Обращение лидера КПРФ Г.А.Зюганова к школьникам, студентам и преподавателям России
Первого сентября сотни школ и вузов распахнут двери перед миллионами наших юных сограждан. Продолжится, а для кого-то только начнется, увлекательное знакомство с тем духовным и нравственным наследием, которое накопило человечество за тысячелетия своей истории. Знания высоко ценились во все времена и сегодня в мире они особенно востребованы. Уверен, что только на основе новых научных достижений и качественного образования можно прорвать замкнутый круг, в который загнал мир кризис капитализма.
В этот праздничный день, к сожалению, приходится вспоминать и о сегодняшнем кризисе российского образования. В результате губительных «реформ» многие тысячи детей в нашей стране оказались лишены доступа к современным знаниям.
Выход из этого положения предложен в Программе КПРФ. В нашей стране все еще есть, у кого поучиться, воспринять бесценный опыт открытий и созидания. Стоит вспомнить, что именно наша страна не раз являла миру блестящие примеры решения сложнейших задач. Коммунисты всегда отстаивали идеалы просвещения, считали своим приоритетом борьбу с многовековой неграмотностью, построили тысячи школ, вузов и техникумов, сделали советское образование качественным, общедоступным и бесплатным. Не случайно Советский Союз носил почетное звание самой читающей страны в мире.
Сегодня бурю негодования и среди родителей, и среди школьников вызывает ЕГЭ. Обеспокоены многие ректоры вузов. И представители КПРФ продолжают борьбу за то, чтобы вместо «угадайки» иметь спокойную и качественную систему оценки знаний.
В частности, я и мои коллеги по депутатской фракции профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Мельников и председатель общественного движения «Образование – для всех!» Олег Смолин подготовили анализ ситуации по проведению ЕГЭ в 2009 году. Эту справку я совсем недавно передал лично в руки президенту Дмитрию Медведеву и считаю необходимым ознакомить с ее тревожным содержанием всех граждан, ведь без вашей поддержки партия власти будет и дальше проводить эксперименты над нашими детьми.
Первое. Перегрузки не сокращаются. Уровень стресса при проведении ЕГЭ резко вырос, что привело к заболеваниям и даже самоубийствам. ЕГЭ лишает выпускников дополнительного шанса. Выпускной школьный экзамен был, как бы, генеральной репетицией вузовского экзамена, после такой репетиции у абитуриента появлялась возможность подтянуться, обратить внимание на свои слабые места, подучить пропущенное. А объединение выпускного и вступительного экзамена в один отняло дополнительный шанс.
Второе. Стремясь уменьшить маргинализацию молодежи и криминализацию общества за счет безработных, лишенных возможности продолжить образование, Рособрнадзор в 2009 году принял решение: резко снизить минимальное число баллов ЕГЭ. Согласно элементарной арифметике, минимальное количество баллов ЕГЭ, соответствующее оценке «удовлетворительно» при стобальной шкале, должно было составить не менее 41. Однако оно было установлено на уровне: по русскому языку – 37, по физике – 32, по литературе – 30, по математике – 21, по иностранному языку – 20. При традиционной системе минимальное число баллов ЕГЭ по последним двум предметам оказалось бы на границе между «двойкой» и «единицей».
В итоге очевидно: не результат устанавливался на основе определенных критериев, но критерии «задним числом» подгонялись под результат. При всем несовершенстве прежней системы оценки качества образования подобный управленческий субъективизм ей был неведом. И даже в таких условиях ЕГЭ не смогли сдать почти тридцать тысяч молодых людей. Они практически останутся на уровне неполного среднего образования, что лишит их всяких перспектив в жизни. Эта молодежь может пополнить ряды криминальных структур, социально ущемленных людей.
Третье. Но и среди тех, кто хорошо сдал ЕГЭ, например, по русскому языку, достаточно много таких, кто в заявлении о приеме в вуз допускал грубейшие ошибки. «Алемпеада», «серебреная медаль», «подленик», «юриспрюденция». И это слова из заявлений абитуриентов, прошедших экзамен по русскому языку с высочайшими баллами! При этом самые «блестящие знатоки» русского языка (по результатам ЕГЭ) оказались в Адыгее, Дагестане, Карачаево-Черкесии. Создателями ЕГЭ был запущен очень опасный механизм: преподаватели из национальных республик, из ложно понимаемого чувства местного патриотизма, старались поставить «своим» баллы повыше, чтобы открыть дорогу в престижные вузы Москвы. По среднему баллу ЕГЭ на первом месте оказалась Якутия, на втором – Чукотка, далее шли кавказские республики. А Москва оказалась на одиннадцатом месте. Москва, которая традиционно считалась и была столицей образования и науки даже в те времена, когда не была столицей государства.
