Наступает последний осенний месяц, и мы отмечаем годовщину события, которое власть упрямо пытается вычеркнуть, забыть. Но которое кардинальным образом изменило ход мировой истории, оказало колоссальное влияние на жизнь людей во всех странах. Этого праздника нет в нашем современном календаре, 7 ноября стал обычным рабочим днем.
106 лет назад в России под руководством партии большевиков свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция – революция, теоретически предсказанная марксизмом как закономерный и неизбежный переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической, как более прогрессивной.
О ее значении надо говорить в широком и узком смысле, т.е. о ее влиянии на развитие событий в мире и в нашей стране.
В 1931 году на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности Сталин поставил задачу: «Таков уже закон эксплуататоров – бить отсталых и слабых. Волчий закон капитализма. Ты отстал, ты слаб – значит ты не прав, стало быть, тебя можно бить и порабощать. Ты могуч – значит ты прав, стало быть, тебя надо остерегаться. Вот почему нельзя нам больше отставать. ... Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Эти задачи были решены. Были проведены культурная революция, индустриализация и коллективизация, ликвидированы эксплуатация, безработица и обездоленность, сокращена рабочая неделя, введены бесплатная медицина и образование, успешно решался национальный вопрос. Страна развивалась самыми высокими темпами и по важнейшим показателям производства передвинулась к началу 40-х годов на второе место в мире. Планомерное оснащение промышленности передовой техникой заложило основу роста благосостояния народа и обеспечило обороноспособность страны.
Советский Союз внес решающий вклад в разгром германского фашизма. Эта победа показала безусловное преимущество социализма над капитализмом, общественной собственности трудящихся над частной собственностью буржуазии на средства производства.
В кратчайшие сроки было восстановлено разрушенное народное хозяйство. В 1950-е годы наша страна стала одной из самых образованных в мире, с передовой наукой и культурой. Всего за десять лет СССР по производительности труда в промышленности передвинулся с пятого на третье место среди крупнейших мировых держав. Поэтому первенство в освоении космоса было закономерным. Народное благосостояние устойчиво повышалось, цены снижались, зарплата росла, рабочая неделя в промышленности с 1917 по 1961 год сократилась на 18 часов. Улучшались условия для всестороннего развития народов страны.
Все это стало возможным именно благодаря революции. «Кризис, безработица, расточительство, нищета широких масс – вот неизлечимые болезни капитализма. Наш строй не страдает этими болезнями, потому что власть в наших руках, в руках рабочего класса, потому что мы ведем плановое хозяйство, планомерно накопляем ресурсы и правильно распределяем их по отраслям народного хозяйства. Мы свободны от неизлечимых болезней капитализма. В этом наше отличие, в этом наше решающее преимущество перед капитализмом» (Сталин).
Но совсем не меньшее влияние оказала Октябрьская революция на все другие страны. Она пробудила народы колоний, которые к началу ХХ века составляли 55% территории мира и 35% населения земного шара, к борьбе за уничтожение империалистического гнета и завоевание свободы.
Сильные боевые профсоюзы, рост среднего класса, социальные завоевания в капиталистических странах – это все тоже влияние Октябрьской революции. Когда сейчас слышишь рассуждения либеральных политиков о том, как правильно устроена политическая, социально-экономическая жизнь в развитых капиталистических странах впору удивляться то ли их наивности, то ли недалекости.
Ведь достаточно просто сопоставить временные границы и станет очевидно, что «капитализм с человеческим лицом» – влияние реального социализма.
Французский экономист Пикетти, опираясь на экономические данные последних 250 лет делает вывод, что во Франции различия в доходах резко снижаются в XX веке, в основном после Второй мировой войны. Пикетти считает причиной сокращения неравенства в этот период очень прогрессивный подоходный налог. А с чего вдруг капиталисты занялись благотворительностью и позволили поднять для себя налог как раз тогда, когда СССР, внеся решающий вклад в победу над фашизмом, продемонстрировал преимущества социализма, когда его влияние, авторитет выросли, социалистические идеи стали привлекательны во всем мире? Неужели простое совпадение?
Далее Пикетти отмечает, что если на первом этапе после Второй мировой войны наблюдалось снижение экономического неравенства, то затем как в континентальной Европе, так и в англоговорящих странах по всему миру в течение последних тридцати лет проявляется углубление неравенства. Происходит возвращение в викторианскую эпоху, когда 80-90% национального богатства принадлежали 10% населения. Странно, что либералы не хотят видеть, что это совпало с крушением социалистического лагеря.
Благотворительная организация Oxfam делает ежегодные доклады о неравенстве. Ее авторы уверены, что неравенство вышло из-под контроля: 1% самых состоятельных людей богаче остальных 6,9 млрд человек.
