В областном Доме искусств «Кузьминки» прошёл семинар-совещание на тему: «Тенденции развития законодательства о местном самоуправлении: практика и проблемы применения», который был организован Министерством по делам территориальных образований Московской области, прокуратурой Московской области и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Московской области» для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
На семинаре с докладом о перераспределении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления выступил председатель Комитета Московской областной Думы по местному самоуправлению Александр Наумов.
Александр Анатольевич напомнил участникам семинара, что в Мособлдуме образованы рабочие группы по правовым вопросам перераспределения полномочий между органами государственной власти, местного самоуправления, а также по финансовым и налоговым вопросам и по межбюджетным отношениям, в которых ведётся предметный анализ сложившейся ситуации и готовятся конкретные предложения по изменению законодательства.
В качестве примера, когда требуется корректировка и уточнение законодательства в сфере местного самоуправления, депутат привёл формулировки статей 14 и 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые не позволяют строго разграничить вопросы местного значения поселений и муниципальных районов.
Александр Наумов отметил определённую непоследовательность при разграничении полномочий между различными уровнями власти. С одной стороны, на органы местного самоуправления возлагается решение задач, имеющих не местный, а общегосударственный характер, либо требующих централизованного подхода. Так, к вопросам местного значения отнесены профилактика терроризма и экстремизма, гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, деятельность аварийно-спасательных служб и формирований, мобилизационная подготовка.
С другой стороны, на федеральном уровне сохраняются полномочия, которые вполне могут осуществляться на региональном или местном уровне. Это ведёт не только к росту числа территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, но и к снижению эффективности решения некоторых вопросов. В первую очередь, это касается контрольно-надзорных полномочий, оказывающих существенное влияние на социально-экономические процессы и инвестиционный климат в регионах.
Александр Наумов предложил провести инвентаризацию полномочий, осуществляемых органами власти и местного самоуправления, чтобы решить вопрос о целесообразности сохранения или передачи их на иной уровень.
По мнению депутата, вопросы местного значения можно разделить на две группы: условно «федеральные» и «региональные». «Федеральные» вопросы местного значения, как и сейчас, по всей стране надо жёстко закреплять за каждым типом муниципального образования, а право разграничения «региональных» вопросов между муниципальным районам и поселениями следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации.
К «федеральным» вопросам следует отнести следующие вопросы:
– формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета;
– установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования;
– владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
– иные вопросы, решение которых непосредственно муниципальным образованием необходимо для его признания независимым и полноправным субъектом публичной власти. Например, генеральные планы поселений и схемы территориального планирования муниципальных районов должны утверждаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Что касается иных вопросов местного значения, то их отнесение к компетенции муниципальных районов или поселений целесообразно было бы закрепить за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Александр Наумов затронул и такую важную проблему как финансовое обеспечение полномочий при их перераспределении.
Муниципальные образования должны быть обеспечены финансовыми ресурсами таким образом, чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять финансирование не только текущих расходов, но и формировать бюджеты развития в структуре соответствующих бюджетов.
За местными бюджетами, в первую очередь, по мнению Александра Наумова, должны закрепляться налоговые доходы, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления. Так, например, местным бюджетам можно передать налог на прибыль организаций, который в настоящее время зачисляется в федеральный бюджет. Можно также отменить им льготы по региональным и местным налогам, которые установлены федеральным законодательством.
В заключение своего выступления Александр Наумов предложил участникам семинара-совещания принять активное участие в работе по подготовке предложений, касающихся перераспределения полномочий между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления.