Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 17 ноября 2010 года при обсуждении на Правительственном часе в Госдуме информации министра Российской Федерации по природным ресурсам и экологии Ю.П.Трутнева.
А воз и ныне там…
Заслушанная нами сегодня информация министра природных ресурсов и экологии оставляет сложное впечатление. Мы не разделяем оптимизма министра. Относительно недавно мы слушали на Правительственном часе министра энергетики Российской Федерации С.И.Шматко, который тоже докладывал здесь о состоянии дел с нефтедобычей, нефтепереработкой, геологоразведкой и т.д.
Прошло с того момента чуть больше года. Но разве хоть что-то сделано по тем замечаниям и предложениям, которые были высказаны депутатами во время обсуждения предоставленной информации? Практически ничего. Разве у нас при добыче полезных ископаемых перестали грубо нарушаться природоохранные требования? Или может быть недропользователи стали выделять достаточно средств на геологоразведку? Может быть, появилась долгосрочная стратегия государства в области охраны и рационального использования природных ресурсов, программно-целевая программа управления использованием и развитием отечественной минерально-сырьевой базы и т.д.? До настоящего времени, к сожалению, никаких существенных перемен нет. Есть лозунги в виде Экологической доктрины Российской Федерации, принятой еще в 2002 году и Климатической доктрины Российской Федерации, принятой совсем недавно, в 2009 году. Сейчас подготовлен еще один документ из той же серии под названием «Основы Экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года». Документы, наверное, нужные, и слов они содержат правильных предостаточно… Одного не хватает – реальных дел по претворению в жизнь написанного на бумаге. Ведь все те негативные факторы в области природопользования, которые указаны в нескольких государственных программах по их устранению, сохраняются. Более того, усугубляются. Не вдаваясь в подробное изложение проблем, скажу только, что, например, геологи обеспечивают основной доход стране, однако ассигнования на геологоразведочные работы (и на геологическую науку) мизерные и постоянно снижаются: в этом году их урезали еще на 10%. Поистине, правительство «рубит сук, на котором сидит!». Эта тенденция сохраняется и на ближайшие три года. Например, в 2010 году по разделу федерального бюджета "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" выделено 22,5 млрд. рублей, а на 2012 и 2013 запланировано только по 16 млрд. рублей. И уж совсем анекдотично выглядит ситуация, когда на полевые работы геологов в тундру, в тайгу, в горы посылают не с оружием для охраны, защиты или добычи пропитания, а с некоторыми специально закупленными «суперрогатками». Кажется, такого не может быть в принципе, но при нынешнем «демократическом» режиме это стало вполне возможным.
Глобальная катастрофа
В контексте рассматриваемого вопроса хотелось бы выразить глубокую обеспокоенность острейшими проблемами экологии и сохранения среды обитания человека, решение которых с каждым годом становится все более актуальным. Впрочем, эти проблемы остро стоят в той или иной мере во всем мире. Надо заметить, что ученые все чаще заявляют о том, что "человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях все нарастающего экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации". Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Сейчас потребляется ресурсов природы на порядок больше того, что можно изъять, например, из биосферы без ущерба нарушения ее биохимических циклов и способности самовосстанавливаться. Нарушения среды обитания вызывают распад генома человека. Об этом свидетельствуют данные о росте числа генетических заболеваний в развитых странах, в том числе психических заболеваний и врожденных нарушений. За очевидными причинами ухудшения среды обитания лежат глубинные механизмы вырождения человечества, невидимые и неощутимые, подобно ионизирующему излучению.
Диагноз известен
Естественно, что нас в первую очередь, конечно же, волнует все то, что происходит с природой, с окружающей средой и экологией в России. В процессы деградации среды обитания наша страна вносит весьма весомый вклад. Современное экологическое состояние территории России можно без преувеличения определить как критическое. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды. Спад производства не повлек аналогичного снижения загрязнений, поскольку в новых условиях так называемые коммерсанты и предприниматели стали экономить в первую очередь на природоохранных затратах. С каждым годом на территории России все больше регионов, городов и поселков становятся опасными для проживания населения.
