Последние 25 лет жизни в России прошли под знаком сплошного конформизма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кино - важнейшее из искусств - поставлено на службу для его оправдания. Вот и недавно вышедший на экраны страны фильм Владимира Хотиненко «Поп» из того же разряда.
Действие фильма разворачивается в годы Великой Отечественной войны, и выход его на экран, несомненно, был приурочен к 65-летию Победы. То есть явился своего рода «подарком» к этой славной дате.
Фильм вроде о непростой судьбе настоятеля небольшого сельского прихода о. Александра, об одном из священников еще мало изученной Псковской православной миссии, все участники которой после освобождения Псковщины советскими войсками были высланы в лагеря.
Учитывая, что премьера фильма состоялась в храме Христа Спасителя, можно предположить, что он был снят по заказу и при полной поддержке иерархов РПЦ. Вот, например, что сказал Святейший Патриарх Кирилл после просмотра данного фильма:
«Для Церкви самое главное - человек. Политический контекст всегда имеет большое значение, но он вторичен по отношению к спасению человеческой личности. Церковь призвана нести свое служение в любых условиях. Ведь и нас когда-то критиковали, в том числе наши зарубежные братья: почему мы продолжали свое служение в советское время? Как мы смели служить, молиться и проповедовать во времена Сталина? Надо было, по их словам, все бросить, уйти в подполье, уйти в открытую оппозицию. Но Церковь совершала свое служение, и иначе быть не могло, хотя за это ее критиковали и до сих пор кое-кто критикует».
Казалось бы, сказано все верно, но хотелось бы спросить нашего Святейшего Патриарха: кого он имел в виду, говоря о критике «зарубежными братьями» наших священнослужителей во времена Сталина. Если Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ), то она в те времена почти полным составом перешла на службу к Гитлеру. А недавно по электронным СМИ прошло сообщение, что «Русская Православная Церковь за рубежом не считает генерала Андрея Власова предателем». Также сообщалось, что, по заявлению синода, «в русском зарубежье, частью которого стали и уцелевшие участники Русской освободительной армии (РОА), генерал был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения исторической России».
Здесь мне хотелось бы сослаться на восторженную рецензию на фильм «Поп», которая была опубликована в нашей местной газете «Щёлковчанка» - официальном органе администрации г. Щёлково (подобного рода отклики можно прочитать и в других официальных СМИ). В рецензии автор пытается своим художественным словом оправдать мотивацию главного героя фильма - православного священника о. Александра, возрождающего православную веру под присмотром немецко-фашистских захватчиков:
«Два села - Тихое и Закаты, где происходят события фильма, символичны как названиями, в которых доверчивая незащищенность, так и всеобщей покорностью порядку вещей, установленному советской властью.
А порядок-то, как видим, искусственный, бесовский: на Александро-Невской церкви вместо крестов - звезды, там теперь клуб колхоза имени Воровского. В нем молодежь отчубучивает кадриль...
Неоглядное количество мрачных людских голов, занимающих серо-коричневой массой весь экран, еще более усугубляет беспросветную, вселенскую отчаянность, из которой, будто из апокалипсиса, кажется, нет и не может быть выхода. И над всем безбрежьем человеческого горя как символ советской безнадеги бездушная огромно-чудовищная муха, самодовольно потирающая лапки.
Сейчас, с высоты нашего времени, представить невозможно, однако так было: в Псковской области, где разворачивается действие фильма, к моменту прихода германской армии не было ни одной церкви и ни одного священника, который совершал бы богослужение.
Речь в картине идет о православной Псковской миссии, которую возглавил митрополит Сергий (Воскресенский). На территории, захваченной фашистами, по его благословению возрождалась церковная жизнь».
Сразу же хочу обратить внимание наших читателей, что автор совершает подмену понятий. Так, у него Советская власть на исконно русской земле - Псковщине - «бесовская», а значит, враждебная и временная, и только после «прихода германской армии» (именно «прихода», а не оккупации) начинается на Псковщине возрождение православия как основы нормальной жизни.
