Именно с этим вопросом мы обратились к депутату Московской областной Думы Михаилу Леонтьеву, принявшему участие в заседании круглого стола на тему «О работе хлебопекарных предприятий Московской области в условиях рыночной экономики. Опыт в продвижении продукции хлебопечения на межрегиональный рынок и рынок Московской области». Круглый стол, организованный Комитетом по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы, состоялся 18 апреля 2012 года. В заседании приняли участие депутаты Государственной и Московской областной Думы, представители исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и Московской области, представители союзов, некоммерческих партнерств, общественных организаций, торговых розничных сетей.
- Инициатором проведения данного круглого стола стали хлебопекари Московской области, которые обратились в органы законодательной власти региона с рядом предложений по стабилизации работы хлебопекарных промышленных предприятий Московской области. Считаю, что проведение данного совещания более чем актуально, так как о многих проблемах хлебопекарных предприятий знаю не понаслышке, и вместе с тем, в ходе совещания было выявлено ряд проблем, решение которых возможно лишь при внесении изменений в существующее законодательство.
Как отметил председатель Комитета Александр Шаров, открывший совещание, тема хлебопекарных предприятий не раз поднималась и в ходе предвыборной избирательной кампании, наибольшее число обращений и вопросов, поступающих в Комитет по вопросам аграрной политики и потребительского рынка, связано именно с развитием этой отрасли.
Хлебопекарная промышленность является одним из важных звеньев агропромышленного комплекса России, хлеб является наиболее массовым продуктом питания, обеспечивающим около 30 процентов физиологической потребности человека в питательных веществах, микроэлементах, витаминах и энергии. Хлебопекарная промышленность Московской области на протяжении многих лет занимает второе место в России по объёмам производства хлеба в натуральных показателях.
Как сообщила председатель правления Союза производителей хлеба Московской области Алёна Сабатарова, производители хлебобулочных изделий обеспокоены тем, что сегодня на предприятиях Московской области происходит снижение объёмов производства хлеба, например в 2011 году по сравнению с 2010 годом снижение составило 11,3%, тогда как в Москве в этом периоде производство хлеба увеличивается. Политика сетевых магазинов такова, что сегодня 22% хлеба завозится в область из Москвы, Ленинградской, Тверской, Тульской, Ярославской, Владимирской, Ивановской, Рязанской, Калужской, Липецкой областей. Из-за падения спроса на хлеб и очень высокого уровня конкуренции на рынке хлеба Московской области в первую очередь страдают крупные хлебозаводы. Мощности многих подмосковных предприятий загружены всего на 40-60%. Политика последних лет Московской области, направленная на неповышение цен на хлеб, привели к тому, что в отсутствии поддержки со стороны государства и в результате повышения роста цен на муку от 60 до 75 %, повышения тарифов естественных монополий на газ, электроэнергию, воду в среднем на 15-20% , повышения ставки страховых взносов на фонд оплаты труда в среднем на 8%, рентабельность производства хлеба на большинстве предприятий не превышает 3-5%. Около 10 предприятий отрасли по итогам 2011 года получили убытки от хозяйственной деятельности. В 2010 году таких предприятий было 3. Ускорились процессы перепрофилирования и ликвидации хлебопекарных предприятий. Вместе с тем, низкая доходность большинства хлебопекарных предприятий объективно препятствует привлечению кредитов, инвестиций и накоплению собственных средств для модернизации производства. Только треть предприятий оснащено современным хлебопекарным оборудованием. Степень износа основных фондов в отрасли достигает 65%, из-за чего многие предприятия не могут обеспечить высокое качество и конкурентоспособность продукции. Все это привело к тому, что труд хлебопёка является непривлекательным, текучесть кадров по отрасли в 2011 году составила 27,6%, а по некоторым предприятиям – 50-60%. За последние 20 лет численность работников отрасли снизилась с 50 до 12 тыс. человек, тогда как численность работников торговли увеличилась с 28 до 500 тыс.человек.
Считаю, что сегодня необходим унифицированный единообразный подход к реализации программ поддержки хлебопёков. Необходимо, по итогам проведённого совещания, создать рабочую группу по инициированию законодательных инициатив, способных исправить ситуацию в отрасли и передачи их на федеральный уровень. Необходимо создать равные условия для производителей и сетевых торговых компаний, консолидировав ответственность за нереализованный товар. Сегодня весь нереализованный в торговых сетях товар возвращается полностью на хлебопекарные предприятия, от чего последние терпят убытки. Кроме того, как отмечают хлебопекари, «сетевики» зачастую нарушают сроки оплаты уже поставленного товара. Хлеб – это стратегический пищевой продукт, употребляемый человеком каждый день, поэтому необходима государственная политика по регулированию цен на данный продукт и предоставлению налоговых и других льгот. Необходимо поддержать и сохранить хлебопекарные предприятия Московской области, выпускающие качественную продукцию. Если не сделать этого сейчас, то вхождение в ВТО может привести к тому, что, не выдержав конкуренцию, наши предприятия перестанут существовать и мы будем вынуждены употреблять хлеб сомнительного качества и по более высоким ценам. Если стратегически важная отрасль будет уничтожена, то это напрямую отразится на безопасности страны.