И причины тому не только снижение затрат на природоохранные мероприятия. Экономика страны фактически перешла на экстенсивный путь развития. Как следствие, это привело к снижению экологической эффективности производства. Природоемкость российской экономики, т.е. затраты используемых природных ресурсов, отнесенные на единицу ВВП, у нас в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах. Избыточная материало- и энергоемкость производства обуславливает увеличение выбросов в окружающую среду. Отмечу, что добыча полезных ископаемых занимает среди всех видов деятельности первое место по количеству образуемых отходов и составляет более 70%. Причем, более 75% отходов токсичны. Максимальный объем выбросов в атмосферу образуются при добыче сырой нефти и газа. До сих пор так и не решена, например, проблема утилизации попутного газа. Только 30% этого газа направляется на переработку.
В деградационные процессы окружающей среды вносят и другие факторы. Чрезмерную нагрузку на экосистемы оказывает деформированная структура экономики России с превалированием природоэксплуатирующих производств, т.е. сырьевая ее модель, а также сохранение так называемых грязных технологий, особенно в энергетике, металлургии, горнодобывающей и химической промышленности.
У нас, в стране, как утверждают, «суверенной демократии» фактически отсутствуют демократические принципы принятия природохозяйственных решений. Решение о целесообразности реализации того или иного проекта зачастую принимается узким кругом лиц без широкого обсуждения и без экологической экспертизы. Ярким примером этому могут служить проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», реализация которых с грубейшими нарушениями российского законодательства нанесла экологии региона многомиллиардный вред посредством уничтожения леса, загрязнения рек, питьевых источников, уничтожения нерестилищ и т.д.
Износ производственных фондов также сказывается на состоянии окружающей среды. В настоящее время степень износа технологического оборудования в базовых отраслях экономики составляет 65-75% и более. На многих предприятиях сохраняются агрессивные технологии и отсутствуют очистные сооружения.
Деньги на экологию по остаточному принципу
В реальной политике правительства явно присутствует приоритет экономических интересов над другими, в том числе экологическими. Из общего бюджета страны на охрану окружающей среды выделяется в текущем году лишь 13,2 млрд. рублей, т.е. 0,13% его расходной части, а на 2011-2013 годы примерно по 16 млрд. рублей. Страну считают цивилизованной, если она тратит на решение экологических проблем не менее 5% своего бюджета. Но даже и эти мизерные суммы не полностью выделяются, как того требует федеральный бюджет. На реализацию экологических мероприятий, например, в 2009 году недофинансирование составило 15,3%. И это при тех кричащих экологических проблемах, которые накопились за годы демократических реформ! Самое удивительное, что, например, на сбор, удаление отходов и очистка сточных вод ежегодно выделяемые суммы лежат в пределах от 35 до 98 млн. рублей!!!
Такая же ситуация и с поддержкой лесного хозяйства, охраной и сохранением лесных богатств. В 2010 году на эти цели выделено 19 млрд. рублей, в 2011 – 31 млрд. рублей, а на 2012 и 2013 годы – планируется только по 22 млрд. рублей. При этом финансирование федеральных целевых программ по этому разделу бюджета с 44 млн. рублей в 2010 году снижается до 28 млн. рублей в 2013 году. Ну какие мероприятия можно осуществить на 28 млн. рублей на просторах России, половина из которых покрыта лесами?
В таком же положении и водное хозяйство страны, финансирование которого из федерального бюджета на ближайшие три года с 22 млрд. рублей в 2010 году снижается до 13 млрд. рублей в 2013 году. А ведь это не только сохранение биологических ресурсов рек, озер, морей, но и многое другое, в том числе безопасность гидротехнических сооружений и т.д. Похоже, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС власть ничему не научила.
Без права на жизнь
По-прежнему остается слабой правовая защита природы, уголовное преследование за нарушение природоохранного законодательства. Нарушители откупаются незначительными штрафами или взятками. Отсутствует единый комплексный закон об охране окружающей среды. Действующее поресурсное законодательство далеко от совершенства. Закон, что дышло – таким принципом руководствуются новые хозяева природных богатств России, преследуя сиюминутную выгоду.
Над нашей страной и народом вот уже 20 лет ставится «уникальный» эксперимент на выживаемость. Нигде и никогда в истории цивилизованных обществ люди не жили в такой экологической грязи. Поэтому все то, что касается накопления экологических отрицательных эффектов, все то, чего Запад не знает по причине своевременного переосмысления в пользу сохранения природы, мы имеем в полной мере.