Во-вторых, как могло произойти, что при полной «советской безнадеге» наш народ как один встал на защиту этой «бесовской власти» и победил? При этом наш местный щелкопер не боится быть пойманным и разоблаченным на этой явной несуразице. Ведь у него расчет простой: местные обыватели, не задумываясь, все эти надуманные измышления молча проглотят.
В-третьих, достаточно порыться в Интернете, чтобы убедиться в том, что в Псковской области, как и во всех других областях СССР того времени, оставалось небольшое количество храмов и монастырей, поэтому утверждение, что там не было ни одной церкви и ни одного священника, ложно.
Конечно, малое количество храмов на Псковской земле оккупантов явно не устраивало, и к концу их миссии (православной и немецко-фашистской) их стало примерно полторы сотни. Возрождению религиозной жизни на временно оккупированных территориях фашисты уделяли большое внимание. Вот, например, историческая справка того времени: «Немецкое командование широко использует в своих целях церковь. Ряд церквей, особенно в Дновском районе Псковской области, восстановлены, и в них проходит богослужение. О службах даются объявления в газетах. Особенно большая служба была в городе Дно в июле месяце с крестным ходом по случаю годовщины оккупации города Дно. На этом сборище присутствовали представители германского командования. На богослужении глава города Дно произнес речь, в конце которой призвал население благодарить немецкое командование за освобождение города от красных» (РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 92. Л. 129).
И здесь возникает естественный и нравственный вопрос: можно ли возрождать православие под бдительным оком сатаны и при этом еще ему осанну петь? Разве это допустимо по канонам православной церкви? Так ли безвинны и безгрешны были представители Псковской православной миссии, как нам сегодня хотят внушить нынешние повелители душ из министерства правды? Давайте обратимся к истории миссии.
«…В некоторых церковных публикациях стыдливо умалчивается о связи миссии и Власова, а между тем «освободитель России» искал духовной поддержки для своего марионеточного пропагандистского «Русского комитета» изначально именно у духовенства миссии. В наше время, однако, проводятся попытки обелить сотрудников миссии и самого Сергия (Воскресенского). О связях с Русской освободительной армией (РОА) стараются не писать.
Движение РОА также активно поддерживалось русским православным духовенством. Вот как описывал Власов советскому суду свою вторую пропагандистскую поездку в 1943 году с целью создать положительное впечатление о РОА:
«Возвращаясь в Берлин, я остановился в Риге и выступил с антисоветским докладом перед русской интеллигенцией города, а также имел беседу с проживавшим в Риге митрополитом Сергием (Воскресенским, главой православной миссии). Встреча с митрополитом Сергием мне была организована немецким офицером, который ведал пропагандой в Риге, с целью установления контакта с русской православной церковью и использования духовенства для совместной борьбы с Советской властью. Сергий согласился со мной о необходимости усилить борьбу против Советской власти, сказал, что он намерен создать святейший синод в областях, оккупированных немцами».
Вечером 1 мая 1943 года к Власову были приглашены видные члены православной миссии, протоиереи Кирилл Зайц и Николай Жунда, священник Георгий Бенигсен и Н.Д. Сабуров. Генерал просил поддержать РОА. Митрополит Воскресенский дал «добро» на помощь Власову. После этой беседы представители управления миссии о. Г. Бенигсен, К. Кравченок, В. Караваев и А. Перминов стали периодически участвовать в деятельности власовского «Русского комитета»…
Власов вызывал щенячий восторг у духовенства оккупированных территорий. Человек умный, разговорчивый, не боявшийся ругать немцев, он был религиозен и даже учился в Нижегородской духовной семинарии. Настоятель Псково-Печерского монастыря игумен Павел (Горшков) так растрогался, что поклонился генералу, благословил его на поход против большевиков и подарил икону» (http://kuzhist.narod.ru/Religia/ Religia.html#8).
