Выступление депутата Московской областной Думы Елены Мокринской в Государственной Думе на парламентских слушаниях на тему: «Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы, решения, совершенствование нормативно-правового регулирования его деятельности».
Добрый день уважаемые участники круглого стола!
Спасибо, что на платформе Государственной Думы идет обсуждение очень острых и волнующих население вопросов.
К сожалению, на протяжении многих лет тема ЖКХ не теряет свою актуальность не потому, что жители довольны уровнем получения коммунальных услуг и оплатой за них, а потому что с каждым годом реформа ЖКХ основывается на обмане и на том, что власть разными способами пытается якобы улучшить положение в этой сфере, а по факту переложить обязанность содержания отрасли на население.
Ежегодное повышение тарифов и цен на услуги ЖКХ сегодня совершенно непосильное бремя для людей!
Партия КПРФ категорически не согласна с этим! В нашей народной программе, с которой мы выступали на прошедших выборах в Государственную и Московскую областную Думу "10 шагов к власти народа!" принято, что расходы на ЖКХ не должны превышать 10% от совокупного дохода семьи.
Только вдумайтесь !!! С 1990 года плата за коммунальные услуги выросла в 278 раз, в то время как доходы граждан по официальным оценкам органов статистики всего в 152 раза. За коммунальные услуги по Российской Федерации долги выросли до полутора триллионов рублей.
Проанализировав муниципальные программы городских округов, которые закреплены за мной как за депутатом Московской областной Думы хочу сказать, что к одной из основных проблем отрасли ЖКХ следует отнести значительный уровень износа основных фондов тепло-, водоснабжения и водоотведения в динамично растущих за счет строительства жилья городских округах. И это в первую очередь происходит из-за постоянного недофинансирования отрасли в целом.
Не смотря даже на то, что из бюджета Московской области последние несколько лет с учетом софинансирования муниципалитетов по Государственной программе Московской области «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» выделяются огромные средства на модернизацию, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения износ основных фондов водоснабжения и водоотведения во многих городских округах Московской области составляет от 50 до 80 процентов.
Щёлково в среднем 75%
Лобня – 50%
Химки – 70%
Лосино-Петровский – 70%
Пушкино 60%
Фрязино 75%
Наряду с физическим износом оборудования, сетей зданий и сооружений стоит учитывать и их моральный износ, связанный с низким уровнем внедрения новых видов энергосберегающего оборудования, технологий и материалов.
Например для качественного предоставления коммунальных услуг жителям городского округа Лобня в связи с увеличением численности населения округа необходимо :
1. Строительство очистных сооружений мощностью 10 тыс куб м в сутки.
2. Строительство двух станций обезжелезивания в микрорайонах Луговая и Южный, мощностью 4-5 тыс. куб м в сутки.
Конечно без помощи из бюджета Московской области реализовать эти проекты невозможно. А во многих округах необходимо еще больше вложений в отросль и конечно контроль в качественном освоении субсидий Московской области!
В этом году такую проверку по предложению фракции КПРФ в Областной Думе проведет КСП МО во Фрязино на ВЗУ № 4 по Окружному проезду.
К сожалению, сегодня власть начала новый этап реформирования в виде передачи в аренду, концессию и даже в собственность частных лиц предприятий ЖКХ, действуя в обход федеральному закону о приватизации.
Что мы увидим в последствии таких манипуляций, остается только догадываться.
Если говорить про сдачу в аренду, то по крайней мере в бюджет муниципалитета поступает арендная плата, как например в городском округе Лобня. С концессией другая история.
Например - городской округ Щёлково, на территории которого находится одно из самых крупных муниципальных предприятий МУП «Межрайонный Щёлковский водоканал», который был построен еще в 1927 году.
Сегодня это муниципальное предприятие обеспечивает водоснабжение и водоотведение на территориях городских округов Королев, Пушкинский, Фрязино и Щёлково.
В его состав также входят Щёлковские межрайонные очистные сооружения, сформирован филиал «Теплоресурс».
Кроме объектов водоснабжения и водоотведения на балансе МУПа находятся котельные, ЦТП и тепловые трассы. Только водопроводных сетей 806 км, а канализационных сетей 754 км.
Предприятие не является убыточным, его прибыль по некоторым данным более 2-х миллиардов рублей, при этом Администрация планирует в ближайшее время заключить концессионное соглашение. Постановление Главы уже есть.
В свое время Щёлковский водоканал был включен в прогнозный план приватизации, но в 2019 году по инициативе фракции КПРФ в Совете депутатов удалось доказать нарушение федерального законодательства и исключить из плана приватизации это муниципальное предприятие.
Теперь Администрация пошла по пути концессии, при чем в роли концессионера выступает организация не имеющая собственных средств для вложения в строительство и реконструкцию муниципального имущества.
Удивительно что название концессионера созвучное с названием МУПа – ООО «Щёлковский водоканал», зарегистрированное в ноябре 2020 года.
Учредителями этого ООО является ООО «ОВИК» с долей в уставном капитале 99% - 9 тысяч 900 рублей и главный инженер муниципального предприятия (с долей в 1%; т.е. 100 рублей).
В свою очередь, единственным учредителем ООО "ОВИК" является ООО "ГРИНСИТИ", где учредителями выступают физические лица – муж и жена с города Жуковский, с долей в уставном капитале на двоих 10 тысяч рублей.
Не понятно, какие средства эта компания может вложить как инвестор в предприятие, где по некоторым данным уставной капитал МУПа более 700 миллионов рублей.
При этом мы понимаем, что концессия не исключает вложения бюджетных средств и получается выгоды для городского округа Щёлково таким образом распорядиться муниципальным имуществом никакой нет.
В результате в реконструкцию и строительство вкладывать будет муниципалитет бюджетные средства, а зарабатывать будут частные лица, за счет повышения тарифов. В итоге за всё заплатят жители и бюджет, а далее прямая дорога к приватизации муниципального предприятия.
Ведь сейчас по закону все существующие по состоянию на 08 января 2020 ГУПы и МУПы подлежат до конца 2024 года ликвидации или реорганизации, к которой относится и преобразование. Но при этом создание новых унитарных предприятий, в том числе путём реорганизации, запрещено.
Другими словами, разделить МУП или выделить из него новый МУП нельзя. Что остаётся? Только реорганизация путём преобразования в АО или ООО, т. е. приватизация.
И если сейчас МУП «Межрайонный Щёлковский Водоканал» защищён от этого тем, что является субъектом естественных монополий, поскольку осуществляет водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, то после передачи этого имущества в концессию и прекращения деятельности в этой сфере он практически будет обречён, поскольку у него останется только управление жилым фондом и теплоснабжение, а производство тепловой энергии не относится к сфере деятельности естественных монополий.
т.е. Начав с передачи в концессию частным лицам централизованных систем водоснабжения и водоотведения, мы на финише получим также и частные котельные, естественно, с повышением тарифов ещё и за тепло и горячую воду.
Но если концессия рано или поздно заканчивается, то приватизацию назад уже не повернёшь и имущество в муниципальную собственность не вернешь.
Уверена, что задача депутатов всех уровней защитить интересы населения и сделать все, чтобы остановить передачу имущества в частные руки и прекратить разграбление коммунального хозяйства.