Выездное заседание Комитета по промышленности, ЖКХ, строительству, транспорту и информатизации Мособлдумы (председатель - Алексей Звягин) состоялось 18 мая на предприятии «Дорпрогресс - Щелково». В заседании приняли участие члены этого комитета, депутаты фракции КПРФ Павел Лыков, Илья Крыканов, а также Наталья Еремейцева, член Комитета по труду и социальной политике, курирующая Щелковский муниципальный район от фракции КПРФ. Помимо принимавшей стороны, руководства Щелковского района, на заседании также присутствовали руководители Мосавтодора, представители Министерства финансов, ГИБДД, Госадмтехнадзора, главы и председатели Советов поселений.
Заявленная тема - об использовании автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности на территории области - была лишь поводом для весьма обстоятельного разговора о причинах плачевного состояния дорог Подмосковья и перспективах улучшения финансирования отрасли. Прежде всего речь шла о создании в ближайшее время отмененного ранее областного дорожного фонда, куда будут перечисляться все акцизы на бензин и транспортный налог, собранные на территории области. Экономический кризис показал, что закрытие таких региональных фондов было непростительной ошибкой: с приходом кризиса финансирование из областного бюджета Главного управления дорог по Московской области - Мосавтодора - сократилось почти в шесть раз - с 250 млрд рублей в 2007 году до 37 млрд в 2008-м. И только сейчас бюджет Мосавтодора начал потихоньку расти. Такой обвал финансирования отрасли предопределил сокращение на треть работников предприятий Мосавтодора (с 14,5 тысячи до 9,5 тысячи человек), а также и крайне неудовлетворительное состояние многих дорог в области, ведь на время экономического кризиса ремонтные и строительные работы были почти полностью приостановлены. По словам Ивана Черноусова, руководителя Мосавтодора, сегодня 80% дорог на территории области требуют капитального ремонта. Добавьте сюда проблему участившихся дорожных пробок, отравляющих жизнь миллионам автолюбителей, и станет понятно, что дорожникам было о чем поведать законодателям.
Всего в ведении подмосковных дорожников - 17, 3 тысячи км дорог, больше 2 тысяч из них - федеральные трассы. Много это или мало? Если оценивать количество дорог плотностью на 1 кв. км территории, то это в 6 раз меньше, чем в Нидерландах, в 12 раз - чем в Бельгии, в 5 раз - чем в Швейцарии. Сравнивать их качество с европейскими вообще не имеет никакого смысла. Кстати, существенная разница по оснащенности дорогами имеется и между регионами Подмосковья. Например, в Люберцах плотность дорог в три раза выше, чем в Химках.
В «золотые» нефтедолларовые годы дорожная отрасль области нарастила немалые «мускулы». Предприятия Мосавтодора, а их около ста, существенно укрепили материально-техническую базу, приобрели по лизингу много техники. Сегодня только треть из них можно назвать более-менее успешными.
А между тем перед дорожниками области возникают всё новые и новые проблемы. С принятием ФЗ № 94 о госзакупках, согласно которому расширился перечень работ, проводимых на электронных аукционах, госпредприятиям Мосавтодора всё труднее конкурировать с негосударственными фирмами, предлагающими услуги по более низким ценам и зачастую более низкого качества. Что ж, эта схема стара как мир. Ведь, несмотря на кризис, в отрасли крутятся миллиарды бюджетных рублей. Кто же сегодня не пожелает оседлать эти денежные потоки?
Вторая проблема - ужесточившиеся требования к состоянию дорог со стороны ГИБДД. За 2010 год на дорогах области погибло в ДТП 1735 человек и 13 406 получили ранения. А между тем 34% ДТП совершаются из-за дорожных условий, в частности из-за низкого качества дорожного покрытия. Сегодня всё чаще и чаще такие условия совершения ДТП фиксируются автоматически через видеонаблюдение и не оставляют дорожникам возможности «договориться» с инспектором ГИБДД, чтобы он в протоколе не назвал плохое качество дороги как главную причину совершения ДТП. Дорожным службам на основании этих протоколов стали выставляться огромные суммы штрафов и т.д.
Развивая эту тему, можно говорить и о безответственности руководителей исполнительной власти на местах, которые мало внимания уделяют созданию условий для безопасности своих граждан. Многие объекты торговли принимаются ими в строй с грубыми нарушениями проекта размещения подъездных путей; не используются все возможности для строительства пешеходных переходов (например, в г. Щелково через Пролетарский проспект) и т.д. В администрациях муниципальных образований зачастую отсутствуют специалисты дорожной отрасли, что ведет к принятию некомпетентных решений в этой важнейшей сфере жизнеобеспечения поселений. А передача в ведение муниципалитетов сети местных дорог без соответствующих источников их финансирования уже привела многие из них к разрушению. Впрочем, назывались и положительные примеры: например, в г.о. Балашиха разработана комплексная транспортная схема, на ремонт дорог в прошлом году потрачено более 100 млн рублей.
И в заключение. Обсуждение проблем дорожной отрасли выявило многие пробелы в законодательстве и организационных подходах к ее функционированию. Способны ли нынешние власти, возглавляемые функционерами из «Единой России», преодолеть эти проблемы, ведущие к транспортному коллапсу в ближнем Подмосковье? Или они по-прежнему будут уповать только на солидные финансовые ресурсы, которые им сулит создание Дорожного фонда? Но мы-то прекрасно осознаем, что при существующей системе «откатов» и «распилов» вряд ли дорожная отрасль явит нам чудо, и мы во втором десятилетии XXI века наконец-то покатим по современным дорогам без аварий и пробок.