В конце прошлого года начала работу Московская областная Дума пятого созыва. О проблемах и планах деятельности мы беседуем с Председателем Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы, заместителем руководителя фракции КПРФ в Мособлдуме, секретарем Московского областного отделения КПРФ Александром Анатольевичем Наумовым.
ПП: Александр Анатольевич, скажите, пожалуйста, чем отличается нынешняя Московская областная Дума от предшествующей?
А.Н.: Начнем с цифр. В Думе пятого созыва несколько снизилась представленность партии власти – с 33 до 29. От КПРФ – 11 депутатов, а было 12. СР имеет 6 мандатов (было 5). В пятой думе представлена ЛДПР (4 депутата).
Утвержденная структура областной Думы пятого созыва включает 11 комитетов и одну комиссию. В структуре Мособлдумы четвертого созыва работало 10 комитетов. Комитеты являются постоянно действующими органами. Основные задачи, решаемые комитетами – это подготовка, анализ законодательных проектов. Численное преимущество депутатов от ЕР позволило им возглавить большинство комитетов.
Что касается сущностной стороны. На первом заседании Московской областной Думы четвертого созыва Губернатор МО подчеркнул, что главной целью на ближайшие пять лет должен стать новый прорыв в экономике и социальной сфере региона. Партия власти уверяет нас, что область добилась значительных успехов. Однако, каждый на себе чувствует, что принятые большинством из ЕР законы толкают нас в пропасть нищеты и бесправия. Образование, здравоохранение, ЖКХ – практически все становится труднодоступным для простого человека. Плюс к этому – коррупция, неуправляемая миграция, преступность.
Основными приоритетами работы Мособлдумы пятого созыва, по заявлению ее председателя И.Брынцалова, станет дальнейшее повышение качества жизни жителей региона, сохранение тесного контакта при работе с губернатором и муниципалитетами, совершенствование законов в сфере соцзащиты, образования и здравоохранения. Фракция коммунистов в областной Думе будет продолжать отстаивать интересы жителей Подмосковья и противодействовать такому «совершенствованию» законов, которое тяжким бременем ляжет на их плечи.
ПП: В новой Думе Вы возглавляете Комитет по местному самоуправлению. Каков круг вопросов, решаемых вашим Комитетом?
А.Н.: Согласно Постановлению Мособлдумы, определяющему функции и организацию деятельности Комитета, в его ведении находятся вопросы разграничения муниципального имущества, определения границ муниципальных образований, порядка решения вопросов местного значения, и др. Комитет принимает участие в подготовке замечаний и предложений по различным аспектам жизнеобеспечения муниципальных образований. Хотелось бы обратить внимание, что даже такие, казалось бы, далекие от реальных нужд населения вопросы, как, например, границы муниципальных образований, на самом деле, тесно связаны с интересами жителей. Ведь это, в частности, и близость власти к населению, и финансовое наполнение местных бюджетов. Следует отметить, что за последние годы перечень вопросов местного значения значительно расширился. Достаточно посмотреть дополнения к главе 3 «Вопросы местного значения» ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 31 декабря 2005 г. Это приводит к увеличению объёма расходных обязательств муниципальных образований, что и делает проблему финансового обеспечения реализации вопросов местного значения актуальной. Следует отметить, что в основу муниципального деления легло административно–территориальное деление. В результате, как отмечают специалисты, например Ю.Шпигунова, возникает проблема отождествления административно–территориальных единиц и муниципальных образований, что означает огосударствление последних. Другая проблема связана с тем, что не учитывались различные факторы и тенденции, связанные с ресурсным обеспечением территорий для их комплексного социально–экономического существования и развития.
ПП: Какие проблемы местного самоуправления Вы считаете наиболее актуальными?
А.Н.: Местное самоуправление – это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и ответственная деятельность населения по решению вопросов местного значения, т.е. таких, с которыми мы сталкиваемся каждый день, которые непосредственно затрагивают жизнеобеспечение людей, способствуют формированию нормальных условий жизни жителей. Это право может быть реализовано или непосредственно или через органы местного самоуправления. Значит, для того, чтобы это право реально работало, необходимо изживать равнодушие, необходимо осознавать, что только совместными усилиями мы можем менять нашу жизнь к лучшему. Другими словами, быть активными, чувствовать себя хозяевами своей земли. И, конечно, необходимо ответственно относиться к выборам органов местного самоуправления, контролировать работу представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
ПП: Как можно осуществлять такой контроль?
А.Н.: Органы местного самоуправления выражают интересы населения муниципального образования и подотчетны ему. Согласно действующему законодательству жители имеют право отзывать депутата представительного органа или выразить недоверие главе муниципального образования. В этих случаях полномочия депутата и главы прекращаются досрочно.