31 августа, накануне нового учебного года, в редакции газеты «Правда», состоялся круглый стол на тему «Российская система образования: проблемы и задачи», организованный по инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе.
Вели мероприятие: депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Мария Дробот и Первый секретарь ЦК ЛКСМ РФ, депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета Государственной Думы по Молодежной политике Владимир Исаков. В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы, региональных органов законодательной власти, муниципальных советов депутатов, сотрудники ЦК КПРФ, педагоги, юристы, представители общественных организаций.
В ходе мероприятия были рассмотрены актуальные проблемы развития российской системы образования. Большое внимание участники уделили вопросам воспитательной работы в школе, политике объединения образовательных учреждений в комплексы, проблеме подготовки педагогических кадров, необходимости возрождения профессионально-технического образования, последствиям вхождения российских вузов в Болонскую систему, уровню оплаты труда педагогов и вопросу сокращения стипендий.
Зампред Мособлдумы, руководитель фракции КПРФ в Московской областной Думе, Секретарь МК КПРФ Александр Наумов посвятил свое выступление состоянию образовательной системы в Московской области. Он в частности отметил:
«Уважаемые товарищи, коллеги! Сегодня мы собрались в преддверии 1 сентября - это знаменательно, потому что вопрос стоит об образовании. Мы видим, с какими знаниями дети выходят из школ и какие специалисты выходят из высших и средних специальных учебных заведений. А это касается жизнедеятельности нашей страны и каждого из нас.
Мы видим, что за последние десятилетия произошло ухудшение образования. Это неслучайно. Мы понимаем, что 1991-й год был началом развала Советского Союза. Сегодня ушел из жизни один из «архитекторов» развала СССР. Об ушедших говорят или хорошо, или ничего, кроме правды. В любом случае, те заложенные «мины», которые были при Горбачёве, они и сейчас «взрываются».
Мы должны понимать, что фактически произошла нивелировка всего нашего образовательного процесса. Потому, что «западным партнерам» не нужна была конкурентная страна, не нужны были конкурентные специалисты, не нужна была великая Россия. Это факт, который, действительно, есть! И мы видим это в свете происходящих сейчас событий!
Фактически стало насаждаться некое «западническое» представление об образовании. Почему «западническое» и некое? Потому, что это была упрощенная, утилизированная система, которая несла в себе частично оставшуюся систему советского образования, к ней были препарированы и некоторые дореволюционные моменты образования. Фактически получился некий симбиоз, который должен был оболванить наше подрастающее поколение.
Казалось бы, мы прошли этот этап, который рушил все и вся. Сейчас, после 24 февраля 2022 года, стало понятно, что образование является одним из ключевых направлений, чтобы вывести нашу страну на новую дорогу развития из той ямы, в которой она оказалась.
Здесь находятся наши депутаты-коммунисты Государственной Думы, они очень много делают для улучшения образования, культуры, спорта. Не говоря уже о том, что Геннадий Андреевич Зюганов постоянно подчеркивает в своих выступлениях то, что необходимо выходить из Болонской системы, из ЕГЭ. Давайте формировать поколения так, что они по-настоящему станут гордостью нашей страны.
У нас есть проект закона «Образование для всех», который должен покончить с тем уродством, которое было предложено, что образование – это услуга, которую оказывают, и что учителя – это продавцы этой услуги. Это, действительно, воспитание наших граждан, формирование их просвещения, формирование той гражданской позиции, которая есть и будет.
Я хочу сказать сейчас, исходя из позиции регионального аспекта образования нашей Московской области. Подмосковье – это второй по величине субъект Российской Федерации, который постоянно растет. Но растет не за счет внутренних ресурсов, рождаемости, а за счет миграционных потоков, когда люди из России едут в Московскую область и оседают. Каждый год численность населения в Подмосковье увеличивается более чем на 100 тыс. жителей. Естественно, увеличивается и количество детей, которые идут в школу. В этом году в Московской области в школу пойдет 1 млн. 20 тыс. детей, что на 46 тыс. детей больше, чем в прошлом году. И так происходит каждый год - рост количества школьников. У нас, в Подмосковье 1234 школы, 1438 детских садов, 118 техникумов, колледжей и лицеев, из них 60 учебных заведений, которые подчинены именно Московской области. 39 вузов и филиалов вузов, из них 6 вузов подчинены Московской области. Казалось бы, процесс должен идти это столичный регион, который немного отличается от России. Мы входим в Московскую агломерацию. За 2021 год Подмосковье впервые вышло на второе место по качеству образования. До этого наш регион занимал 3-4 место. Процесс идет, строятся новые школы: за 10 лет построено 200 школ. В следующие 5 лет планируется построить 143 школы. В этом году открывается 13 новых школ и 10 новых детских садов. Казалось бы – благодать – можно учиться, потому что приобретаются компьютеры, интерактивные доски, многое другое. Но есть проблема, которая касается всех. Это по-настоящему образование или услуга? Никак не могут избавиться от того, что в последние десятилетия вносилось по неким соросовским лекалам, что школу нужно строить так, как видели в американских фильмах. Когда желтый автобус приезжал в пустыне Невада, собирал учеников и вез их учиться. Решили и в Подмосковье построить такую же вещь.
Пришли к выводу, что нужно проводить новую оптимизацию. Мы знаем, к чему привела оптимизация здравоохранения. Мы увидели уменьшение населения страны за прошлый год более чем на 1 млн. человек, за позапрошлый год – более чем на 700 тыс. человек. Здесь хотят оптимизировать образование. Будем создавать учебные комплексы. В учебных комплексах ничего плохого нет. Я вижу, допустим, в Москве, если комплекс создается, то рядом находятся детский сад и школа или две школы рядом находятся. Но Московская область – это все-таки регион, в котором расстояние между школами достаточно большое. Каждая школа имеет свою специфику, свои традиции, которые уже сформировались. Фактически, было решено создать 836 комплексов. Этот процесс уже идет. Когда я посмотрел, как в Кашире объединяется несколько школ и детских садов, получается, что от школы, которая находится в какой-то деревне, 37 км до головной школы. Представляете – 37 км? Я понимаю, есть какие-то аргументы, что на федеральном уровне приняты те законодательные акты, которые вводят понятие по количеству учеников и получается малокомплектная школа. Здесь, каким-то образом, эта малокомплектность снижается. Например, в сельской школе учится 120-140 учеников, но в головной школе учится больше, так получается общее число. Вопрос стоит в другом – как эта школа будет функционировать, каким образом? Уже привыкли к тому, что раз мы оптимизируем, давайте мы оставим там только начальную школу, а старшеклассники будут ездить далеко. Этот вопрос стоит очень серьезно. Поэтому мы, коммунисты, будем выступать против, будем бороться. Зачем создавать некую фабрику, где будет один администратор, один директор, преподаватель, которые охватывают несколько школ и детских садов? Каким образом директор будет руководить? На федеральном уровне принято нововведение, что будет советник по воспитанию. Здорово, хотя бы что-то появляется. Но, как этот советник в этих школах будет работать и вообще в какой школе он будет работать? Потому, что нагрузка на учителя, который находится, по-прежнему, в роли «продавца» с этими документами и работает, как правило, на 1,5 ставки. Получается огромная перегрузка. Ему не о чем больше думать, как о том, что надо заполнить эти формуляры, которые не позволяют ему видеть ученика. Как в анекдотах, когда врач поднимает голову от компьютера: «Что с вами, больной?». То же самое получается и с нашими учителями. Как он будет готовить наших учеников, как воспитывать? Также возникает вопрос по сельским школам и по сельской надбавке. Надбавки ведь лишили. Если сельский учитель получал в Московской области дополнительно 5 тыс. руб., он держался за свое место и, каким-то образом, педагоги еще стремились в сельские школы. Сейчас этой надбавки нет. Этот вопрос, опять же, актуален. Эти новые комплексы несут большой ущерб. Я считаю, что они очень здорово ударят по сельской школе и, фактически, ее разрушат. Что мы видим? Если нет села, то у нас нет и России.
У нас вводятся новые земли, многое другое. Но, Подмосковье, как я уже сказал ранее, - это регион, куда идет миграционный поток. У нас идет колоссальное строительство. Нельзя всю Россию перевозить в Москву и Московскую область. Это вирусная программа, которая внесена, опять же, извне, которая ориентирована на совершенно другие вещи. Как предоставить гарантированное право на образование детям? Как быть, если в семье 2-3 ребенка, если семья многодетная, да и просто семья с 1-2 детьми? Им дают места в одной и той же школе, которая входит в комплекс, один идет в одно здание, другой – в другое здание. Каким образом родителям привозить детей в школу? А третьему ребенку дают место в том же комплексе, в детском саду, который находится за 10-15 км. У нас постоянный транспортный коллапс, постоянные пробки. Получается, что кому-то из родителей нужно постоянно ездить, разводить детей по школам и детским садам, а потом их забирать. На это уходит целый день. Фактически, это невозможно. Всем должны предоставляться места для детей в одной школе, детских садах, где головная школа находится рядом, а на самом деле этого нет.
