Холодная зима и аномально жаркое лето, судя по всему, наложили на законотворческую деятельность российского правительства и «партии власти» в Государственной Думе серьезный отпечаток. Ярким этому свидетельством служит принятие федерального закона об автономных, бюджетных и казенных учреждениях.
За столь скромной бюрократической вывеской - названием закона - стоит главное - образовательные учреждения становятся коммерческими, а среднее образование в России окончательно становится платным. Тенденция доступа к образовательному процессу серьезно уменьшается, фактически превращается в «шагреневую кожу»… И это происходит в нашей стране в тот период, когда практически во всем мире возможность получения серьезного образования «ширшится и ширшится». Многие эксперты сходятся во мнении, что в модернизированном цивилизованном мире найти «свое место под солнцем» смогут те страны, где в составе работающего населения будет половина граждан с высшим образованием.
У нас же в «матушке-России», по оценки экспертов, за постсоветский период ликвидировано порядка 13 тысяч сельских школ. Из них в 2007-2008 годах было закрыто 2600. Это напрямую связано с подушевым финансированием и механизмами, которые только усилят законы об автономных, бюджетных и казенных учреждениях.
Правительство нам говорит, что не будет сокращать государственный образовательный стандарт, что в стране не будут переводить часть уроков на платную основу. Но только одно «но»: еще в 2004 году министр образования Фурсенко уже предлагал на слушаниях в Совете Федерации сократить школьную нагрузку на 25% и сделать 25% школьной программы платной.
Постепенное введение всеобщего платного обучения происходит в тот момент, когда финансирование образования в России составляет примерно половину от необходимого минимума (сейчас на «школу» тратят 3,5% от ВВП страны). А в эпоху «застоя», в 1970-е годы, в СССР финансирование образования составляло как раз необходимые 7% от ВВП. В развитых странах сейчас этот показатель составляет 5,5-6%. На данный момент логика проста: хочешь модернизироваться - вкладывай в образование.
В России же все с точностью наоборот - сокращают число школ, уменьшают финансирование, общеобразовательные учреждения постепенно превращаются в коммерческие. Общее резюме: государство, как Понтий Пилат, «умывает руки» из сферы образования. В США зарплата учителя составляет 109% от средней по стране. В нашей стране - примерно 60-65%. По данным ООН, по развитию человеческого потенциала (а что как не образование составляет его значимую часть?) Россия находится на «почетном» 71-м месте, рядом с Ливией… В советское время мы входили в тройку первых. Образовательный процесс был гордостью страны. А теперь нам остается только кидаться высоконаучными словами: «модернизация», «нанотехнологии»… Тут в пору говорить о национальной образовательной безопасности. Весьма неприглядная картина в перспективе рисуется.
Нынешняя власть, как только ударил кризис, срочно подставила государственный карман частным банкам. Когда случилась беда на Саяно-Шушенской ГЭС, то Кремль не только оказал помощь пострадавшим, но и ввел в тарифы на ЖКХ определенный процент на помощь «самым главным страдальцам» - олигархам и иже с ними. Беду принесли олигархи, а платить за нее нам с вами! Трагедия в Кузбассе также определила круг тех, кому федеральная власть прежде всего спешит на помощь, - собственников угольных корпораций.
Новшества в образовании также не сулят нам ничего хорошего. Нам дают очередную обманку - за законодательно выверенными положениями стоит сокращение школ, введение платы за «самое бесплатное образование» для миллионов российских семей, сокращение учительских кадров, а оставшиеся преподаватели могут быстро превратиться в «коммерсантов от учебника»…
Мы, коммунисты, считаем, этот закон не просто плох - он вреден, против него нужно бороться всеми силами. Если он вступит в силу и, не дай бог, будет реализован, то плохо станет всем - стране (в будущем), родителям (сразу же серьезно ударит по карманам), детям (не все смогут получить действительно качественное образование), учителям (школы-то закрывать не перестанут…).
Пройдет жаркое лето. Наступит золотой сентябрь. Зазвенит первого сентября традиционный колокольчик. Вслушайся, по ком звонит он? Не звонит ли он о наступлении времени «церковно-приходских школ»?..
Александр ГОЛУБ,
член МК КПРФ
(по образованию - преподаватель истории и обществоведения с «красным»дипломом)