22 мая под председательством Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам, академика РАН Владимира Ивановича Кашина состоялись парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
Выступление Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему: "Законодательное обеспечение реализации государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий"
Уважаемые товарищи, еще раз позвольте всех поприветствовать, пожелать нам всем хорошей работы на сегодняшних слушаниях.
Я хочу сказать, что тема Комплексного Развития Сельских территорий очень важна, в первую очередь потому, что Президент В.В. Путин поставил в своем Послании к Федеральному Собранию очень серьезные задачи: в полтора раза увеличить экспорт, на 125 процентов увеличить объемы сельскохозяйственного производства.
Но, вот для примера просто хочу сказать, что такое в полтора раза увеличить экспорт. Мы на 43,5 миллиарда долларов продаем с вами продукции сегодня, вот чтобы добавить к этим триллионам, которые мы продаем, надо минимум произвести продукции еще примерно на 3,5 триллиона, это к тем 8 с небольшим, которые мы сегодня производим. То есть задачи архисерьезные и архиважные, и самое главное, для нас с вами – они по плечу. У нас трудолюбивый народ, у нас уникальные с вами площади, у нас уникальные водные, лесные и экологические ресурсы в целом, мы можем это делать, если решим несколько главных задач, которые у нас с вами, как говорится, лежат на дороге, эти завалы, эти камни.
На первом слайде видно, что президент стал обращать пристальное внимание многих министров, членов правительства на развитие сельских территорий, именно комплексное развитие. Он стал водить их за руку и говорить: ребята, обратите внимание, к той государственной программе необходимо дополнительно ввести минимум 350 спортивных объектов, не считая больниц и других учреждений социальной инфраструктуры, необходимо обновить парк школьных автобусов, реализовать проект по «Чистой воде», надо озаботиться сбережением сельского населения. Об этом попунктно записано президентом в Послании, поэтому мы еще раз для всей России фиксируем внимание и напоминаем о важности этих вопросов. Это является единой комплексной задачей, которую надо решать системно и действительно с душой.
Прежде всего я считаю, что надо менять философию, ту гайдаровскую философию надо давно слить в канализацию, выбросить на задворки истории, как и всю ту либеральную заповедь, которая кричала: село – черная дыра, мы всё купим за рубежом, селу не надо давать ни копейки. Эту никчемную философию нужно сменить новой идеологией, новой философией, что крестьянин – наш кормилец и по сыновьи относиться к земле-матушке и к лесу-батюшке. Я не в первый раз это говорю, я говорю об этом постоянно и на самом высоком уровне. И начинать менять эту философию нужно с первых руководителей. Президент в этом плане нам показывает пример, как надо работать.
Уважаемые товарищи, мы радуемся нашим успехам. Вот посмотрите на 3й слайд, какие прорывы по многим направлениям мы - это и зернобобовые, это и скорое мясо свинины и птицы, и много чего другого. По морепродуктам мы вышли на стабильные 5,3 млн тонн вылова ВБР и не случайно у нас здесь присутствует руководитель ассоциации ВАРПЭ Зверев Г.С., потому как социальное развитие муниципалитетов, которые являются базой нашей рыболовной отрасли, важная задача, на которую отдельно обратил внимание Президент в своем Послании. Сегодня мы все радуемся нашим рекордам по производству зернобобовых это 157 млн тонн в 2022 году и 147 млн тонн в 2023 году, а вспомните 2000-е годы когда объем производства составлял жалкие 60 млн т. зернобобовых и мы были вынуждены импортировать зерно, только посмотрите, какие значительные результаты по всем культурам в сравнении с 2000 годами. За эту работу нам говорят спасибо. Проблем и завалов много на нашем пути, но мы знаем как надо действовать, чтобы удвоить результаты.
Уважаемые товарищи и понимая эти важнейшие вещи, о которых мы сегодня с вами будем говорить, мы еще и еще раз привлекаем внимание к Комплексной программе сельских территорий.
