Начать надо с того, что закон принимался в одних политических реалиях, а действовать начал в совершенно других. Вместо выборов всех уровней власти мы получили вертикаль, на кончике которой сохранилась выборность в местные органы. С одной стороны, нарушена логика формирования исполнительной власти - или всех выбирать, или всех назначать. Губернатор, на котором лежит ответственность за миллионы человек, зависит от воли одного человека, а глава поселения, которого выбирали пять с половиной человек, практически несменяем до конца срока своих полномочий. С другой стороны, по закону вышестоящий руководитель должен поделиться властью с нижестоящим (власть, финансы и имущество), а делиться властью, несмотря на все громкие заявления, у нас не любят. Отсюда вместо местного самоуправления пока только местное само…
Системной ошибкой закона следует считать, что он не предполагает дифференцированный подход к территориям. А дифференциация необходима не только в масштабах страны, но даже внутри одного региона. Получилось так, что закон не делает никаких различий между наукоградом Королев и деревней Пупкино на 101-м километре. Понятное дело, что в Пупкине вуз не нужен, но наукограду необходим. Парадокс ситуации заключается в том, что у Королева до принятия 131-го закона муниципальный институт был. Кстати говоря, до принятия закона у руководителей городов и властных полномочий было больше. Обрезали так, что для решения самых насущных и простых вопросов нужно обращаться в область или в центр.
Стоит отметить, что новый закон для городов не создал особых проблем (за исключением обрезания полномочий). Был городом, стал городским поселением, практически без каких-либо серьезных структурных изменений. А вот в районах, которые перешли на двухуровневое управление, проблем выше крыши, начиная от определения административных границ поселения заканчивая перераспределением имущества. На сегодняшний день двухуровневое управление в области вредно, так как вносит дополнительную неразбериху в и так непростые социально-экономические отношения.
Во-первых, разрушена худо-бедно действовавшая система управления районами. Во-вторых, выросло и еще вырастет количество чиновников, которых надо не только кормить, но и учить. В-третьих, на поселковых выборах при мизерном количестве избирателей к власти могут прийти популисты и демагоги, в чем сможем убедиться уже на предстоящих весенне-осенних выборах. В-четвертых, в результате всех манипуляций с двухуровневым управлением у глав поселений полномочий стало меньше, чем было до введения закона.
На вопрос главам, чем вы теперь занимаетесь, все без исключения не без доли иронии ответили одно и то же: “Вывозим мусор и вешаем таблички на дома”. К этому можно еще добавить утверждение герба и гимна поселения.
Нескольким районам повезло - они успели трансформироваться из муниципального района в городской округ со всеми вытекающими последствиями. Но не всем. В частности, был поставлен шлагбаум на изменении статуса Одинцовского района, хотя большинство жителей эту идею поддерживали. В общем, получили то, что получили. С разными вариациями главы поселений это “получили” сформулировали так: “закон-перевертыш”, “фига в кармане”, “идиотский закон”. Все непечатные выражения, по понятным соображениям, я опускаю.
Главная причина идиотизма закона проистекает все из-за того же отсутствия дифференцированного подхода к территориям. В данном случае в пределах даже не региона, а района. На селе, да и в городе тоже, самыми насущными являются медицина и образование. До введения 131-го закона в полном объеме поселковые администрации имели законное право не только помогать школам и больницам, но и строить здания для них. В том же Одинцовском районе в нескольких селах здания поликлиники построены, а школы и детские сады капитально реконструированы за счет местных средств. Теперь же местные администрации не имеют права оказывать финансовую и материальную помощь школам, детским садам, поликлиникам, потому что закон запрещает. Медицина и образование на балансе района.
Приходит руководитель к главе, говорит, что нужен обязательно такой-то кабинет, неплохо бы ремонт второго этажа сделать, а ему отказ - не положено. В сельской местности имеется немало малокомплектных школ, которые выживали и даже где-то процветали исключительно благодаря заботе местных властей - приобретение учебной техники, ремонт, оплата руководителей кружков и т.д. и т.п. Руководители таких школ говорили, что с ужасом ждут вступления в силу закона. Дождались.
Идиотизма добавляет и то обстоятельство, что у глав есть не только желание, но и возможность помогать. В некоторых поселениях доходная часть бюджета превышает расходную в два и больше раз. Правда, по закону превышение доходов над расходами не должно составлять более 10%, излишки изымает область. Понятно, что надо финансы перераспределять, чтобы помочь бедным. Но эта помощь имеет очень ярко выраженную нравственную окраску. Иногда эта бедность проистекает не из объективных экономических обстоятельств, а из неумения, нежелания руководителя муниципального образования работать. Вот такая уравниловка - всем поровну. У одних глав отбивают охоту работать - чего напрягаться, все равно отберут, а у других так и не появится стимула работать - все равно помогут. Не будем рассказывать, на какие комбинации идут главы поселений, чтобы помочь медицине и образованию и чтобы все было в то же время по закону. Это называется “левой рукой правое ухо чесать”.
А сколько еще проблем, которые ждут своего часа?