Демократия - одно из самых главных завоеваний нашего общества. Основной ее признак - право граждан избирать и быть избранным, гарантированное Основным законом. Первая же моя попытка принять участие на выборах в роли независимого кандидата открыла глаза на то, как работают принципы демократизации общества, каким образом народными избранниками становятся те кандидаты, которые не имеют никакого отношения к самому народу, и кто решает все их проблемы. Мои наивные фантазии на тему справедливости и объективности работы избирательной комиссии разбились после первого же знакомства с ее юристом. По закону поддерживать кандидата на муниципальных выборах могут лишь те, кто проживает, зарегистрирован в округе, от которого выдвигается депутат.
Чтобы не допустить меня к выборам, Одинцовская избирательная комиссия раздобыла справки из паспортного управления с липовыми адресами граждан, поддерживающих мою кандидатуру. Люди, главной задачей которых является контроль и соблюдение законности на выборах, имеющие (очень походит это слово) иммунитет доверия, не исполняют своих обязанностей. Поначалу складывалось впечатление, что члены избирательной комиссии просто введены в заблуждение липовыми справками УФМС. Именно эти документы стали причиной, по которой большинство народных представителей сняли с дистанции. Позже стало ясно, это четко выверенная комбинация, ведь даже оригиналы паспортов не смутили комиссию и она настаивала на своем праве отказать в регистрации.
Ужасно, когда демократические достижения становятся мощнейшими рычагами в важнейшей игре, результат которой - Власть. Здорово придумано: сами играют, сами судят и сами удаляют с поля, пока не останутся только свои. Вот тогда, имея 40 своих претендентов на 25 мандатов, можно, а скорее, необходимо поиграть в объективность. Надо показать народу, что здесь самые лучшие и достойные, а избирательная комиссия всегда начеку. Лучшего камуфляжа и не придумать. Мою кандидатуру избиркому не удалось отсеять. В судах я доказал незаконность действия членов комиссии, отстояв право моих избирателей на собственное мнение и мое право избираться, но судебные тяжбы сделали свое дело. Борьба за регистрацию отняла почти все время, предназначенное для агитации. То, на что у моих конкурентов ушел месяц, мне пришлось укладывать в считанные дни. Вдохновленный победой в городском и областном судах над произволом избиркома, надеясь на поддержку избирателей, решил - не брошу начатое дело, буду бороться и обязательно выиграю выборы. Комиссия тем временем изобретала все новые незаконные методы в отношении моей нерегистрации, оттягивая время вступления в предвыборную гонку.
Слово «гонка» как нельзя лучше подходит к данному процессу, потому что постоянно приходится догонять претендентов, у которых вообще нет никаких проблем, да и быть не может. Занятно смотреть, как вышвыривают за борт поистине народных кандидатов в депутаты. Что же это за демократия такая? Где и над чем народ осуществляет свою власть? Удивляться тут нечему, все правильно. Понятие «народный депутат» утратило свою силу с распадом СССР. В данный период времени о формулировке «народный» вообще никто не вспоминает, даже сам народ. Название простое - «Совет депутатов», а каких - это неважно. Свои кандидатуры выставляют банкиры, руководители холдингов, высшие чиновники. Надо отдать им должное. Их огромная заслуга в том, что они научились выживать в непростой рыночной экономике и даже в кризис. Судя по их виду и изречениям, мы, глядя на них снизу, тоже должны научиться жить. У большинства это не получается, и сидим задрав головы в надежде, что там, наверху, когда будут вытирать стол, вдруг что-то просыплется, а мы это успеем поймать в воздухе, не давая милостыне долететь до земли.
С моими, точнее сказать, нашими конкурентами все понятно. Слаженная работа всех административных структур поднимает их на невиданные высоты. На этот раз бородатая поговорка «против лома нет приема» не сработала, и комиссия не смогла противостоять приему в виде народной правды, потерпев фиаско. Ее председатель вручает мне удостоверение кандидата. Молодец, говорит он.
Прошел все-таки. Теперь, как говорится, руки в ноги - и бегом. Типография, там сейчас основная работа. Напечатав как можно больше листовок и раздав их одинцовцам, смогу набрать необходимое число голосов. Здесь я спокоен. Земляки не сдадут, поддержат. Главное - листовки. Не тут-то было. Очередь. И не просто, а запись на несколько дней вперед. Считаю: заказ, оплата, дизайн, верстка, очередь, печать. Для того чтобы раздать полиграфию, остается полтора дня. Успею? Нет, слишком мало времени, не успеваю. Надо успеть! Из агитационного материала - только удостоверение о регистрации. Пока нет готовых агиток, начну с близлежащих дворов и улиц, где знаю людей лично, попрошу прийти проголосовать. Один, второй дом, улица. Поквартирная агитация - интереснейшая процедура. Много друзей детства встретил, в воспоминаниях позитивные вещи всплывают, а в рассуждениях о настоящем все больше негативных, от которых кровь стынет. Надо вместе, только вместе решать все проблемы. Придете? Придем! Ура! не зря бодался. Поддержат люди! Горы свернем! Нас не обмануть, не сфальсифицировать итоги, если весь дом, двор, улица, все друг друга зная, проголосуют за одного. Быстрее, как можно больше домов. Солнце садится, сил уже практически нет. Еще десяток квартир, еще пяток.
День «В».
Вот и наступил день выборов. Самый важный показатель трудов и помыслов. Это не суды, не комиссия. Почти спокоен. Для победы мною сделано все, и самое главное - люди поняли, что можно и нужно заявить свои права. Безразличие - главный враг. Теперь дело за избирателями. Знаю, обещали люди, не подведут. Остается немного подождать. Ночной подсчет голосов. Да! Вот оно, утро. Сейчас мне отдадут протоколы избирательных участков, и я, счастливый, отправлюсь домой. Большая ведомость. Расписываюсь в получении и открываю. Что я вижу? На самом близком к моему дому избирательном участке проголосовало семнадцать человек. Этого не может быть. Звоню своему наблюдателю. Эмоции переполняют! Как это получилось? Где ты был? Что за филькина грамота? Минимум 800 человек должно было проголосовать! Ответ прост. Скорее, не ответ - эпитафия. Это все, кто пришел вообще.