Правительство РФ приняло решение не индексировать зарплату работников бюджетной сферы в 2010 г, заявил 19 августа вице-премьер РФ Александр Жуков. «Расчетный дефицит бюджета на 2010 г составит 3,2 трлн руб, это 7,5 проц от ВВП. Это предельный дефицит, который мы можем позволить»,- подчеркнул вице-премьер. Режим жесткой экономии бюджетных средств вынуждает правительство также отказаться и от индексации в следующем году пособий по безработице. «Пособия по безработице не будут в 2010 г индексироваться как по минимальному, так и по максимальному уровню. Это решение принято окончательно, и я бы просил регионы учесть это в бюджетах», - сказал заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Максим Топилин на совещании в Смоленске с руководителями субъектов РФ Центрального федерального округа по межбюджетным отношениям на 2010-2012 гг.
Не секрет, что проблемы с наполнением доходной части бюджета особо остро стоят перед регионами. По словам замминистра финансов Антона Силуанова, также присутствующего на заседании в Смоленске, точный объем субсидий субъектам РФ в 2010 г будет определен после 20 августа. «В условиях сокращения доходной базы федерального бюджета мы приняли решение по сокращению уровня софинансирования полномочий субъектов Российской Федерации, - сказал он. По сути дела, мы идем по тому же пути, что и в этом году пошли регионы по отношению к муниципалитетам: было сокращено софинансирование обязательств муниципальных образований».
Видимо Карлу Марксу в России не повезло и открытый им закон Карла Маркса о снижения цен при увеличении заработной платы не работает только в России. Напомним, в 1865 году в Лондоне состоялось экстренное заседание I Интернационала, посвященное обсуждению теоретических аспектов борьбы рабочих за свои экономические права. Поводом к обсуждению послужил, с одной стороны, беспрецедентный рост забастовочного движения в Европе, с другой, - доклад рабочего, члена Генерального совета Интернационала Джона Уэстона, в котором утверждалось, что борьба за повышение заработной платы ничего не дает рабочим, так как это повышение тут же компенсируется ростом цен. Поэтому единственным результатом всеобщей забастовочной борьбы будет лишь перекладывание денег из одного кармана в другой, а не реальное улучшение жизни трудящихся. С ответным докладом «Заработная плата, цена и прибыль» выступил Карл Маркс.
Подводя итоги обсуждения, Маркс, заключил, «что за некоторыми, скорее кажущимися, чем действительными исключениями, в среднем высокооплачиваемый труд производит дешевые товары, а низкооплачиваемый - дорогие».
На первый взгляд, вывод Маркса противоречит здравому смыслу, в основе которого лежит широко распространенное (и по-прежнему настойчиво пропагандируемое, особенно в наших СМИ) представление о том, что уровень цен зависит исключительно от количества денег, находящихся в обращении. Следовательно, любое увеличение государством средней заработной платы или пенсий обязательно, так как количество производимых товаров при этом не изменится, приведет к аналогичному росту цен и, значит, не принесет людям реального улучшения их благосостояния.
Увеличение заработной платы трудящимся ведет не к простому перекладыванию денег из одного кармана в другой, как это считал Уэстон, а к структурной перестройке экономики. В случае же увеличения доходов богачей деньги, скорее всего, будут истрачены на дворцы, яхты, произведения искусства, наем слуг, зарубежные турне и другое, что вряд ли будет способствовать росту производительности труда.
В конце 1960-х - начале 1970-х годов японские рабочие добились удвоения своей реальной заработной платы. Многие экономисты тогда предрекали, что это удвоение аннулирует дешевизну японских товаров и подорвет конкурентные возможности страны. Вскоре, однако, выяснилось, что японские товары еще больше упрочили свои позиции на мировом рынке. Причем это было достигнуто не только благодаря их сравнительно более низкой цене, но и благодаря ставшему легендарным качеству, обеспечиваемому блестящей организацией труда, инициативой и технической оснащенностью высокооплачиваемых японских рабочих. Аналогичные метаморфозы происходили в ряде других стран (Южная Корея, Тайвань, Малайзия и др.), а сейчас происходят в Китае, где, благодаря непрерывному росту доходов населения и, как следствие, емкости внутреннего рынка, удалось сохранить высокие темпы развития экономики даже в условиях мирового кризиса.
Те страны, которые последовали, иногда даже не подозревая об этом, рекомендациям «старика Маркса» оказались в несомненном выигрыше.
Еще в самом начале кризиса многие эксперты отмечали, что для проведения компенсационных мер нужно срочно стимулировать потребление и повышение заработков у всех, у кого только можно. Никто не внял, а правительство стало стимулировать сокращение расходов на зарплату. Госкорпорации перешли на четырех- и трех дневки. Девелоперов отсекли от финансирования, стройки встали. Снизившиеся доходы населения ударили по рознице. Российская экономика вошла в штопор.