А для чего мы ее делали? Мы делали ее для того, чтобы остановить отток, решить кадровый вопрос, потому что эти большие задачи и цели, о которых мы говорили ранее, без компетентных кадров реализовать и достичь невозможно. Сегодня на хорошего механизатора большой спрос, фермеры в них очень заинтересованы и не только в малом, но и в крупном бизнесе. Это мы с вами хорошо все понимаем. Кадры являются основой для решения этих сложнейших задач.
Но как остановить ситуацию исхода населения? Это опять Комплексная программа развития сельских территорий.
Что на самом деле сегодня происходит? На 5-м слайде можно посмотреть, как на самом деле истекают наши регионы, причем базовые, родные, это и Сибирь и Дальний Восток, и Севера, это и Приволжский округ, значит и в целом Россия. Относительно неплохие демографические результаты у нас только в двух округах, это Южный и Северо-Кавказский.
Мы сделали общий анализ и посмотрели, что происходит с населением (слайд №5). Видим, как на 5 процентов стареет население на селе за 20 последних лет, на 6 процентов сократился рабочий возраст и на 23 процента сократилась численность молодежи.
Как выполнять задачи, которые поставлены по сохранению и сбережению населения? Ведь сегодня 25 процентов населения сформировали 60 процентов армии в СВО. Ведь там родники патриотизма и добра, соборности и трудолюбия, это кормильцы там живут, берегиня и опора державы.
Когда мы определяли целевые показатели, определяли деньги, мы несколько раз проходили муки ада, чтобы защитить эту программу. Утвердили все. Работаем четыре года. А сегодня посмотрите на 11 слайд, недофинансирование составляет 693 миллиардов. То есть одну треть финансируем, одну треть.
Посмотрите на исходную составляющую – слайд №10, паспортное значение, по которому мы должны были ввести 2,3 миллиона квадратных метров жилья, 1317 площадок под инфраструктуру и так далее, и так далее. Индикатор определили к 2025 году.
А вот вместо этого ставим сегодня, искорежив всю программу, один миллион к 2030 году метров квадратных и сокращаем инфраструктурные площадки для решения одной из главных задач главного индикатора – сохранения жизни на селе и определяющего условия жизни.
Мы также отстаем от других не менее важных индикаторов, которые мы давно, как говорится, поняли, и которые являются, по большому счету, одними из фундаментальных системных вещей, таких как сохранение населения: это достаток, это доход, это зарплата. И посмотрите на слайд №6, мы видим, что опять ситуация рушится.
Мы все радуемся, когда видим, что уже сделано. Вот можно посмотреть по отдельным направлениям, сколько построено школ, сколько мы построили больниц, сколько других объектов. И действительно люди радуются.
Мы вот делали выездные комитеты, смотрели в Мордовии, смотрели в Ставрополье, недавно в Оренбурге были, сейчас вот на Алтай поедем. То есть еще раз хочу сказать, что когда видишь, как обновляются деревни, как люди радуются новому парку, новой школе, новому объекту здравоохранения, испытываешь просто уникальное чувство удовлетворения своей работой.
У нас у многих здесь седина, и мы, как говорится, прошли в этом плане серьезную школу. Я вот свое ощущение хочу вам передать в двух словах. Мне пришлось по жизни несколько десятков поселков и деревень поднимать с моим народом, где приходилось работать и директором, и первым секретарем, 25 лет быть первым руководителем. Это бум, подъем, это была ломка вот этого захолустья, которое было на селе.
Столько радости испытываешь от построенных стадионов, жилых домов, лыжных освещенных трасс, объектов производства и ресторанов. Эта радость до сих пор в моем сердце.
Поэтому, уважаемые товарищи, ещё и ещё раз я обращаюсь к нашим заместителям министра. Сегодня присутствует здесь и Министерство здравоохранения в лице первого заместителя Фисенко Виктора Сергеевича, и Министерство образования и науки в лице Пышного Дмитрия Владимировича, и Министерство спорта в лице статс секретаря Федорова Андрея Михайловича, все основные представители органов исполнительной и законодательной власти на связи, абсолютное большинство агентств и министерств, которые работают с нами, работают сегодня и на селе.
