Перекупщики уничтожают огуречную индустрию Луховицкого района


Знойный продавец на Лианозовском рынке Москвы заманивает покупателей: «Луховицкие! Налетай!» На прилавке лежат «разнокалиберные» пузатые огурцы с гладкой кожей, тронутые желтизной. Нет, теперь меня не проведешь, не обманешь: явно не луховицкие! Вчера я побывал на грядах, где они растут, увидел, что истинно луховицкие все как на подбор: ровные, изящные, темно-зелёные с отливом и пупырчатые. И вкус наособицу: похрустывают, источают тонкий аромат.

title

В предпраздничные дни, рассказали мне еще попутчики в электричке, в их родном городе на центральной площади вывешивают плакат: «В России три столицы - Москва, Питер и Луховицы». Здешняя столица - огуречная. Зеленый, пупырчатый и духовитый овощ, набирающий соки и витамины на плодородных землях поймы Оки, превосходен. Нет ему по вкусовым качествам равных во всей великой державе! «Слопаешь - и пальчики оближешь!» - уверяли меня патриоты этого подмосковного района.
Что слава у луховицкого огурчика такая, я слышал не раз. А вот отведать его еще не доводилось.
Воздавая должное своим зеленым и пупырчатым, луховчане установили в сердце города необычный памятник: на бронзовой бочке с широкими ободами возвышается, как на пьедестале почета, огурец. На мемориальной доске надпись: «Огурцу-кормильцу от благодарных луховчан». Скульпторы Б. и В. Горбуновы «вырастили» красивый, сразу видно, аппетитный деликатес.
Овощной рынок в Луховицах - прямо у железнодорожного вокзала. Удобно: сошел ли с электрички, спешишь ли на нее - пожалуйста, выбирай на свой вкус плоды огородных грядок. Но царствует здесь всё же огурец. Цена, между прочим, красная - 35 рублей за килограмм. В первопрестольной - 50.
- Продажа идет споро,- радуется Ольга Барышникова. - И наши горожане, и приезжие жалуют мой товар. Чуете, каким ароматом от него веет? А на вкус - объедение. Любо-дорого похрустеть.
- Почему же в Москву не везете свои деликатесы? - спрашиваю.
- А поезжайте на Низы, народ расскажет, почему стала недоступной для огуречников столица.
Разворачиваю карту Подмосковья, ищу село с таким названием и не нахожу. Не удостоились Низы от топографов такой чести?
- Низы - это узкая полоса вдоль правого берега Оки. Низина, где разбросали свои дома сёла Ивняги, Буково, Озерицы... В общем, микрорайон поймы. Поезжайте, вот, кстати, и автобус стоит: Луховицы - Фруктовая. 25 километров пути, - растолковали мне огуречники.
Когда автобус за городом свернул вправо, замелькали дома деревень - добротные, все из красного кирпича, с резными наличниками-оберегами. Ни одного нет брошенного, сиротского. И огороды на Низах все весело зеленеют. Особенно бушуют в нынешнее дождливое лето огурцы. Здесь и там у дороги выставлены перевернутые вверх дном деревянные ящики, цинковые ведра, а на них лежит, заманивая покупателей, знаменитое луховицкое чудо. Это условный знак покупателям: «Заезжай!»
- Да, дома на Низах богатые, - поясняет попутчица. - Построены в основном в 70-80-х годах. Тогда, в советское время, был расцвет огуречного промысла тут, в пойме Оки. В год огородники, трудившиеся не покладая рук, зарабатывали по 12-15 тысяч рублей. Очень большие по тем временам деньги. Хватило бы на две машины «Жигули»! Хотите - верьте, хотите - нет, но бывшие сельчане, уехавшие в города, ушли с заводов и фабрик, из НИИ и вернулись в отчий край. Настолько надежным кормильцем был огурец. Заслужил, чтобы ему памятник возвели.
Из всех названий поселений Низов мне сразу понравилось одно - Озерицы. На карте было видно, что они приютились на берегу озера с красивым именем Гнедко. Вот оно голубеет слева. Здесь и там куртины кувшинок - верный признак чистой, живой воды. Загляделся на красоту, что дух захватывает, и прозевал остановку, единственную в длинном селе. Шофер тормознул по моей просьбе, когда автобус проехал указатель «Перевицыно».
В Озерицах вновь слышу от здешних огородников, что труд их каторжный, до седьмого пота. Страда начинается в конце марта. Семена высевают в горшочки в парнике. Через месяц начинают выставлять те горшочки в деревянные ящики и разносить по огороду - пришло время высаживать их в открытый грунт.
Устанавливают металлические дуги, накрывают полиэтиленовой пленкой. И началось: утром сними ее, полей водой всходы, вечером еще раз, укрой на ночь...