Экологическая напряженность наблюдается практически во всех регионах России. В неблагополучной природной среде сегодня проживают десятки миллионов российских граждан. Из них более миллиона живет в условиях, которые представляют собой катастрофический уровень загрязнения. Почти на 15% территории России, на которой проживает более половины населения, состояние окружающей среды не соответствует норме. От хронических заболеваний, вызванных тяжёлой экологической обстановкой, ежегодно умирают от 300 до 350 тыс. человек.
Общий объём образования всех отходов – 2,6 млрд. тонн в год! На территории России в отвалах и хранилищах накоплено около 100 млрд. тонн твердых отходов опасных для жизни людей. Ежегодно под свалки уходит более 100 тысяч га земли.
Не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и более 20% подземных источников питьевого водоснабжения. В некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Качество питьевой воды неуклонно снижается.
Более чем в 40 регионах загрязнение воды и воздуха достигает угрожающих размеров. Объем сточных вод в России составляет около 70 км3 в год, а объем очищаемых вод - менее 3 км3 из-за несостоятельности действующих очистных сооружений. В подавляющем количестве створов рек загрязненность вод квалифицируется как "загрязненная" и "грязная", а в реках Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миасс, Исеть, Тура, Урал - как очень грязная. Даже вода Невы загрязнена нефтепродуктами в 3-5 раз выше нормы, в некоторых местах и в 10 раз. Критическая экологическая ситуация сложилась в бассейне реки Амур. По показателям химического состава воды рек Амур и Аргунь на отдельных участках являются непригодными даже для рекреации, а рыба, обитающая в этих водах, не может являться продуктом питания человека. По данным Росгидромета только 11-13% всех водных объектов страны находятся в состоянии экологического благополучия.
Ежегодно в атмосферу поступает около 20 млн. тонн химических веществ от действующих предприятий и 17 млн. тонн - от транспорта. Самое высокое загрязнение атмосферного воздуха отмечается в Норильске, Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Новокузнецке, Череповце, задыхаются от автомобильных газов Москва, Санкт-Петербург, Краснодар и некоторые другие города России. Только в Москве автотранспорт выбрасывает в атмосферу 1,2 млн. тонн вредных веществ за год. В 206 городах среднегодовые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе превышали 10 ПДК.
На территории России суммарная активность радиоактивных отходов оценивается в 4 млрд. кюри. Серьезную опасность для окружающей среды и населения представляют переполненные, физически и морально устаревшие хранилища жидких радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива.
Обостряется проблема загрязнения почв, поверхностных и подземных вод нефтью и нефтепродуктами. Наиболее остра эта проблема для северных районов страны - Республики Коми, Тюменской и Томской областей, где располагаются основные нефтегазовые месторождения. Экологическими последствиями этого является деструкция экосистемы тундры, загрязнение рек и озер, истощение биологических ресурсов и т.д. Общий объем загрязнений от нефтедобывающей отрасли сейчас составляет 1,2 млрд. тонн нефтеводяных эмульсий. Каждый год дополнительно загрязняется около 30 тыс. га земли. Угроза загрязнения исходит и от недостаточной экологически безопасной консервации отработанных скважин.
В России более 35 тыс. км нефтепроводов. Число утечек и аварий оценивается в 50 тыс. случаев в год. Строятся новые нефтепроводы, в том числе и походящие и через заповедные места, как, например, нефтепровод Ангарск-Дацин, который пойдет по территории Тункинского национального парка. Строятся нефтеналивные терминалы в Приморье вблизи заповедников, в Ленинградской области нефтеналивной порт, не предусмотрев инфраструктуры по ликвидации разливов нефти и т.д. Такое впечатление складывается, что в России не знают об отравления Мексиканского залива нефтью из-за аварии на скважине.
Особую озабоченность вызывает варварское отношение к сохранению лесов. Ежегодно рубка производится на 2 млн. га., а восстанавливается только 10%. Россия лишилась высокотоварных хвойных лесов, в первую очередь, продуктивных сосняков. Такая ситуация в лесном хозяйстве сложилась, прежде всего, из-за отсутствия должного управления лесами, самовольными и необоснованными рубками, часто при попустительстве местных властей. По существу, в настоящее время подорвана сырьевая база всей отечественной лесной промышленности. Огромный ущерб нанесен лесу лесными пожарами летом текущего года. Выгорело боле 1,2 млн. га леса. Самое удивительное, что власть практически не сделала серьезных выводов на будущее. Вместо восстановления всей системы управления и сохранения лесных богатств, в том числе и от пожаров, правительство намерено выделить около 1 млрд. долларов МЧС на закупку техники и оборудования. Возможно это и надо сделать, но силами одного МЧС, даже если его мощь удвоить, в случае повторения ситуации лета 2010 года, справиться со стихией не удастся.