Я обращаюсь ещё раз ко всем нашим товарищам. Мы не раз говорили с Минфином и Минэкономом, которых мы считаем заглавными в этом плане, столбовыми структурами, которые стоят на пути решения вот этой базовой задачи.
Недавно в Санкт-Петербурге в присутствии всей России, Матвиенко Валентины Ивановны и нашего Володина, и всех председателей Дум России я говорил об этом и мы записали в решении: надо обязательно решить проблему, связанную с финансированием. С финансированием вот этой программы по изначальному направлению.
Поэтому, уважаемые товарищи, ещё раз, мы сегодня в решении, прошу тоже вашей поддержки, запишем: вернуться к исходным паспортам, скоординировать ситуацию, связанную с индикаторами, опять к исходным паспортам. И всё, что касается финансирования, исходя из инфляционных коэффициентов, как говорится, устанавливать эту ситуацию. Шутить дальше с деревней нельзя, просто нельзя.
Мы сегодня ещё и ещё раз говорим о необходимости больше уделять внимание молодёжи на селе. Сегодня здесь присутствует соответствующая структура.
Мы ещё раз говорим сегодня о многодетных семьях. Мы говорим и предлагаем. Недавно, представляя заместителя председателя правительства и министра, товарища Патрушева, я говорил о том, что мы должны в этой программе сделать подпрограмму по этому направлению, потому что молодёжь и многодетные семьи могут определить свою составляющую, положительную динамику.
Уважаемые товарищи, здесь много представителей бизнеса, науки. Я обращаюсь ещё раз к бизнесу. Бизнес решает комплексную программу, а также сутевую часть. Если не будет рабочих мест на селе, вы понимаете, какие бы мы дворцы ни строили, там нечего будет делать. Поэтому мы в этой связи обращаемся к главам районов, губернаторам, министрам с просьбой заниматься вопросом создания рабочих мест в сельской местности с утра до вечера. Как было в свое время, первые секретари областей занимались сельским хозяйством. Я уже не говорю о райкомах.
Поэтому эта тема сегодня стучится в дверь каждого муниципалитета, каждого региона, потому что, уважаемые товарищи, ещё раз хочу сказать, мы разорвали нашей с вами работой все цепи, которые нам пытались америкосы надеть на наши ноги и руки. Мы эти кандалы сбросили. К нам все приехали, потому что и Азии, и Африке, и Америке Южной нужно наше зерно, нужно наше удобрение, нужна наша продукция. Потому что в мире миллиарды людей испытывают дефицит в куске хлеба и стакане чистой воды, а мы с вами, в том числе и водная держава.
Поэтому, уважаемые товарищи, ещё раз я обращаюсь к нашим заместителям министра. Наше профильное министерство давно созрело быть координатором на этом направлении, в реализации этой программы. Поэтому те средства, которые выделяются для сельского хозяйства, вы должны вместе с Минфином согласовать.
Мы вас просим, чтобы это был единый подход, чтобы это давало возможность увидеть заботу государства, весь наш комплекс заботы о людях, проживающих на селе. Когда люди видят, что государство обеспокоено, благодарно за эту работу, тогда это замечает не только простой житель, тогда это замечает руководитель хозяйства, акционерного общества, тогда это замечает наука, тогда у нас получается такой симбиоз общего взаимодействия преобразования деревни, населённого пункта.
Мы хотим, чтобы наши производственники, особенно крупный бизнес, развивали те начинания, которые... Я хочу пример привести, вот здесь присутствует первый заместитель Республики Марий Эл, а также присутствует депутат Казанков, народное предприятие "Звениговское". На 27 миллиардов валовый объём, несколько хозяйств. Недавно в Татарстане взяли брошенные хозяйства, восстановили и они сегодня лучшие. По всему Поволжью открыли под 900 магазинов, в которых всю продукцию, которую выращивают, они перерабатывают и продают дешевле, чем торговые сети и так далее, и так далее, не беря кредитов. Мы сегодня стараемся через законы продвигать с/х продукты, и у нас уже много уже сделано в этом плане, надо этот опыт держать достойно.
