Владимир Кашин выступил на заседании Государственной Думы

В.И. Кашин, зам. Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам, академик РАН

Владимир Кашин представил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9 апреля 2024 года на заседании Государственной Думы Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин представил проект федерального закона № 549611-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и статью 3 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был единогласно принят в первом чтении.

Владимир Кашин выступил на заседании Государственной Думы

Законопроект был внесен депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, О.А. Ниловым, В.Н. Плотниковым, А.А. Аникеевым, Н.И. Васильевым, И.И. Лоором, Н.В. Панковым, Р.И. Сулеймановым и сенатором Российской Федерации С.Г. Митиным 12 февраля 2024 г.

Законопроектом предусматриваются принципиально важные изменения в Закон о рыболовстве и Закон об аквакультуре, направленные на защиту интересов Российской Федерации в рамках осуществления «международного» рыболовства, повышение эффективности промысла в отдельных районах, развитие аквакультуры, в том числе работы, связанной с искусственным воспроизводством водных биоресурсов.

Так, одной из важных задач законопроекта является создание благоприятных условий для ведения промысла не только в рыбохозяйственных бассейнах Российской Федерации, но и в районах действия международных договоров.

В 2023 года объем добычи (вылова) водных биоресурсов составил 5,3 млн.тонн, из них в зоне действия международных договоров - 563,7 тыс.тонн или 97,8% к уровню 2022 года.

Владимир Кашин выступил на заседании Государственной Думы

Вместе с тем отечественный вылов только в районах Северо-Восточной Атлантики может достигать до 1 млн тонн (с учетом совместных запасов Баренцева и Норвежского морей), что являлось бы существенным вкладом в общероссийский вылов. На расширение географии и увеличение объемов российского промысла в международных районах влияет множество факторов, одним из наиболее существенных является «внешний фактор». В 2023 году отечественный рыбохозяйственный комплекс работал в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию со стороны недружественных государств. Также в условиях ужесточения антироссийской риторики наблюдается тенденция политизирования проблематики регулирования рыболовства как на двусторонней основе, так и в рамках региональных рыбохозяйственных организаций.

Так, в период с 2022 по 2023 года российский рыбопромысловый флот фактически прекратил промысел в Северо-Западной Атлантике и в зоне Гренландии, поэтому квота добычи (вылова) водных биоресурсов в районах действия международных договоров не была реализована в полном объеме.

В 2024 году в районе Фарерских островов введен запрет российского промысла, где российские рыбаки ежегодно добывали 35-65 тыс. тонн путассу, что составляло 25-35% от общего вылова в Северо-Восточной Атлантике.

Складывающаяся ситуация требует реагирования, в том числе и на законодательном уровне. В этой связи законопроектом предлагается наделить Правительство полномочиями определять общий объем улова ВБР, а Росрыболовство полномочием устанавливать перечень водных биоресурсов, в отношении которых в районах действия международных договоров устанавливается общий допустимый улов. Данное полномочие фактически позволяет применить два механизма распределения водных ресурсов, закрепленных за Россией в международных водах – договор на квоты и договор пользования водными биоресурсами. Создаст простор действия науки в вопросах разведки ВБР исходя из новых возможностей отрасли про получении новых рыболовецких судов.

В настоящее время в соответствии с Законом о рыболовстве все предоставляемые России объёмы водных биоресурсов в районах действия международных договоров распределяются между пользователями только в соответствии с договором на квоты, который заключается на долгосрочный период и обязывает рыбаков осваивать не менее 70% представленного объёма ежегодно, иначе в соответствии с требованиями Закона о рыболовстве право на добычу прекращается.

Вместе с тем в условиях внешних факторов такой механизм закрепления не всегда эффективен, а результаты промысла в международных районах зачастую зависят от многих дополнительных условий, предъявляемых со стороны других государств.

Договор пользования водными биоресурсами будет заключаться ежегодно в отношении водных биоресурсов, перечень которых определит Росрыболовство, что позволит применять более гибкие условия промысла в отношении тех видов водных биоресурсов и в тех международных районах, которые, по мнению Росрыболовства, нуждаются именно в таком механизме освоения в целях обеспечения эффективности промысла.

Следует отметить, что в настоящее время на государственном уровне ведется системная работа, направленная как на сохранение и дальнейшее развитие сотрудничества в области рыбного хозяйства с традиционными партнерами Российской Федерации в рамках двусторонних межправительственных соглашений, так и на расширение и усиление взаимодействия в области рыболовства с дружественными странами, особенно со странами Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии.

На атлантическом направлении по-прежнему наибольший интерес для Российской Стороны представляли соглашения с Норвегией, Фарерскими островами и Королевством Марокко, обеспечивающие возможность ведения российскими судами рыбопромысловой деятельности в исключительных экономических зонах данных государств.

Что касается международного сотрудничества в области рыболовства и рыбного хозяйства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то к наиболее важным партнерам на этом направлении следует отнести Японию, Республику Корея и КНР.

Особо стоит отметить, что в рамках расширения рыбохозяйственного сотрудничества со странами африканского континента, а также в соответствии с итогами Саммита Россия-Африка Росрыболовством планируется проведение Большой африканской научно-исследовательской экспедиции, организация которой позволит российскому рыбопромысловому флоту не только сохранить свое присутствие в 200-мильных зонах стран африканского региона, с которыми имеются двусторонние межправительственные соглашения по сотрудничеству в области рыболовства, но и расширить масштабы отечественного рыболовства за счет новых районов промысла.

Освоение биоресурсов Мирового океана является стратегически важным и экономически перспективным направлением развития российского рыбопромышленного комплекса. Расширение океанического промысла кроме выгод геополитического характера позволит восстановить России статус ведущей рыболовной державы.

Второе ключевое изменение, предлагаемое законопроектом касается установления возможности ведения в бумажном виде рыболовного журнала рыбакам, осуществляющим рыболовство в Азовском и Черном морях до 1 января 2026 года.

Сегодня статьей 251 Закона о рыболовстве установлено, что лица, осуществляющие рыболовство с использованием судов, которые оснащены в обязательном порядке техническими средствами контроля обязаны вести рыболовный журнал в электронном виде.

Эта норма была введена Федеральным законом от 28 июня 2022 г. № 229-ФЗ, чтобы обеспечить возможность фиксации и передачи информации о рыбопромысловой деятельности в электронном виде, а также дистанционного доступа к информации о результатах рыболовства.

Однако в настоящее время в Азовском и Черном морях (в том числе в районах, прилегающих к Крымскому полуострову и к Северному Приазовью) из-за воздействия средств радиоэлектронной борьбы отмечается отсутствие всех видов связи, осуществлять передачу данных и вести рыболовный журнал в электронной форме невозможно. Вместе с тем отсутствие электронного рыболовного журнала является основанием для прекращения добычи (вылова) водных биоресурсов.

Предлагаемые законопроектом изменения создадут условия для обеспечения возможности ведения бумажного рыболовного журнала в указанных районах.

Также Законопроектом предлагается внести изменения в статью 23 Закона о рыболовства и статью 3 Закона об аквакультуре в части установления полномочия Росрыболовства утверждать биотехнические показатели рыбоводных заводов.

Данное полномочие сегодня содержится в методике, утвержденной приказом Минсельхоза России от 30 января 2015 г. № 25.

Учитывая, что в Законе об аквакультуре такие полномочия за Росрыболовством не закреплены, законопроектом предлагается устранить указанный законодательный пробел.

Биотехнические показатели рыбоводного хозяйства по выращиванию молоди (личинок) (средняя масса, выживаемость, плодовитость и др.) являются исходными данными для расчета объема добычи (вылова) водных биоресурсов, необходимого для обеспечения сохранения водных биоресурсов (искусственное воспроизводство) и обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств.

В целях сохранения баланса ВБР и развития аквакультуры, искусственное воспроизводство – является надежным источником восстановления водных биоресурсов до уровней, при которых могут быть обеспечены их максимальная устойчивая добыча и биологическое разнообразие, а в перспективе- прирост численности ценных промысловых видов рыб.

Владимир Кашин выступил на заседании Государственной Думы

В настоящее время в Российской Федерации искусственным воспроизводством водных биоресурсов занимаются более 130 рыбоводных организаций различных форм собственности, включающие в себя рыбоводные заводы, рыбоводные цеха, нерестово-вырастные хозяйства, производственно-акклиматизационные станции, находящиеся в бассейнах Белого, Баренцева, Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей, а также работающие на внутренних водоемах европейской части страны, в Сибири и на Дальнем Востоке. Ежегодный выпуск молоди в водные объекты рыбохозяйственного значения составляет более 3 млрд. штук.

Предлагаемое законопроектом законодательное закрепление полномочий по утверждению биотехнических показателей для рыбоводных заводов позволит подтвердить правовой статус таких нормативов и будет способствовать повышению эффективности ежегодно проводимой работы по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, усилению мер по их сохранению.

В целом за последние годы удалось создать полноценную законодательную базу, необходимую для продуктивной работы рыбного хозяйства, но работа по ее совершенствованию продолжается Комитетом по аграрным вопросам с учетом новых вызовов и проблем, выявляемых в правоприменительной практике.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также


Развитие спорта это - инвестиции в здоровье наших граждан
Депутат Мособлдумы от КПРФ Елена Мокринская провела рабочую встречу с министром физической культуры и спорта Московской области Дмитрием Абарёновым.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
КПРФ на пути к 80-летию Великой Победы

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Когда мозги встают на место

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов: «Наша задача, чтобы все отечественные наработки были в ближайшее время запущены в серийное производство»

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда