Когда сделку на сумму в 80 млн рублей совершает компания, уставной капитал которой - факсимильный аппарат Раnasonic ценой в 10 тысяч рублей, это выглядит подозрительно. Если реальная сумма этой сделки оценивается экспертами в 300 млн долларов - это выглядит еще подозрительнее. Если при этом оказываютря проигнорированы права собственности на землю 1200 сельских пенсионеров - это выглядит уже совсем нехорошо. Добавим сюда немного бывших министров и депутатов, пару-тройку подставных организаций - и получим картину долгожданных «инвестиций в аграрный комплекс» по-русски. Банковский капитал, который так долго призывали обратить внимание на бывшие совхозы, их наконец-то заметил. Хотели же как лучше. Получилось - как всегда. Теперь возникает вопрос: а сможет ли кто-нибудь этот банковский капитал остановить? Судя по тому, что происходит в сельском поселении Вороново Подольского района Московской области, сделать это будет ой как непросто!
Кстати для банкиров пришлись и заявления тогдашнего директора комплекса «Вороново» Геннадия Фокина о том, что вот уже 14 лет в хозяйстве не обновляется парк техники и не проводится реконструкция. Правда, директор так и не объяснил селянам, когда же и почему успело так обнищать процветающее, экспериментальное, образцово-показательное хозяйство. Ну да ладно, всякое бывает - рынок... В связи с инвестиционным проектом Глобэкса радужным представлялось будущее всего аграрного комплекса. Тот же Сергей Филиппов предрекал скорейший приход на подмосковную землю инвесторов из Восточной Европы.
Однако вскоре помпезные речи стихли, об инвестиционном проекте подзабыли, а в документах замаячило имя загадочной компании «Лестехстрой», которая таинственным образом в рекордно быстрые сроки выкупает все активы «Вороново» за смехотворную сумму в 78 млн рублей, причем вместе с землей. У которой, кстати, есть уже законные владельцы - акционеры, жители Вороново. Операцию по продаже села с жителями вместе провернули тихо, без фанфар. И в тишине этой впервые стали раздаваться пока еще робкие голоса: «Грабят... Люди добрые, ведь грабят же!»
Дальнейшая судьба агрофирмы похожа на изящно разыгранную шахматную партию - настолько гладко легли друг на друга, приладились, как будто случайно, обстоятельства. К 2002 году «Вороново» под руководством директора Геннадия Федоровича Фокина объявляется банкротом. Решением Московского областного Арбитражного суда ему назначают стороннего управляющего - Игоря Михайловича Тарасова. Господин Тарасов, вместо того чтобы заняться, как предписывает закон, восстановлением хозяйственного комплекса, все свои силы направляет на выманивание у акционеров свидетельств о собственности на земельные паи путем подкупа и угроз уголовного преследования. Одновременно во всеуслышание объявляет эти свидетельства недействительными. Успехом эти попытки давления не увенчались. К сожалению, это не стало серьезным препятствием для Тарасова и Фокина, а лишь небольшой заминкой. В самом скором времени каким-то чудесным образом Подольское отделение Московской областной регистрационной палаты без ведома акционеров перерегистрировало ЗАО «МА «Вороново» таким образом, что его единственным учредителем оказался упомянутый экс-директор Г.Ф. Фокин, а на 1926 гектаров земли была оформлена единоличная собственность самого ЗАО. Таким образом, 1200 работников бывшего совхоза с их паями и документами растворились в воздухе. Как будто не было свидетельств о собственности, устава хозяйства «Вороново» в нескольких редакциях, неизменно называющих учредителями ЗАО самих акционеров - бывших работников. Бумаги у акционеров не удалось отобрать или уничтожить, и тогда их попросту решили не замечать.
Решение Подольского отделения регистрационной палаты сыграло в этом деле роковую для крестьян-пайщиков роль: с поразительной скоростью животноводческий комплекс «Вороново» в продолжении процедуры банкротства (надо ли говорить, что за год с небольшим управления Фокина и Тарасова развал хозяйства стал практически необратим) был оценен неизвестными экспертами в 78,8 млн рублей и за эту мизерную сумму продан возникшей из ниоткуда компании «Лестехстрой». 1926 гектаров золотой подмосковной земли экспертной комиссией по какой-то странной причине не были ни замечены, ни оценены и отошли «Лехтехстрою» практически в качестве подарка. Сделку юридически заверило все тоже Подольское отделение областной регистрационной палаты, прибавив к незаконной перерегистрации хозяйства незаконную продажу! Напомним, животноводческий комплекс находился в государственной собственности и должен был продаваться по совершенно иной процедуре, с перечислением средств в бюджет Московской области. И еще раз напомним, что 1926 га земли имели и имеют законных владельцев! Таким образом, в нарушение всех юридических и человеческих норм агрофирма «Вороново» практически прекратила свое существование, а акционеры-пайщики остались с носом.
Правда, акционеры и фактические собственники земли числом 1200 человек тоже не собираются сдаваться без боя. Написаны письма во все инстанции: от президента и премьер-министра РФ до руководителя Госдумы и Совета Федерации. Уже несколько лет длятся судебные разбирательства. Однако, судя по тому, что воз и ныне там, а земля, принадлежащая крестьянам, выставляется на торги, необходимо вмешательство каких-то высших сил, которые смогли бы наконец вернуть людям то, что им принадлежит по закону.
Сегодня на стороне «вороновцев» глава Подольского района и глава сельского поселения, однако их общих усилий для решения вопроса не хватает. Нам хочется верить, что мытарства крестьян закончатся и судебные органы наконец-то поставят жирную точку в этом деле, а 1200 жителей Подмосковья обретут принадлежащую им по закону землю.