Практически не сдвигается с мертвой точки проблема утилизации твердых отходов, хотя на Западе это давно уже стало прибыльным предпринимательством.
Форсированное развитие топливно-энергетических отраслей промышленности создаёт прямую угрозу экологической безопасности России, а также национальной безопасности страны в целом. Одновременно государство демонстративно отказывается от регулирующих и контролирующих функций в природопользовании. И поэтому в стране процветает беспредел, наносящий непоправимый вред среде обитания населения России. Самовольный захват земли, несанкционированная вырубка леса, несанкционированное строительство вредных производств, незаконный перевод земель сельхозназначения в земли общего пользования и т.д. – вот далеко не полный перечень нарушений, которые сегодня стали нормой.
Пустота законотворчества
Этому способствует и то обстоятельство, что в стране нет единой системы контроля за состоянием окружающей среды. Ликвидировав Госкомэкологии, эту функцию распределили между разными ведомствами - Ростехнадзором, Росприроднадзором и Россельхознадзором. Надзорные функции есть и у других ведомств. При этом нет четкого разграничения, кто занимается экологической экспертизой и экологическим контролем, лицензированием и сертификацией природоохранительной деятельности, страхованием экологических рисков и экологическим аудитом. Правительству необходимо срочно сформировать действенную экологическую инфраструктуру, способную навести в этой сфере надлежащий порядок.
Проблемы экологической безопасности страны для своего разрешения требуют серьезной не только организационной, но и законодательной работы. В последнее время высшее руководство страны выказывает обеспокоенность состоянием дел в этой сфере. Состоялось несколько совещаний на высшем уровне, заседание Совета Безопасности страны, на которых обсуждались проблемы экологической безопасности. Выказывалась обеспокоенность и президентом страны. В частности он настаивал на необходимости восстановления единого федерального органа по охране окружающей среды, по экологической экспертизе, по воссозданию федеральных экологических фондов. Однако серьезных сдвигов пока не видно. Поговорили и в очередной раз правительство проигнорировало указания президента. Принятые за последние 15 лет законодательные акты (Экологическая доктрина, федеральные законы "Об охране окружающей среды", "О недрах", "О ветеринарии", "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", "Об экологической экспертизе", "О радиационной безопасности населения", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об охране атмосферного воздуха" и др.) фактически не работают. Более того, ряд принятых законов, часто с нарушением установленных процедур, только усугубили ситуацию. К ним следует отнести в первую очередь Земельный, Лесной и Водный кодексы РФ, которые открыли зеленый свет приватизации природных объектов, а, следовательно, и неконтролируемого их использования. Что касается самого Водного кодекса, равно как и Лесного кодекса, и ряда других законов, относящихся к природной среде России, их принятие следует внести в «чёрные страницы» деятельности парламента Российской Федерации. Сегодня фракция КПРФ внесла свои варианты этих документов, судьба которых зависит от позиции правительства и парламентского большинства «Единой России».
Мусорный потоп
Критическая ситуация с экологией и охраной окружающей среды сложилась не только в отдаленных регионах, но она не менее тяжелая даже в столичном регионе - Москве и Московской области. Значительные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от деятельности МГУП «Мосводоканал» и ГУП «Мосводосток», предприятий теплоэнергетического комплекса, иных объектов, отсутствие четкой государственной программы в обеспечении природоохранных мероприятий и достойного их финансирования, массовые нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, сверхлимитное размещение отходов на объектах размещения, в том числе на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО), расположенных в Московской области, создают неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения региона.
