В двух разных, на первый взгляд, профессиях - летчика и писателя - на самом деле есть одно общее - небо. Для летчика - это ежедневная работа, а для писателя - очень часто предмет деятельности. Писатель воспевает небо как некий возвышенный идеал, правда, чаще всего недостижимый. Герой моего сегодняшнего рассказа - прославленный летчик, житель Звездного городка Борис Александрович Жихорев.
Первое, что меня удивило в биографии Бориса Александровича, - это то, что у него начало трудовой деятельности - 1964 год, а окончание школы - 1966 год. То есть человек два года днем работал горнорабочим шахты, а вечером учился в школе рабочей молодежи (что совершенно не представимо для моего поколения). Ни одному моему ровеснику ни за что не объяснишь, что прославленный летчик родился в бедной семье в Кемеровской области, поэтому подростком спустился в шахту, чтобы заработать хотя бы немного денег. Но даже в этом, казалось бы, благом деле Борису Александровичу понадобилась помощь. На работу его устраивал старший брат - горный инженер, как теперь сказали бы, «по блату». А в чем, собственно, было дело? А в том, что жестокая и кровожадная Советская власть, которая только и занималась, что поеданием младенцев, не разрешала детям работать. Был, знаете, такой КЗоТ, с которым руководители советских предприятий спорить боялись.
Но с горнодобывающим ремеслом дружба у Бориса Александровича не сложилась. И уехал он в г. Челябинск, поступать в высшее военное авиационное училище штурманов - покорять небо. И впоследствии стал штурманом-инструктором 1-го класса. О своем военном прошлом Борис Александрович рассказывает не очень охотно, как будто сам смущается своего рассказа, как будто он где-то что-то невольно преувеличил. В основном он говорит о своей работе как об обычных, ничем не примечательных буднях. Помните, как в романе Каверина на вопрос о полетах на Крайнем Севере, Саня Григорьев отвечает: «Льды как льды, пустыни как пустыни…» Вот также и Борис Александрович: «Ну летал, ну учил летчиков теории и практике - ничего особенного». На самом деле особенного много. Я, например, с удивлением узнала, что летчики боятся только двух вещей: медкомиссии и прыжков с парашютом. С медкомиссией, по крайней мере, все понятно - боязнь, что не разрешат летать. А вот что касается прыжков с парашютом… Но, оказывается, летчики в отличие от нас, простых смертных, которые ходят по земле, боятся не первого шага из самолета, а того, что не раскроется парашют. А еще они не любят быть инструкторами, потому что, если они переходят на преподавательскую работу, их уже не отпустят с нее ни при каких обстоятельствах.
Завершил свою военную карьеру Борис Александрович в должности начальника оперативного отдела - заместителя начальника штаба управления авиации Сухопутных войск. Это решение он принял в 1993 году, в связи с тем, что ситуация, сложившаяся в Вооруженных Силах, да и в стране в целом, не оставляла ему возможности дальше служить.
Карьера - это, так сказать, внешний показатель цельности характера человека, его силы. Но есть и другие - внутренние, мировоззренческие, если хотите. Ведь только действительно сильный человек потерпит рядом с собой сильную женщину. И Борис Александрович блестяще подтверждает это правило. Зная, что его супруга - мадам «МиГ», как называют ее на Западе, летчик-испытатель первого класса полковник ВВС Марина Лаврентьевна Попович, я не удержалась, чтобы не задать вопрос: «Это очень трудно - быть рядом с сильной женщиной?» Борис Александрович улыбнулся: «Да нет, нетрудно - хлопотно только. Она все и всегда стремится делать сама. И всем стремится помочь, а я вынужден объяснять, что это не всегда возможно».
Но есть у Бориса Александровича кроме полетов еще одно увлечение - он пишет стихи. В 2004 году вышел сборник стихотворений «Беседа с другом»; в 2006 году (совместно с М.Л. Попович) - сборник «Наедине с небесами».
Бориса Александровича Жихорева и по сей день отличает активная жизненная позиция. Он возглавляет Московское областное отделение «Союза советских офицеров», на работе, в ОАО «ОМК-Сталь», помогает молодежи обрести истинные ценности и найти свою дорогу в жизни и конечно, сохраняет верность Коммунистической партии, в которую вступил в 70-е годы прошлого века.
Ольга Кольцова