Собирают огурчики с 7 до 11 часов. В специальные фартуки. Затем обязательно моют и ссыпают в мешки-чувалы.
- Привязаны мы к грядам с утра до ночи. И это с марта по осень. Крутишься - как белка в колесе, без выходных и праздников, - довелось слышать повсюду на Низах. - Раньше, при Советской власти, сами возили овощи в столицу на рынки. Теперь всё реже и реже. Приходится уменьшать площадь плантации. Вынудили!
На огороде Кирьяновых господствуют тоже огурцы. Над густыми, ярко-зелеными плетьми пупырчатых - металлические дуги. День жаркий, и потому пленка сдвинута в сторону. «Угощайтесь!» - любезно приглашает хозяин. Я замешкался в нерешительности, и он сам сорвал огурец с полузасохшим желтым цветком, подал мне. Откусываю - похрустывает. «Что, тает во рту?» - горделиво спрашивает Сергей Викторович.
В Луховицкой городской библиотеке мне подобрали брошюры, журнальные и газетные статьи о здешнем деликатесе. Историк-краевед Андрей Шабалин, самый дотошный исследователь промысла на Низах, утверждает: «К началу 80-х наши крестьяне выращивали в год до 80 тысяч тонн огурцов. Доходность промысла была высокой. Сейчас для него не лучшие времена». А я-то думал, что в такую лихую годину, как нынешний кризис, огород - самая надежная пристань для сельчан.
- Да нет, нынче для него, огуречного дела, настала тяжелая пора,- говорит С. Кирьянов. - За последние десять лет азарта у крестьян Низов сильно поубавилось. Раньше на рынках Москвы нас ждали, нам рады были. Грузовое такси - пожалуйста, место в торговых рядах, в дешевенькой гостинице - тоже. А теперь низовских встречают там как лютых врагов-конкурентов.
Порой в столице говорят: «Русских за прилавками мало, потому что не умеют торговать». Это русские-то не умеют?! А кто же тогда пять с лишним веков назад дошел до Персии, Индии и Африки? Разве не тверской купец Афанасий Никитин - автор записок «Хождение за три моря»?
Между тем собеседник заламывает на руках пальцы, перечисляя все беды, которые подстерегают нынче луховицких огуречников в Белокаменной. К прилавкам им не пробиться: «Все места заняты». Пытаются приютиться за воротами рынка. «Подходит один наряд милиции - клади на лапу, за ним второй... Следом бежит сломя голову рыночная охрана - тоже откупись...»
- Нет теперь смысла ехать торговать в Москву. Мы там непрошеные гости - конкуренты с отличным товаром. У станции Выхино пристроишься с тремя чувалами пупырчатых - если и дадут продать, то за мзду. Проигрышным стал наш промысел,- сетует С. Кирьянов. - На столичных рынках за наш, луховицкий, кавказские торговцы выдают привозной огурец - тамбовский, ростовский, украинский. А он и рядом не лежал с нашим - пахучим, тающим во рту.
Вытеснив конкурентов со столичных рынков, перекупщики проторили дорогу на приокские Низы, где первые огурчики здесь начинают срывать уже в мае. Отдают их залётным пташкам по 60-70 руб., а в Москве цена иная - до 150 рублей. Навар, как видим, великий! К концу июля за пупырчатый «пришельцы» дают и 10, и даже 8 рублей. В августе, когда приходит пора соления, заезжие «гости» скупают огурчик подороже.
- Как-то один знойный товарищ хотел взять огурцы у моего друга за бесценок. Дескать, это ж дар природы. Он схватил нахала за руку, повел в огород. Силком надел специальный фартук - с большим, на 25 кг «даров», карманом. Заставил, согнувшись пополам, собирать огурцы. Прошел любитель делать деньги из воздуха один ряд и завопил: «Всё, хозяин, твоя взяла!» - рассказывает собеседник.
Вначале, когда перекупщики проторили дорогу на Низы, им удавалось надувать огуречников, диктуя свои цены и беря разобщенных хозяев скоропортящегося товара измором. Потом они смекнули, что поодиночке против напористых граждан не устоять, и стали договариваться заранее, почем будут отдавать «дары» природы.
- А знаете, огуречная гряда - волшебный целитель. Да! Вот кончится лето, и многие жители Низов потянутся в поликлиники и больницы. Особенно одолевают боли в пояснице, суставах. Но настает март, когда надо сеять в теплице семена огурцов,- всё, хвори отступают. До той поры, когда пожелтеют огуречные плети на огороде,- сказал мне вдогонку Кирьянов.


Юрий МАХРИН.
Луховицкий район,
Московская область.
"Правда"
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда