Выступление Председателя Комитета МОД по экономической и инновационной политике, члена бюро МК КПРФ М.Ю. Авдеева на совещании депутатов-коммунистов Московской области
-К сожалению, обсуждая нынешнюю общественную ситуацию, не могу не вспомнить известное восточное проклятие: «Жить тебе в эпоху перемен», избавиться от которого нам с вами никак не удается.
В качестве примера считаю необходимым обратить внимание на тему, казалось бы, далекую от проблем стимулирования инновационной деятельности, которыми я должен заниматься ввиду своих профессиональных депутатских обязанностей, – тему новой реформы образования.
Во-первых, следует заметить, что это не далеко не первая реформа образования, проводимая (затеваемая) в современной России.
Предыдущая крупная реформа в частности включала в себя введение ЕГЭ.
Данный «эксперимент» был начат в 2001 году. В качестве его результата мы получили сегодняшний уровень школьного образования, недавно оцененный по международным методикам.
В тестировании участвовали школьники из 65 стран.
Итог этой оценки для России:
– 38 место по уровню математической грамотности 15-летних школьников.
Что еще хуже – при оценке читательской грамотности, понимаемой в частности как умение анализировать прочитанные тексты, наша 15-ти летняя молодежь оказалась на 43 месте. Хуже дела обстоят только в странах Латинской Америки и бывшей Югославии.
При этом хочу подчеркнуть, что показатель читательской грамотности оценивается путем выявления нескольких навыков, в том числе умения «осмысливать и оценивать» содержание текста. И именно оценка этой способности учащихся, помогающей или мешающей осваивать иные знания и навыки, снизилась с 2000 года (даты предшествующего тестирования) на 14 баллов. По оценке специалистов на сегодняшний день в России школьников, готовых к самообучению с помощью текстов, вдвое меньше, чем в развитых странах мира.
Поскольку период, прошедший между двумя оценками, фактически совпал по времени с экспериментом по введению ЕГЭ, которые «успешно» сдают наши выпускники, невольно соглашаешься со словами сатирика Задорнова, о том, что в результате предыдущей реформы среднего образования «молодые люди вместо знаний научились угадывать».
А что касается самой предыдущей реформы, то если процитировать одного небезызвестного политика, «получилось как всегда».
И если учесть, что подготовка новой реформы образования совпадает по времени с реформой всей бюджетной сферы, то возникает естественное опасение, что аналогичный, если не худший результат будет получен и при ее реализации.
Почему эти обстоятельства вызывают такую обеспокоенность.
Модернизация производства, будь это первые годы советской власти, когда еще В.И.Ленин писал: «Только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно», будь это современный этап, когда встает вопрос об использовании нанотехнологий, не возможна без наличия необходимой подготовки работников: не только ученых, инженеров, но в первую очередь рабочих.
Дефицит рабочих кадров как тормоз в развитии производства неоднократно отмечался всеми действительно заинтересованными в модернизации сторонами.
Одна из последних дискуссий теперь уже на тему реформы профессионального образования (начального, среднего, высшего), произошедшая в стенах Совета Федерации показала, что такие организации, как например Торгово-промышленная Палата, озабочены сохранением целостной системы профессионального образования, качеством выпускаемых кадров, недостатком выпускников в первую очередь начального профессионального звена. В тоже время Министерство образования считает, что нынешняя система начального профессионального образования «не столько выполняет образовательные функции, сколько вбирает в себя подростков, по той или иной причине отказавшихся идти в десятый класс». И именно поэтому Министерством предлагается встроить её в систему среднего профессионального образования, которое и будет, по замыслу авторов идеи, готовить квалифицированных рабочих…
Поскольку скопившихся за последние годы проблем социальной адаптации молодежи никто в одночасье решить не сможет, то вряд ли подобная перестановка слагаемых (фактически реформа ради реформы) качества подготовки не повысит. А наоборот поставит среднее профессиональное образования перед лицом проблем, с которыми на сегодняшний день вынуждены сражаться педагоги в начальном профессиональном образовании. Заставит заниматься коррекцией поведения вместо обучения.
Следом идет вопрос оплаты образования. Пускай формально в тексте широко обсуждаемого в настоящее время нового проекта федерального закона «Об образовании» декларируются гарантии бесплатности как общего, так и среднего профессионального образования, оговорка о том, что бесплатность гарантируется в неких «пределах» особенно на фоне уже упомянутой мной реформы бюджетной сферы вызывает серьезные опасения.
Проект закона об образовании вынесен на общественное обсуждение. Поскольку от качества образования, его доступности зависит будущее нашей молодежи, зависит будущее нашей страны, считаю необходимым, чтобы в этом обсуждении приняло участие как можно больше, работников образования, служащих, предпринимателей, родителей, самих учащихся, всех неравнодушных людей. Поскольку предполагается, что обсуждение будет продолжаться лишь до 1 февраля 2011 года, необходимо максимально активизировать работу в этом направлении. Человек, лишенный «читательской грамотности» не может внедрять, а тем более создавать инновации. Государство не может перекладывать свои основные функции на полу коммерческие по сути организации.