Одна из причин такого сверхбогатства – снижение налоговых ставок для богачей и крупнейших корпораций и их уклонение от уплаты налогов, считают эксперты Oxfam. Если в 1945 г. максимальная ставка подоходного налога в США достигала 90%, уже к 1980 г. она снизилась до 70%, а сейчас не превышает 40%.
Средний класс – витрина «свободного демократического процветающего» западного мира. Его становление также странным образом совпадает с появлением первого социалистического государства, распространением социалистических идей. Резкий подъем благосостояния среднего класса произошел в середине ХХ века. В однополярном капиталистическом мире он стал сокращаться.
Согласно докладу, выпущенному Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля людей в домохозяйствах со средним доходом (специалисты определяют его в промежутке между 75% и 200% медианного дохода по стране) в развитых странах упала с 64% в середине 1980-х до 61% в середине 2010-х. Но в разных странах ситуация разнится. В США средний класс сейчас составляет чуть более 50%.
Традиционно средний класс тратил деньги на хорошее здравоохранение, хорошее образование и хорошее жилье. Может ли средний класс сейчас их себе позволить?
С середины 1990-х стоимость образования, медицины и жилья в мире выросла больше, чем инфляция (а точнее, индекс розничных цен, который используется как один из ее индикаторов). Например, в 1985 году паре с двумя детьми, относящейся к среднему классу и с соответствующим медианным доходом (получаемым ежегодно), требовалось 6,8 года, чтобы купить квартиру, площадью 60 квадратных метров в столице или крупном финансовом центре. В 2015-м этот показатель вырос уже до 10,2.
Людям стали внушать, что им не нужны собственное жилье или автомобиль, лучше иметь возможность это арендовать.
Как подчеркивают эксперты, «в итоге получается такая цепочка: меньше доходов, меньше собственности и сбережений, меньше знаний и квалификации, а следовательно, меньше политических прав». «Деградация среднего класса, который считался опорой демократии, повлечёт исчезновение либо значительную деформацию и самой демократии, как мы её понимаем в данный момент».
Таким образом, крушение социализма обернулось для человечества катастрофой. Американский исследователь Э.Шеперс уверен, что «население мира ничего не приобрело, но многое потеряло». Изучив современную классовую борьбу в ряде стран, он пришел к выводу, что с распадом Советского Союза в мир вернулся «звериный капитализм».
С момента распада СССР нашими идеологическими противниками стала активно внедряться точка зрения, что коммунизм, как утопическая идея, доказал якобы свою нежизнеспособность в отличие от капитализма. Что тезис Ленина об империализме как загнивающем капитализме, его последней стадии, кануна социалистической революции не оправдал себя.
Словом «канун» Ленин фиксирует факт отсутствия у капитализма за пределами империализма новой стадии его прогрессивного развития.
Что мы видим в современном мире? Основное противоречие капитализма – между трудом и капиталом – не только никуда не исчезло, но и ощущается все острее. Полностью дискредитировано представление о том, что капитализм гарантирует рост благосостояния всего общества.
Гегемония финансового капитала, которая установилась на всей планете после 1991 года, начала замедлять технологическое развитие мира. За минувшие 30 лет ни в одной стране мира не было технологического рывка. Повсеместно происходит совершенствование имеющихся технологий, а научные открытия практически не внедряются. Вместо научно-технологического развития в мире наступила эра всеобщего кредитования и жизни в долг. Соотношение глобального долга и ВВП сейчас составляет рекордные 320%.
С момента, когда мир стал однополярным, в нем доминируют западные ТНК. Они используют денежные инструменты, институциональные реформы, цветные революции и военные действия для перераспределения производимых доходов и активов всех государств в свою пользу.
Как подчеркивает д.экон.наук Е.Ведута, «в рамках капиталистической экономики, где все руководствуются максимизацией прибыли, выход цивилизации из глобального кризиса невозможен. Использование старых инструментов и цифровых технологий для управления людьми не устраняет главную причину глобального кризиса – непропорциональность экономического развития».
Растут военные угрозы, пересматриваются военные бюджеты в ущерб социальным расходам. Например, в следующем году Германия увеличит оборонный бюджет до 2% ВВП, что составит 52 млрд.евро. При этом социальные расходы сократятся на 7% или 30 млрд.евро.
Сегодня мы особенно остро понимаем, что революция 7 ноября 1917 года воплотила надежду на мир, основанный на солидарности и прогрессе. Надежду на подлинное социальное благополучие. И сегодня эти же надежды вдохновляет миллионы и миллионы людей всего мира.