При этом необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство священнослужителей РПЦ в годы Великой Отечественной войны не только не имели никакого отношения к коллаборационизму и предательству, но и внесли немалый вклад в Победу. Были они и в партизанских отрядах, были и участниками подполья, были и те, кто погиб в гестапо… Все порядочные священнослужители собирали средства для Красной Армии, призывали народ к активной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Есть среди них и награжденные боевыми наградами…
Недавно «Советская Россия» (№ 39 (13401) от 15 апреля 2010 года) поместила замечательный очерк о Святейшем Патриархе Алексии I, который, будучи еще митрополитом, остался в осажденном Ленинграде, испытал все бедствия, выпавшие на долю блокадников-ленинградцев, при этом постоянно совершал богослужения с другими священнослужителями в действующих храмах Ленинграда. Хотя ему неоднократно предлагали эвакуироваться из блокадного города. Но ко дню 65-летия Победы над фашистами, конечно же, надо было снять фильм не о священнике-патриоте, а о попе-конформисте, фактически о коллаборационисте.
Сейчас наша церковная жизнь, по иронии судьбы, возрождается примерно такими же темпами, как и на территориях, оккупированных фашистами. По отчету Совета по делам Русской Православной Церкви на 1 января 1948 года число открытых немцами храмов на временно оккупированных территориях СССР составляло 7547. За последние 20 лет число вновь открытых храмов тоже стало на порядок больше, чем их было при Советской власти. И если следовать логике местной газеты «Щёлковчанка», то «неоглядное количество мрачных людских голов» должно на порядок уменьшиться, чем их было при Советской власти. Ведь «советская безнадега» и «бесовский порядок» канули в Лету. Отчего же тогда сегодня буйным цветом расцвели пьянство, наркомания, в несколько раз стало больше больных венерическими болезнями, туберкулезом? А по количеству абортов, по числу детей, брошенных родителями, по потреблению спирта и табака мы прочно заняли первое место в мире; по числу самоубийств на душу населения вышли на второе место в Европе и т.д.
И хотя церковная жизнь в России возрождается, русские люди при этом почему-то мрут, как мухи от дихлофоса (а ведь при «советской безнадеге» и «бесовском порядке» население постоянно возрастало!). Сегодня в той же Псковской области, по информации агентства REGNUM, полностью заброшены 2,5 тысячи из 8,5 тысячи населенных пунктов. А еще 4,5 тысячи деревень насчитывают от трех до десяти человек, хотя храмов в Псковской епархии сегодня стало аж 237. Я не буду утверждать, что здесь есть какая-та связь. Но то, что рост числа храмов и монастырей нисколько не сказывается на облегчении жизни народа, - факт, от которого трудно отвертеться даже почитателям Псковской православной миссии.
И последнее как итог. Сегодня у конформистов всех мастей хватает наглости осуждать наших отцов и матерей в том, что они были в то время почти все поголовно безбожниками! А значит, по их разумению, та страшная война была божьим наказанием для них, и победили вовсе не они - советские люди, а просто Бог так захотел. Кстати, эта навязчиво внедряемая подленькая мысль прослеживается и в последнем фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2. Предстояние».
Что же касается фильма «Поп», то он, конечно, будет интересен для всех тех, кто пытается сегодня найти оправдание в своем нынешнем конформизме. Будет по душе тем бывшим членам КПСС, кто уже в преклонном возрасте превратился в ярого антикоммуниста, а из воинствующего атеиста - в якобы глубоко верующего. Будет интересен для уголовных и полууголовных братков, кто ныне жертвует огромные суммы церкви, надеясь тем самым купить отпущение грехов. Будет по душе всем российским нуворишам и обслуживающим их холуям, кто сегодня паразитирует на советском наследии. Будет интересен почти для всех членов руководящей и направляющей страну в никуда партии «Единая Россия», взявшей все худшее и не позаимствовавшей ничего хорошего у КПСС. Будет по душе всем тем, кто презирает наше героическое советское прошлое, а значит, ненавидит всех наших предков, созидавших великую советскую историю.
Вроде каждый нормальный человек скажет, что нельзя возрождать православие с помощью фашистов, как и нельзя возрождать православие с помощью водки и табака. Но если вспомнить, что говорил Гитлер: «Для славян никаких прививок, никакой гигиены, только водка и табак!» - и что во время правления Ельцина иерархи РПЦ получили широкие льготы на беспошлинный ввоз «гуманитарной помощи» - алкоголя и табака, то, как говорится, дальнейшие комментарии становятся излишними.