Касаясь проблемы нарушения законодательства за последние несколько лет, можно привести несколько вопиющих примеров. Так 3-4 года назад ОАО «Дубненский машиностроительный завод», в недавнем прошлом флагман советского военно-промышленного комплекса, продало неким гражданам федеральное имущество, эллинги, то есть гаражи предназначенные для хранения плавсредсв, расположенные на стратегической дамбе канала им.Москвы, в пределах береговой полосы Иваньковского водохранилища - источника питьевого водоснабжения г.Москвы. Бог знает, что можно занести и хранить в «безобидных» эллингах на напорной дамбе, какую угрозу они несут для оборонного предприятия, расположенного на 10-12 метров ниже дамбы, а также для левобережного микрорайона наукограда со своим ядерным реактором, и что могло произойти при неконтролируемом развитии событий. Кто санкционировал такую приватизацию? Вопрос, как говорится, риторический. И только благодаря вмешательству депутатов Государственной Думы фракции КПРФ при поддержке Росприродонадзора, кажется, удалось нейтрализовать возможные трагические последствие преступных решений. Кажется, потому что продолжается судебная тяжба "владельцев" эллингов за право владеть этой собственностью.
Есть такое ОАО «Полигон ТБО», расположенный в восточной части городского округа Химки. Недавняя проверка установила, что при эксплуатации данного объекта грубейшим образом нарушается природоохранное законодательство Российской Федерации. Поверхностные стоки с полигона вместе с фильтратом попадают в р. Бусинка. Река Бусинка - рыбохозяйственный водоем 2-й категории на протяжении 3 км превращена в зловонную канаву. Ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, оценивается суммой более 4 млн. рублей. Площадь тела полигона и его высота давно превысили проектные значения. Ближайший дом от полигона расположен на расстоянии менее 500 метров, что является также грубым нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, федерального закона "Об охране окружающей среды", других законодательных актов. Несмотря на предписания контролирующих органов ОАО «Полигон ТБО» действует и поныне.
По обращению жителей Московской области, Росприроднадзором была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства РФ на полигоне "Ашитково" в Воскресенском районе. В результате которого были установлены многочисленные нарушения, в том числе, нарушение технологии захоронения ТБО, что приводит к загрязнению реки Нерская, которая впадает в реку Москва. Кроме того, результаты проб грунта и воды, взятых на полигоне ТБО "Ашитково", показали превышение норм содержания тяжелых металлов (свинец, медь, цинк), водной вытяжки (сульфаты, нефтепродукты).
Несмотря на судебные решения о запрещении эксплуатации полигона, при попустительстве местной власти объект функционирует, предприимчивые люди получают многомиллионную прибыль за захоронение отходов, правоохранительные органы отказывают в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на «крайнюю необходимость» в деятельности мусорных предпринимателей.
Еще один пример, касающийся деятельности ОАО "Воскресенские минеральные удобрения". Руководство этого предприятии сумело получить липовое заключение, по которому отходы производства фосфорной кислоты - фосфогипс были отнесены к 5 классу опасности, наряду с хлебной крошкой, льняной нитью, плодовыми косточками и т.д., т.е. они оказались практически не опасными. Руководство ОАО включило все рычаги, чтобы выдавать черное за белое вплоть до Арбитражного суда Московского округа.
И таких примеров можно приводить бесконечно, в том числе известные всем разборки с Химкинским лесом, Жуковским лесом, экологическая катастрофа в Керченском проливе, когда в акватории пролива произошла утечка свыше 10 тыс. тонн мазута и технической серы, в зоне аварии погибло более 3 тыс. птиц, более 180 километров береговой линии подверглись загрязнению, а площадь загрязнённой морской поверхности в акватории Чёрного и Азовского морей превысила 600 кв. километров. В Кимрском районе Тверской области в месте примыкания дамбы подпорного гидросооружения Иваньковского гидроузла затеяли самовольное строительство трехэтажных эллиногов и домов. В районе деревни Пекуново того же района нарушена береговая линия Волги, что чревато обмелением реки на данном участке и невозможностью судоходства и т.д.
Молчание - золото, но платят за слова
Суммируя, хочется спросить, а в чем тогда роль министерства природных ресурсов и экологии? Неужто лишь в том, чтобы распределять, кого допустить к эксплуатации того или иного месторождения, а кого нет. Мы с гордостью заявляем, что страна наша самая богатая природными ресурсами. И это действительно так. Мы занимаем первые позиции в мире по добыче и продаже энергоносителей, а народ все глубже погружается в нищету. Кочевники Аравийского полуострова, обнаружив под песками нефть и газ, за 30 лет превратили пустыню в цветущий оазис с суперсовременными городами и инфраструктурой. Появились государства, где нет нищих. Мы же превращаем свою цветущую землю в клоаку ради обогащения кучки нуворишей.
