Владимир Кашин представил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
9 апреля 2024 года на заседании Государственной Думы Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин представил проект федерального закона № 549611-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и статью 3 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был единогласно принят в первом чтении.
Законопроект был внесен депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, О.А. Ниловым, В.Н. Плотниковым, А.А. Аникеевым, Н.И. Васильевым, И.И. Лоором, Н.В. Панковым, Р.И. Сулеймановым и сенатором Российской Федерации С.Г. Митиным 12 февраля 2024 г.
Законопроектом предусматриваются принципиально важные изменения в Закон о рыболовстве и Закон об аквакультуре, направленные на защиту интересов Российской Федерации в рамках осуществления «международного» рыболовства, повышение эффективности промысла в отдельных районах, развитие аквакультуры, в том числе работы, связанной с искусственным воспроизводством водных биоресурсов.
Так, одной из важных задач законопроекта является создание благоприятных условий для ведения промысла не только в рыбохозяйственных бассейнах Российской Федерации, но и в районах действия международных договоров.
В 2023 года объем добычи (вылова) водных биоресурсов составил 5,3 млн.тонн, из них в зоне действия международных договоров - 563,7 тыс.тонн или 97,8% к уровню 2022 года.
Вместе с тем отечественный вылов только в районах Северо-Восточной Атлантики может достигать до 1 млн тонн (с учетом совместных запасов Баренцева и Норвежского морей), что являлось бы существенным вкладом в общероссийский вылов. На расширение географии и увеличение объемов российского промысла в международных районах влияет множество факторов, одним из наиболее существенных является «внешний фактор». В 2023 году отечественный рыбохозяйственный комплекс работал в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию со стороны недружественных государств. Также в условиях ужесточения антироссийской риторики наблюдается тенденция политизирования проблематики регулирования рыболовства как на двусторонней основе, так и в рамках региональных рыбохозяйственных организаций.
Так, в период с 2022 по 2023 года российский рыбопромысловый флот фактически прекратил промысел в Северо-Западной Атлантике и в зоне Гренландии, поэтому квота добычи (вылова) водных биоресурсов в районах действия международных договоров не была реализована в полном объеме.
В 2024 году в районе Фарерских островов введен запрет российского промысла, где российские рыбаки ежегодно добывали 35-65 тыс. тонн путассу, что составляло 25-35% от общего вылова в Северо-Восточной Атлантике.
Складывающаяся ситуация требует реагирования, в том числе и на законодательном уровне. В этой связи законопроектом предлагается наделить Правительство полномочиями определять общий объем улова ВБР, а Росрыболовство полномочием устанавливать перечень водных биоресурсов, в отношении которых в районах действия международных договоров устанавливается общий допустимый улов. Данное полномочие фактически позволяет применить два механизма распределения водных ресурсов, закрепленных за Россией в международных водах – договор на квоты и договор пользования водными биоресурсами. Создаст простор действия науки в вопросах разведки ВБР исходя из новых возможностей отрасли про получении новых рыболовецких судов.
В настоящее время в соответствии с Законом о рыболовстве все предоставляемые России объёмы водных биоресурсов в районах действия международных договоров распределяются между пользователями только в соответствии с договором на квоты, который заключается на долгосрочный период и обязывает рыбаков осваивать не менее 70% представленного объёма ежегодно, иначе в соответствии с требованиями Закона о рыболовстве право на добычу прекращается.
Вместе с тем в условиях внешних факторов такой механизм закрепления не всегда эффективен, а результаты промысла в международных районах зачастую зависят от многих дополнительных условий, предъявляемых со стороны других государств.
Договор пользования водными биоресурсами будет заключаться ежегодно в отношении водных биоресурсов, перечень которых определит Росрыболовство, что позволит применять более гибкие условия промысла в отношении тех видов водных биоресурсов и в тех международных районах, которые, по мнению Росрыболовства, нуждаются именно в таком механизме освоения в целях обеспечения эффективности промысла.
Следует отметить, что в настоящее время на государственном уровне ведется системная работа, направленная как на сохранение и дальнейшее развитие сотрудничества в области рыбного хозяйства с традиционными партнерами Российской Федерации в рамках двусторонних межправительственных соглашений, так и на расширение и усиление взаимодействия в области рыболовства с дружественными странами, особенно со странами Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии.
На атлантическом направлении по-прежнему наибольший интерес для Российской Стороны представляли соглашения с Норвегией, Фарерскими островами и Королевством Марокко, обеспечивающие возможность ведения российскими судами рыбопромысловой деятельности в исключительных экономических зонах данных государств.