И здесь же развивать поселки
И здесь же развитие поселков, создание новых рабочих мест, рост заработных плат, плотная связь с наукой, там всё можно видеть – зарплату, заботу, 10 килограммов мяса по 2 рубля за килограмм.
Или к примеру Сельскохозяйственная компания «Светлый» в Ростовской обл. Построила ледовую арену. Каждый год строит 10 жилых домов для механизаторов, для других людей. Отдаёт бесплатно. 15-20 лет проработал, отдают за 2 рубля, и так далее, и так далее. То есть у нас море хороших примеров.
Или ГК «Агропромкомплектация» под руководством С. А. Новикова, крупный производитель молочной продукции в Твери, строит школу, строит деревню. Вот если все мы вместе в этом ключе проявим усилия, ответим на ту заботу, которая вот оттуда снизу, криком, горем, воплем доносится до наших сердец, извилин, это слышит президент, у нас всё получится.
Но есть и другие примеры, когда получаем письма: "Я, раненый боец СВО, прошу, помогите. По моей улице нет асфальта, мне тяжело ходить и прочее". Не заслужил ли он? Здесь рядом, в Рязанской области. Вот мы сегодня с Филипповым Дмитрием Игоревичем, министром, говорили на эту тему.
Или проехали недавно по Туле, по Рязани. Слушайте, последние в сёлах магазины закрывают. Ну, безобразие. Кооперация закрывает магазины. Но где же губернаторы, где же руководители районов? Где наши министры? Что одного продавца на селе содержать всем миром не можем, чтобы пенсионер мог прийти и купить хлеб свежий и прочее? Он что, за 30 километров поедет что ли? Куда мы дальше в этом плане движемся? А посмотрите на слайде №7 по обеспеченности жилищного фонда отдельными видами благоустройств таких как водопровод, канализация, горячая вода, газ, посмотрите к примеру на дальнем востоке только 4% домов оборудованы сетевым газом.
Уважаемые товарищи, несколько слов ещё об одной программе. Это "Вторая целина", эффективное вовлечение в севоборот земель. И здесь тоже нет того, к чему мы изначально стремились, и финансирование, и индикаторы. Мы говорили, что необходимо вводить полтора миллиона земель с/х назначения в севооборот, а у нас выполнение идет на 30%. И опять все, что касается бюджетного финансирования, снова переписываем цифры, и так далее, и так далее. Не надо шутить с государственными программами.
Надо всё делать, для того чтобы осуществить этот ввод земель, работать через мелиоративные системы, исключить лимитирующий фактор, который не даёт раскрывать генетический потенциал созданных сортов различных видов сельскохозяйственных культур, тем более получать полтора и два урожая. А такие примеры у нас есть.
У нас на слушаниях присутствует Павел Николаевич Грудинин, мы его тоже попросим, чтобы он несколько минут показал слайды и рассказал, что у него в Совхозе им Ленина происходит в т.ч. с многодетными семьями, с рабочими местами, с сельским туризмом. На выездном заседании комитета мы это все видели, и этим опытом необходимо делиться.
В целом, уважаемые товарищи, я считаю, что наше министерство сельского хозяйства много сделало для того, чтобы система в этом плане сегодня сложилась, что тот механизм, который у нас сегодня есть, он рабочий, единственный лимитирующий фактор в достижении поставленных задач является отсутствие должного финансирования.
Повторяю, мы в состоянии координировать эту работу на более новых уровнях и на другом уровне финансирования.
Вот, исходя из этого, уважаемые товарищи, я еще раз хочу вам пожелать всем и нам всем вместе удачи и здоровья. Всем хочу сказать спасибо, кто в этой теме сегодня работает и служит нашему крестьянству. Надеюсь, что у нас все с вами в будущем получится и мы ответим реальными делами на тот призыв, который в Послании обозначил наш президент и на тот, как говорится, вопль и крик о помощи, который идет сегодня от нашего населения сельского. Спасибо!