2010-01-15 16:46
Kprf.ru
15 января газета «Правда» опубликовала материал доктора экономических наук Олега Черковца об экономических достижениях Китая в 2009 году
Конец 2009-го и первые недели 2010 года ознаменовались двумя принципиальными известиями о больших изменениях в мировой экономике, значение которых, возможно, оценили еще пока не все люди, погруженные в пред-, новогодние и посленовогодние заботы. И оба события связаны с победной поступью социалистического Китая, продолжающего стремительное восхождение к мировому лидерству.
ПЕРВОЕ СООБЩЕНИЕ мировых агентств свидетельствовало о том, что, несмотря на все усилия администрации Б. Обамы, на фоне продолжающегося кризиса в США эта страна уступила своему главному стратегическому сопернику пальму первенства в принципиальной области — объемах продаж на внутреннем автомобильном рынке. Думается, не надо долго рассказывать, что такое автомобиль в Америке — это во всех отношениях куда больше, чем средство передвижения. На протяжении последних ста лет слова «автомобиль» и «конвейер «Форда» в представлении миллиардов жителей планеты соседствовали с понятиями «американское лидерство» в этой области и вообще «американское благополучие». И вот уже в декабре стало ясно, что по итогам 2009 года объем продаж на автомобильном рынке Соединенных Штатов сократился на 21(!) процент.
Напротив, в Китайской Народной Республике реализация мощнейшей антикризисной программы ценой 600 миллиардов долларов (о которой «Правда» не раз рассказывала своим читателям), пущенных не на «подкормку» банкиров и их вороватой челяди, а на стимулирование спроса широких масс населения, дала фантастический результат в виде увеличения объемов продаж автомобилей на китайском авторынке на целых 46 процентов, то есть почти наполовину — и это в год мирового кризиса! В количественном выражении ёмкость авторынка Поднебесной составила почти 13 миллионов автомобилей, превзойдя соответствующий показатель американского авторынка примерно на 2,5 миллиона «стальных коней».
Да, мир такого еще точно не знал. Прогнозные оценки экспертов и аналитиков буквально совсем недавно отдавали пальму первенства Китаю, а не Соединенным Штатам по этому важнейшему в психологическом отношении показателю где-то ближе к середине, а то и к концу следующей декады, однако продолжающийся феноменальный экономический рост социалистического гиганта в условиях охватившего капиталистический мир кризиса опередил эти прогнозы чуть ли не на десятилетие.
Не успела планета осознать значение этого события, как отдохнувшие за новогодние каникулы статистики сообщили о еще одном колоссальном достижении КНР по итогам 2009 года. Известно, что до сего времени внешняя торговля, и прежде всего экспорт, была тем сектором мировой экономики, где США уже длительное время не первенствовали, уступая лидерство по объемам оборота европейскому гиганту — Германии. И вот сейчас Китай, обойдя Германию, занял первое место в мире и по этому важнейшему направлению — стал ведущим на планете экспортером. Предварительные данные свидетельствуют, что экспорт КНР составил 1 триллион 200 миллиардов долларов против 1 триллиона 170 миллиардов у Германии. При этом всем хорошо известно, что китайский экспорт — не чета, мягко говоря, российскому. На 90 процентов он состоит из готовой продукции самых различных видов — от бытовой электроники до станков и оборудования, а сейчас — и огромного количества автомобилей.
Победы Китайской Народной Республики — еще одно свидетельство огромных возможностей социализма в соревновании с миром капитала.
Олег ЧЕРКОВЕЦ. Доктор экономических наук.
Все статьи раздела "Коммунисты и российское общество"