Следующий вопрос – каким образом мы собираемся восстанавливать нашу промышленность, науку, сельское хозяйство? Вчера я был на легендарном предприятии, которое готовит для космической отрасли такие приборы, которые необходимы в авиации и космонавтике. Встречался с коллективом. Уникальный музей. Я видел скафандр, в котором выходил в открытый космос А.А. Леонов, видел реальный скафандр, в котором летал Ю.А. Гагарин. Спросил у коллектива предприятия: «Какие у вас проблемы?». Они ответили, что основная проблема в нехватке токарей и фрезеровщиков. Не хватает тех, кто готов работать на станке. Это вопрос стоит на всех предприятиях. Сейчас все предприятия, которые работают, ищут специалистов по всей стране и в ближайшем зарубежье, которые могли бы выточить детали. Сейчас заговорили о том, что необходимо восстанавливать уроки труда. Это аксиома, которая была в советское время. Человек определялся, кем он хочет стать в жизни. Все мы можем думать головой, но умеем ли мы работать руками? Тот кто умеет работать руками, кто умеет работать на станке – эти люди сейчас на вес золота. Введенные против России санкции помогли взглянуть на себя и прийти к выводу, что не нужно надеяться на ВТО, не нужно думать о том, что все привезут, а нужно производить самим. Начали делать. Вроде бы все есть – технологии есть, изобретательность есть, но нет специалистов. В школах появился урок технологии. Какой это урок? Нет ведь станков, нет расходных материалов. Это получается теоретическая учеба. Такая же ситуация, зачастую, в лицеях, колледжах, техникумах, которые дают профтехобразование. Нужно возрождать уроки труда технологически, выделять средства на то, чтобы обеспечить качественное образование. Также вопрос по УПК – учебно-производственным комбинатам, которые необходимы. Я учился в советское время и прекрасно помню, когда на учебно-производственных комбинатах каждый определял свое направление в жизни. Одно дело – теория, другое – практика. Кто куда пойдет? Даже в высшее учебное заведение, не понятно – по направлению естественных, гуманитарных наук или выберет рабочую профессию. УПК становится одним из важных направлений, которое могло бы дать потенциал и восполнить недостаток кадров в профтехобразовании.
Мы должны понимать, что эти вирусные предложения, которые были, когда проходила реформа образования, вводился ЕГЭ, вводилась Болонская система, все это по рекомендации Всемирного Банка. Также, как вы помните, вводились многие нехорошие вещи. Это стало нашей Ахиллесовой пятой и от этого надо избавляться. От Болонской системы необходимо переходить плавно. То же самое, если говорить об учебе студентов. Это проходит по их судьбам, нужно, чтобы были переписаны программы обучения. Нужен четкий, выработанный, достаточно короткий период перехода к лучшей системе образования. От первого варианта ЕГЭ, который в свое время предлагался по методичкам того же Сороса, мы несколько отошли. Этот экзамен должен быть добровольным и это необходимо закрепить законодательно. Спасибо!»
В ходе круглого стола также выступили Первый секретарь Королевского ГК КПРФ, депутат Совета депутатов городского округа Королев Светлана Петрова; заведующий отделом ЦК КПРФ по молодежной политике Ярослав Листов; заведующая кафедрой социально-культурной деятельности Орловского государственного института культуры, кандидат политических наук, доцент Людмила Орлова; депутат Законодательного собрания Пермского края Дмитрий Кожанов; юрист Екатерина Шумякина; ассистент кафедры международных отношений, зарубежного регионоведения и политологии НИУ «БелГУ» Игорь Цевменко; представитель общественной инициативной группы – председатель родительского комитета Сергиево-Посадского аграрного колледжа Ольга Богданова; член инициативной группы РУДН Роман Галенкин.
После выступлений развернулась оживленная дискуссия, в ходе которой докладчики ответили на вопросы и обменялись мнениями по темам своих выступлений.