Какова роль министерства в формировании доходов федерального бюджета? Во все концы мира тянутся все новые трубопроводы, по которым за рубеж переправляются наши богатства, а доходы бюджета практически остаются на одном и том же уровне и даже падают. Мы свели бюджет России сегодня до уровня бюджета одного штата США. Денег катастрофически не хватает, буквально, на все - зарплату, пенсии, здравоохранение, образование, армию, науку, не говоря уже о грандиозных планах модернизации и внедрения передовых технологий. Вместе с тем, у нас, как грибы после дождя, появляются все новые миллионеры и миллиардеры.
Хотелось бы, чтобы министерство природных ресурсов и экологии занимало более конструктивную позицию по рациональному использованию и сохранению природных богатств страны, чтобы голос министерства был слышен для общественности в этом вопросе. Ведь именно в этом заключается главная функция министерства. Они должны работать на все общество и их добыча не должна разрушать среду обитания человека. Нам следует осознать, что ухудшение состояния окружающей среды может перейти в стадию необратимых процессов, последствия которых будут одинаково пагубны как для нищих, так и для тех, кто сегодня пресыщается роскошью.
Требуются реальные шаги
Надеюсь, что руководство министерства прислушается к нашим замечаниям и предложениям. Мы их неоднократно излагали. И, прежде всего, пока не поздно, природные богатства страны должны быть национализированы. Прекратить их бездумное разбазаривание. Это позволит не только поправить экономическую ситуацию в стране, но и обеспечить ее гражданам право на благоприятную окружающую среду, гарантируемое Конституцией Российской Федерации. Надо продолжить совершенствование природоохранного законодательства, в том числе предусматривающее повышение ответственности за нарушение этого законодательства. Восстановить единый федеральный орган со статусом министерства, которое занималось бы исключительно вопросами охраны природы, контроля за ее использованием и экологической экспертизы. Сегодня даже в Москве, в мегаполисе с 12 миллионным населением, нет ни природоохранного министерства, ни министра, отвечающего за экологическую безопасность жителей столицы. Может быть именно по этой причине в Москве стали возможными многочисленные нарушения, связанные с точечной застройкой, приватизацией береговой линии Москвы-реки, безобразиями на участке Лосиного острова и т.д. Необходимо в несколько раз увеличить финансовую поддержку данного направления, от состояния которого зависит будущее России, на экологическую науку. Минимальное ее значение не может быть ниже 5% расходной части федерального бюджета. При этом финансирование природоохранных мероприятий должно носить приоритетный характер и осуществляться по все властной вертикали, включая и определенную часть прибыли любого предприятия на конкретной территории. Без комплексной программы экологического оздоровления страны, в которой отдельными подпрограммы были бы подпрограммы по охране воздуха, питьевой воды, утилизации отходов, охраны животного и растительного мира, охраны среды обитания человека, которая бы предусматривала включение общественности в ее реализацию, экологическое информирование населения и гарантированное финансирование, мы с мертвой точки не сдвинемся. Выполнение такой программы могло бы дать положительные тенденции в развитии ситуации с охраной природы, о которых несколько преждевременно говорил министр.
Надо обратить самое серьезное внимание на экологическое воспитание населения, начиная с детства, ввести в школе обязательный курс по предмету природоведения для формирования экологической культуры, экологического образования, просвещения и воспитания. В высших учебных заведениях учредить факультеты и кафедры для подготовки специалистов в области экологи и охраны окружающей среды.
Мы считаем, что долгосрочная стратегия развития России возможна лишь на сочетании экономических, экологических и социальных интересов общества. Несмотря на обострение глобальных экологических проблем, которые стоят перед мировым сообществом, это глобальное изменение климата, деградация биосферы, дефицит природных ресурсов, прежде всего, воды, и их рациональное использование, у России сохраняется еще достаточный потенциал для решения этих проблем на своей территории и оказания влияния на изменение ситуации к лучшему в целом. Но для этого требуется не просто декларировать намерения, а предпринимать реальные шаги для качественного улучшения экологической ситуации. Более того, как показала история развития общества, фундаментальные положительные социальные изменения невозможны без решением конкретных экологических проблем.