Одновременно в некоторых вузах сложилась парадоксальная ситуация: число «льготников» и «целевиков» - абитуриентов, которые должны приниматься безусловно и вне конкурса, - оказалось больше, чем мест в вузе. Своего рода «конкурс для тех, кто вне конкурса», «очередь для тех, кто без очереди».
В престижных советских вузах, таких, как МВТУ, МФТИ, МЭИ учиться было гораздо трудней, чем поступить, до диплома через пять лет доходила примерно половина поступивших. Но обращаем внимание: сейчас будет работать фактор, которого вообще не было в советских вузах. Уже сейчас учебные заведения по закону о ЕГЭ вынуждены принимать выпускников, которые не умеют сложить простейшие дроби и делают в трех словах четыре ошибки. Поэтому ВУЗы готовятся к проведению контрольных, которые выявят неспособных к учебе. Мера разумная, оправданная и необходимая. То есть, по сути, готовятся провести все тот же экзамен, «послевступительный».
Этот экзамен, конечно, отсеет явных неучей, но и создаст дополнительные проблемы. Прежде всего, выяснится, что за бортом вуза остались те, кто по уровню своих знаний должен был занять места в аудиториях, но которые были оттеснены лжеотличниками (а их число, по официальным (!) оценкам, составляет до 25%).
Четвертое. Обострилась проблема коррупции. В действительности подготовка к ЕГЭ, как минимум, в Москве и некоторых других крупных городах, - оказалась более дорогой, чем к обычному экзамену, а коррупция лишь переместилась на уровень пунктов приема ЕГЭ и органов управления образованием. По свидетельству участников процесса, «хороший ЕГЭ» в Москве и, например, в ряде республик Северного Кавказа стоил около 60 тысяч рублей.
Пятое. При поступлении в профессиональные учебные заведения действующим законодательством установлены льготы для детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов и участников боевых действий и других категорий. Это вызывает стремление со стороны родителей относительно здоровых детей получить для них инвалидность, а действительным инвалидам - угрожает лишением льгот в результате планируемых изменений в законодательстве.
Шестое. Крайняя сложность формализации учебных предметов, особенно гуманитарных, и связанное с ней низкое качество измерителей: гуманитарные науки заведомо предполагают возможность различных точек зрения, а ЕГЭ требует единственного ответа, что заставляет учащихся не мыслить, а заучивать. Учебный процесс также снижает творческую и воспитательную направленность: по мнению многих организаций и видных педагогов, необходимость готовить школьников к ЕГЭ означает развитие личности «дрессировкой».
Седьмое. Если бы все эти позиции были только нашим волнением, возможно, эту аналитическую записку стоило бы отложить в сторону. Однако, по данным опроса Фонда Общественное Мнение от 17 июля 2008 года, число респондентов, выступающих против ЕГЭ, примерно вдвое выше числа его сторонников (36% против 18%).
А по данным аналогичного опроса 1 июля 2009 г. – 47% против 21%. По данным опроса ФОМ от 1 июля 2009 года, большинство выпускников школ предпочли бы сдавать экзамены в традиционной форме, а не в форме ЕГЭ (46% против 9%). Минобрнауки подобные результаты упорно не замечает, что обеспечивает министру Андрею Фурсенко устойчивое последнее место в рейтинге российских министров, составленном по итогам опросов населения.
Наши предложения:
1. Создать при Президенте РФ комиссию по проблемам ЕГЭ, независимую от Минобрнауки и правительства в целом, включив в ее состав представителей всех государственных академий, фракций Государственной Думы, членов Совета Федерации, Российского Союза ректоров, Союза директоров средних специальных учебных заведений, Союза директоров школ России, профессиональных и родительских общественных объединений.
2. Предложить Правительству Российской Федерации дать положительное заключение на проект федерального закона о добровольности ЕГЭ для выпускников школ и абитуриентов профессиональных учебных заведений либо перенести на период кризиса (но не менее чем на три года) действие закона № 17-ФЗ от 9 февраля 2007 г., предусматривающего обязательность ЕГЭ.
Председатель ЦК КПРФ
Руководитель фракции КПРФ в ГД ФС РФ