Что касается международного сотрудничества в области рыболовства и рыбного хозяйства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то к наиболее важным партнерам на этом направлении следует отнести Японию, Республику Корея и КНР.
Особо стоит отметить, что в рамках расширения рыбохозяйственного сотрудничества со странами африканского континента, а также в соответствии с итогами Саммита Россия-Африка Росрыболовством планируется проведение Большой африканской научно-исследовательской экспедиции, организация которой позволит российскому рыбопромысловому флоту не только сохранить свое присутствие в 200-мильных зонах стран африканского региона, с которыми имеются двусторонние межправительственные соглашения по сотрудничеству в области рыболовства, но и расширить масштабы отечественного рыболовства за счет новых районов промысла.
Освоение биоресурсов Мирового океана является стратегически важным и экономически перспективным направлением развития российского рыбопромышленного комплекса. Расширение океанического промысла кроме выгод геополитического характера позволит восстановить России статус ведущей рыболовной державы.
Второе ключевое изменение, предлагаемое законопроектом касается установления возможности ведения в бумажном виде рыболовного журнала рыбакам, осуществляющим рыболовство в Азовском и Черном морях до 1 января 2026 года.
Сегодня статьей 251 Закона о рыболовстве установлено, что лица, осуществляющие рыболовство с использованием судов, которые оснащены в обязательном порядке техническими средствами контроля обязаны вести рыболовный журнал в электронном виде.
Эта норма была введена Федеральным законом от 28 июня 2022 г. № 229-ФЗ, чтобы обеспечить возможность фиксации и передачи информации о рыбопромысловой деятельности в электронном виде, а также дистанционного доступа к информации о результатах рыболовства.
Однако в настоящее время в Азовском и Черном морях (в том числе в районах, прилегающих к Крымскому полуострову и к Северному Приазовью) из-за воздействия средств радиоэлектронной борьбы отмечается отсутствие всех видов связи, осуществлять передачу данных и вести рыболовный журнал в электронной форме невозможно. Вместе с тем отсутствие электронного рыболовного журнала является основанием для прекращения добычи (вылова) водных биоресурсов.
Предлагаемые законопроектом изменения создадут условия для обеспечения возможности ведения бумажного рыболовного журнала в указанных районах.
Также Законопроектом предлагается внести изменения в статью 23 Закона о рыболовства и статью 3 Закона об аквакультуре в части установления полномочия Росрыболовства утверждать биотехнические показатели рыбоводных заводов.
Данное полномочие сегодня содержится в методике, утвержденной приказом Минсельхоза России от 30 января 2015 г. № 25.
Учитывая, что в Законе об аквакультуре такие полномочия за Росрыболовством не закреплены, законопроектом предлагается устранить указанный законодательный пробел.
Биотехнические показатели рыбоводного хозяйства по выращиванию молоди (личинок) (средняя масса, выживаемость, плодовитость и др.) являются исходными данными для расчета объема добычи (вылова) водных биоресурсов, необходимого для обеспечения сохранения водных биоресурсов (искусственное воспроизводство) и обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств.
В целях сохранения баланса ВБР и развития аквакультуры, искусственное воспроизводство – является надежным источником восстановления водных биоресурсов до уровней, при которых могут быть обеспечены их максимальная устойчивая добыча и биологическое разнообразие, а в перспективе- прирост численности ценных промысловых видов рыб.
В настоящее время в Российской Федерации искусственным воспроизводством водных биоресурсов занимаются более 130 рыбоводных организаций различных форм собственности, включающие в себя рыбоводные заводы, рыбоводные цеха, нерестово-вырастные хозяйства, производственно-акклиматизационные станции, находящиеся в бассейнах Белого, Баренцева, Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей, а также работающие на внутренних водоемах европейской части страны, в Сибири и на Дальнем Востоке. Ежегодный выпуск молоди в водные объекты рыбохозяйственного значения составляет более 3 млрд. штук.
Предлагаемое законопроектом законодательное закрепление полномочий по утверждению биотехнических показателей для рыбоводных заводов позволит подтвердить правовой статус таких нормативов и будет способствовать повышению эффективности ежегодно проводимой работы по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, усилению мер по их сохранению.
В целом за последние годы удалось создать полноценную законодательную базу, необходимую для продуктивной работы рыбного хозяйства, но работа по ее совершенствованию продолжается Комитетом по аграрным вопросам с учетом новых вызовов и проблем, выявляемых в правоприменительной практике.