с успехом делала без малого 100 лет.
Поздравим же нашу любимую Школу с её 100-летним юбилеем и пожелаем ей еще долгих и долгих лет служения людям, возрождения её славных традиций и сохранения её уникального облика!
Живи школа «Горки»!
Живи Школа памяти Ленина!