Министр внутренних дел РФ генерал армии Рашид Нургалиев, выступая в четверг, 26 ноября, на встрече с курсантами Московского университета МВД, поделился с ними своими мыслями о взаимоотношениях законопослушных граждан с представителями правоохранительных органов. «Может ли гражданин дать сдачи милиционеру, который на него напал?» - задал вопрос министр и ответил на него так: «Если гражданин не преступник, если он идет спокойно и ничего не нарушает, то - да. Если это нападение, то должна быть самооборона. Мы все равны, а гражданин равен вдвойне».
В ходе встречи Р. Нургалиев произнес и другие слова и фразы, но именно процитированные были замечены прессой, политиками. Причем даже не все, а только лишь первая фраза вызвала взрыв «нелицеприятных» откликов, реплик, типа «министр внутренних дел разрешает бить милиционеров», и даже прогнозов о неминуемой-де его отставке.
Последнее, конечно, вряд ли, но высказанная министром идея представляется достаточно интересной и симптоматичной. В начале лета нынешнего года Р. Нургалиев в опубликованной в «Российской газете» статье «МВД России: вчера, сегодня, завтра» нарисовал довольно благостную картину функционирования правоохранительных органов, которые, как он считает, будут улучшать показатели по мере изживания остающегося еще советского наследия. Точка зрения, надо сказать, весьма спорная. Тогда же в «Подмосковной правде» автор этих строк высказал обратное предположение: по мере «изживания всего советского» в «подразделениях милиции» будет появляться все больше и больше клонов майора Евсюкова, устроившего кровавую бойню в московском торговом центре, и постепенно милиция превратится в сборище отморозков. Дело в том, что советская милиция имела гуманистическую цель служения всем законопослушным гражданам («моя милиция меня бережет»), в буржуазном обществе правоохранительные органы призваны проводить в жизнь политику господствующих классов, поэтому негласно поощряется имеющая место атрофия чувств моральной ответственности, человечности. В последние месяцы имел место целый ряд инцидентов, в которых милиционеры выступили в роли насильников и бандитов.
Вполне возможно, что последнее из этих преступлений - попытка банального ограбления и убийство в московском районе Кузьминки тремя милиционерами юноши из Абхазии Эдуарда Гурцкая - и подтолкнуло Р. Нургалиева к столь нестандартному выводу, вызвавшему неоднозначную реакцию в обществе.
Отмечу, что большинство комментаторов высказались категорически против мнения министра. Почему? Да потому, что, как считает адвокат Игорь Трунов, драка с милиционером может грозить обычному смертному даже пожизненным заключением. «Граждане должны понимать, что сопротивление сотрудникам милиции - одно из тяжких преступлений», - сказал он корреспонденту газеты «Метро». Зампред Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков заявил, что «никогда не пытался дать отпор милиционерам, и своим сыновьям не советует делать этого». В сущности, уже давно и не мной отмечено, что власть общества, основанного на насилии, зиждется на авторитете слепого повиновения «начальству». Именно за такое повиновение и выступают господа И. Трунов и Г. Гудков. У троих подонков, убивших 19-летнего выходца из Абхазии Эдуарда Гурцкая, от представителей власти была только милицейская форма. Майор Евсюков, выходя на кровавую охоту, накинул на цивильную одежду милицейский китель. Так что оба господина, а также все, кто разделяет их мнение, призывают граждан цепенеть при виде милицейской формы и позволять тем, кто ее на себя напялил, делать с ними все, что угодно. Нет уж, увольте. Мне представляется, что в данном конкретном случае министр Р. Нургалиев произнес слова, достойные, как говорится, не мальчика, но мужа. В сущности, он высказался в том смысле, что законопослушные граждане не должны праздновать труса, а, проявляя мужество, смело защищать и свое достоинство, и свою жизнь от бандитов, в какие бы одежды те ни рядились, даже и в милицейскую форму. В определенном смысле он признал тот очевидный факт, что в последние годы в милицию попало немало тех, кто рассматривает службу как возможность для криминального обогащения. Вот на этих-то лиц он и предполагает воздействовать, что называется, старым казацким способом, методом народного воспитания.
В общем хоре критиков министра Р. Нургалиева прозвучал и голос главы профсоюза столичной милиции Михаила Пашкина. Трудно поверить, что такая общественная организация еще существует, ранее она не подавала никаких признаков жизни. Однако, как оказалось, она есть, и ее руководитель выступил с критикой министра, высказался в том духе, что ему надо увольнять проштрафившихся сотрудников, а теперь, дескать, после его заявления бить будут всех милиционеров - и правых и неправых. Одним словом, крик души М. Пашкина: «Караул, нас будут бить!»
Закономерно спросить сего господина: не поздно ли вы проснулись, уважаемый? Реноме милиции в общественном мнении снижается год от года. Характерен в этом смысле опрос, опубликованный в «Российской газете». Главный редактор газеты «Советник президента» (!) Владимир Бореев считает, что «милиция превратилась в организацию антигуманную и антиобщественную». Да, не все из участников опроса разделяют эту точку зрения, но, смотрите, даже в Госдуме депутат от «Единой России» предложил закрыть МВД. Вот до чего дело дошло, а вы, М. Пашин, молчите! Оживились только тогда, когда появилась опасность, что милиционеров будут бить. И только в этой ситуации вы смело вступаете в спор с министром внутренних дел генералом армии Р. Нургалиевым.
Но разве это единственная ситуация, в которой вы можете быть не согласны с ним? Как представляется, не единственная. Ваша профсоюзная организация могла бы оказать и рядовым милиционерам, и обществу большую помощь, если бы пеклась не только о физической целостности сотрудников, но и, в первую очередь, о соблюдении милиционерами законности. Не секрет, что на проходящих в стране выборах председатели территориальных избирательных комиссий с помощью милиционеров выбрасывают с избирательных участков наблюдателей от оппозиционных партий. Почему бы вашей организации, господин М. Пашкин, не обратиться к милиционерам, обслуживающим такие участки, с призывом: «Если вы стали свидетелем конфликта интересов сторон, хладнокровно разбирайтесь в нем и обеспечьте законное право наблюдателей на получение копии протокола итогов голосования, заверенной по всем правилам»?
2 октября нынешнего года милиция грубейшим образом вклинилась во встречу депутатов Госдумы, Мосгордумы и Мособлдумы с избирателями у постоянного представительства Республики Марий Эл при президенте РФ на улице Большая Якиманка. Причем в нарушение депутатской неприкосновенности применила силу в отношении лиц, наделенных доверием избирателей. Позднее, выступая в Госдуме на правительственном часе, министр внутренних дел Р. Нургалиев заявил, что милиция, дескать, не занимается акциями. Вот тут вы могли публично не согласиться с ним и даже осудить руководство министерства за вовлечение рядового состава в «мероприятия активного противодействия», направленные не против террористов, а в отношении политических оппонентов правящего режима.
Нет, пойти на такие шаги вы не можете, хотя именно они нужны сегодня всем россиянам, чтобы сохранить политическую борьбу в правовом поле. Это благая задача, и ради нее можно пойти на обострение отношений и с руководством Министерства внутренних дел, и его главой - генералом армии Р. Нургалиевым. Он начинал свою трудовую деятельность школьным учителем, то есть, сеял разумное, доброе, вечное. Можно ему и напомнить, что не стоит топтать посевы. Милицию надо лечить, но эффективно это можно будет сделать лишь при восстановления социализма.