Надо отдать должное политтехнологам нынешнего режима (Суркову?), сценарий празднования 150-летия отмены крепостного права в России они разработали вполне грамотно. Первые публикации в прессе, выступления политологов по телевидению начались еще 19 февраля, а завершился этот постепенно густеющий поток славословий 3 марта, который по новому стилю соответствует 19 февраля 1861 года, выступлением президента Д. Медведева на международной (!) конференции в Мариинском дворце Санкт - Петербурга. Название конференции - "Великие реформы и модернизация России" также было сформулировано с неким намеком на созвучие эпох Александра II и ельцинско-путинско-медведевской, которую современники уже окрестили "эпохой Ксюши Собчак".
Не знаю, как зарубежная пресса, а российская из всех выступлений на это конференции обнародовала только одно - президента, тем самым ему придали значение главного, самого авторитетного мнения, подводящего черту под всеми предыдущими. Речи Д. Медведева отведена роль ценного указания (ЦУ) всем нынешним и будущим российским историкам и политологам. И это не мое досужее размышление. Чтобы ни у кого не было в этом сомнения, отмечу, что именно такое значение речи придал сам президент в самом ее начале. "Их (реформ) внимательное изучение является безусловным (!) приоритетом и для науки, и для всех, кто занимается политической практикой, для всех, кто верит в развитие современной России. Конечно, их внимательное изучение безусловно (!) необходимо в процессе модернизации, которая идет в нашей экономике, да и в нашем обществе в целом.
Можно, конечно, согласиться с призывом господина президента "внимательно изучать" реформы Александра II, но следует присмотреться к тому, что вынес из него сам Д. Медведев и изложил в своей речи. Так, он считает, что царь получил в наследство страну, "основными политическими институтами которой были крепостничество и военно-бюрократическая вертикаль власти. За внешним могуществом империи он разглядел слабость и бесперспективность этих институтов. Россия тоже должна была измениться, стать передовой страной, которую объединяют с Европой единые ценности". В этих словах верно то, что в те годы во всей Европе, включая другую империю, австро-венгерскую, крепостной зависимости крестьян, наследия и свидетельства полного торжества феодализма, уже не было и в помине. Кстати говоря, некоторые историки, которых, не называя по имени, цитирует господин президент, утверждают, что "крепостное рабство в нашей стране было ликвидировано раньше, чем в тех же самых Соединенных Штатах Америки". Однако это утверждение верно лишь отчасти - в северных штатах этого государства рабства негров или, как сегодня там принято говорить, афроамериканцев, не было, а на юге оно действительно было упразднено после кровопролитной победы Севера над Югом. Так что для этих самых историков, да и для президента Д. Медведева, было бы полезно прочитать книгу Гарриет Бичер Стоу "Хижина дяди Тома".
Но это так, между прочим, не самое главное. А главное заключается в том, что не только и не столько буржуазные преобразования в Европе, которые, конечно же, имели влияние на российское общество, а сама российская действительность подталкивала царский режим к определенным реформам. Решающее значение имели два фактора: нарастающая борьба крестьян за свое освобождение и деградация помещичьих хозяйств. К тому времени две трети их были заложены и не единожды перезаложены. «Крепостничество» веками унижало права, человеческое достоинство миллионов русских людей. Обретение личной свободы дало им возможность стать полноценными подданными Российской империи". С этими словами господина президента можно согласиться, но остается добавить, что крепостничество веками еще и грабило крестьян. К тому же де-факто они так и не стали "полноценными подданными", такими же, как, к примеру, дворяне.
"Проект нормального, гуманного строя, который был задуман Александром, оказался жизнеспособнее "советского эксперимента" - не без пафоса заявил Д. Медведев. Между тем этот "гуманный проект" вызвал бурю возмущения крестьян. Широко известные восстания крестьян в селе Бездна, Казанской губернии, и селе Кандеевка, Пензенской губернии, были двумя выступлениями их протеста из более тысячи. По статистическим данным, к 1906 году крестьяне заплатили помещикам 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей.
Это очень "гуманно" поступила царская власть с крестьянами, не правда ли, господин президент? Такая "гуманность" и привела Россию через полвека к трем революциям. Что же касается "социалистического эксперимента", то сегодня, после 20 лет буржуазных реформ, после того, как народ был чудовищным образом ограблен, особенно четко видно, что советский период был периодом строительства нормальной человеческой жизни, прерванного чудовищным экспериментом над людьми по строительству "капитализма с человеческим лицом"!
В своей речи Д. Медведев напомнил, что "террор как явления, как колоссальная проблема для нашей страны, по сути, появился практически вместе с великими реформами". Видимо, надо полагать, что и нынешние вылазки террористов тоже связаны с "великими реформами" в "обновленной России". Да, связаны. Но террор народовольцев был следствием и ответом на уголовное преследование царским режимом своих политических оппонентов, а террористические вылазки чеченских боевиков - это, в сущности, борьба за собственность. Достаточно сказать, например, что известный арабский наемник Хаттаб на момент гибели был владельцев двух нефтяных скважин в Чечне. Рейдерские захваты собственности в Москве и других городах России, сопровождающиеся гибелью людей, - это разве не террор?
Президент сказал хорошие слова: "Свобода от страха, от унижений, от бедности, от болезней, свобода для всех - такова наша сегодняшняя цель развития. При этом это не просто высокие слова - это потребность любого разумного и современного человека. Это может облекаться в различную словесную оболочку, но именно об этом мы думаем практически каждый день". Это хорошо, что вы, господа хорошие, об этом думаете "каждый день". Плохо то, что эти "высокие слова" дл президента Д. Медведева не скупились произносить президенты Ельцин и Путин, но с каждым прожитым днем миллионы россиян убеждаются в том, что они удаляются от реального воплощения их в жизнь все дальше и дальше. Вот почему в обществе растут протестные настроения и сознание того, что так жить нельзя. В обществе все громче звучит призыв - "Даешь социализм!"